Отправляясь за рубеж, всегда есть смысл предварительно познакомиться с доступными способами передвижения. Если автостоп не входит в планы, стоит интересоваться более удобными вариантами. Транспорт в Болгарии развит настолько хорошо, что вопросов как, откуда, куда и на чем добраться, практически не возникает. Все-таки, местная транспортная сеть является частью общеевропейской системы, созданной и функционирующей по единым стандартам и цивилизованным правилам.
Общие сведения
Географическое расположение Болгарии на пути из Европы в Азию исторически требовало уделять транспорту огромное внимание. Система путей сообщения всегда играла стратегическую роль, начиная от Турции, долгое время владевшей страной, и заканчивая европейскими державами, стремившимися на восток.
Учитывая богатую историю развития и небольшие размеры страны, общественный транспорт в Болгарии позволяет добраться от одной до другой границы за несколько часов:
- автомобильным и автобусным сообщением;
- железной дорогой;
- самолетом;
- речным и морским транспортом.
В болгарских городах ходят автобусы, трамваи и троллейбусы. Конечно, везде работают операторы такси, а в столице есть даже метро.
Болгарский метрополитен
Метро в Болгарии есть лишь в столице. Необходимость была вызвана исчерпанностью пропускной способности основных маршрутов наземного общественного транспорта и экологическими проблемами на фоне быстрого роста пассажиропотока.
Строительство началось в 1979 году, а первая ветка начала работать через 18 лет ─ в начале 1998 года, и на момент открытия включала всего пять станций. О сооружении второй ветки муниципалитет объявил в конце 2008-го, и уже через два года состоялся ввод в эксплуатацию первого участка.
В настоящее время софийский метрополитен состоит из двух линий общей протяженностью 40 км с 35 станциями, среднее расстояние между которыми составляет 1000 м. Используется колея европейского стандарта с шириной 1435 мм. Все станции ─ подземные.
Перроны рассчитаны на прием шестивагонных составов, максимальная скорость которых не превышает 80 км/ч, а интервал движения варьируется от 1,5 до 3 минут. Подвижной состав пока исключительно советского и российского производства. Схема метро Софии представлена на следующей картинке:
Согласно генерального плана развития, строительство третьей линии стартовало в 2016 году. После ввода общая протяженность метрополитена составит 75 км с числом станций 69. По расчетам, софийский метрополитен будет способен ежедневно перевозить до 1 млн пассажиров.
Метро начинает работать в 5:00 утра и закрывается в 23:30. Цена билета зависит от количества поездок:
- проездной в один конец ─ 1,6 лева;
- электронная карта на 10 поездок ─ 12 левов;
- на 20 разовых поездок ─ 24 лева;
- на 30 поездок ─ 36 левов;
- на 40 поездок ─ 48 левов;
- на 50 поездок ─ 60 левов.
Есть проездные на сутки, стоимость которых составляет 4 лева. Билеты продаются при входе в подземку в автоматах и кассах. Они унифицированы ─ позволяют пользоваться всеми видами общественного транспорта. Штраф за безбилетный проезд – 40 левов.
Более подробная информация доступна на официальном сайте www.metropolitan.bg.
Автобусное сообщение
Междугородние автобусы в Болгарии представляют собой наиболее удобный способ передвижения. Большая часть парка устарела, но в каждом более-менее крупном городе есть автовокзал с четким расписанием. Поездки сравнительно комфортны и дешевы.
Помимо автобусов, широкое распространение получило маршрутное такси, следующее по маршрутам междугородных линий с меньшим числом остановок. Стоимость проезда любым видом одинакова и составляет примерно 5 евро за 100 км пути.
Городские перевозки осуществляются с 05:45 до 23:00 часов, как правило, с интервалом 5-10 минут. Расписание имеется на каждой остановке. Билеты можно купить у водителя или в автомате прямо в салоне. Стоимость ─ 1 лев. Также ходят частные маршрутки. Средняя цена проезда в них 1,5 лева.
Наличие билетов практически всегда проверяется кондукторами. Для багажа (чемодан, большая сумка) требуется отдельный билет.
Современные и комфортабельные средства передвижения можно встретить лишь в крупных городах. Кондиционеров в автобусах и маршрутках нет, пассажиров много, поэтому летом условия проезда не особенно комфортные.
Болгарский трамвай и троллейбус
Трамвай имеется лишь в столице, а троллейбусы ходят не только в Софии. Они имеются в 14 болгарских городах, в том числе в Плевене, Бургасе, Варне, Русе, Враце, Стара-Загоре, Габрово, Добриче, Хасково, Пернике, Сливене и Пазардижике. В парках ─ в основном машины болгарского производства, а также весьма комфортабельные чешские и немецкие.
Троллейбусы начинают работать в 5 утра и заканчивают в 24:00, трамваи ─ на час позже.
Билеты приобретаются у водителей или в автоматах, расположенных в салонах. Также они продаются в газетных киосках.
Цена ─ 1 лев. Компостировать требуется обязательно. Дети до 6 лет ездят бесплатно.
Поезда и электрички
Железные дороги Болгарии имеют длинную историю, и появились одними из первых в Европе. Сегодня этот вид сообщения связывает практически все города страны. Поезда вполне удобны, а билеты не слишком дороги.
С 2001 года используется европейская система управления движением. Самый загруженный вокзал ─ Софийский, а наиболее популярные направления ─ в Варну и Бургас.
Управляются госпредприятием «Български държавни железници». Официальный сайт “Болгарских железных дорог” (www.bdz.bg) позволяет узнать о расписании и приобрести электронные билеты на проезд в режиме онлайн. Русской версии нет, но есть англоязычная.
Поезда здесь двух видов:
- Экспресс (експресен).
- Пассажирские (пътнически).
Купе могут быть двухместными (I класс), 4- и 6-местными (II класс). В первом классе может быть даже душ. Также предлагаются вагоны с сидячими мягкими местами I и II класса.
В зависимости от класса, а также возраста и статуса пассажирам предлагается несколько типов билетов (карт) с разными скидками на проезд. Билеты начинают продаваться за 30 суток. Регистрация на ночные поезда заканчивается за час до отправления.
Пригородные электрички в Болгарии называются «крайградски пътнически влак». Такое сообщение связывает самые густонаселенные районы, крупные города и курорты. Пассажирам предлагаются абонементы на выбранный маршрут со сроком действия до трех месяцев. Такой проездной стоит около 50 евро. Билеты покупаются в кассе, у кондуктора или на сайте.
К неудобствам этого вида транспорта можно отнести частые опоздания (до часа). Кроме того, до многих мелких населенных пунктов нужно ехать с пересадками.
Авиация
Четыре международных аэропорта – София, Варна, Бургас и Пловдив – позволяют быстро добраться до страны откуда бы ни было. Стоимость внутренних перелетов вполне демократична: варьируется в пределах 60-80 евро в один конец. В межсезонье возможны акции, позволяющие, к примеру, попасть из Софии в Варну или Бургас вдвое-втрое дешевле.
Расписание на 2019 год можно узнать на официальном сайте Bulgaria Air (bulgaria-air.esky.bg). Там же можно забронировать билет.
Летом интенсивность полетов выше. В направлении курортов Солнечного берега выполняется до десятка рейсов в день.
Водное сообщение
Недавно появился паром в Болгарии, связывающий Новороссийск и Бургас. Паром «Дружба» принимает на борт фуры и легковые автомобили с водителями, а его каюты по комфортабельности сравнимы с номерами 4- и 5-звездочных отелей.
Цены на билеты стартуют от 120 евро (для детей ─ 60 евро). Дети до 6 лет перевозятся бесплатно. Тариф «Семейный» при покупке 4 билетов позволяет сэкономить до 15%.
Самая крупная морская компания ─ Navibilgar – базируется в Варне. С услугами и тарифами можно познакомиться на сайте www.navbul.com.
Работает паромное сообщение с Ильичевском и Стамбулом. Летом на черноморском побережье предлагаются короткие поездки на яхтах и перевозка туристов на небольших судах. Стоимость прогулок зависит от частных перевозчиков, которые этим занимаются.
Таксомоторный парк
Такси в Болгарии несложно найти в любом месте. Перевозчики есть как лицензированные, так и нет. Автомобили официальных окрашены в желтый цвет и снабжены прейскурантом под стеклом. Счетчики есть во всех машинах, а кассовые аппараты – почти во всех.
Заказ можно оформить по телефону или через интернет, указав точный адрес пункта назначения. Единого тарифа нет. Каждый таксомоторный парк определяет ценовую политику самостоятельно.
Средняя стоимость составляет:
- посадка (стандартный тариф) ─ около 0,9 лева (с 22:00 до 6:00 – 1 лев);
- 1 км пути ─ 0,8 левов (ночью до 1 лева);
- ожидание ─ 1 час стоит 13 левов или около 7 евро.
Дополнительное место багажа оплачивается в размере 5 левов. В излюбленных туристами районах тарифы выше (до 2-4 лева/км) или применяются договорные условия.
Автопрокат
У желающих не зависеть от превратностей общественного транспорта есть возможность передвигаться на арендованной машине. Дороги Болгарии вполне качественны и бесплатны, а правила позволяют ездить по скоростным магистралям со скоростью до 140 км/ч.
Прокатные компании предлагают услуги в пределах 30-50 долларов в день. Самыми надежными считаются:
- Avis (avis.bg, тел. 02-945 9224);
- Europcar (02-931 6000);
- Hertz (02-945 9217);
- Budget (02-937 3388).
Также можно воспользоваться услугами аренды автоагрегатора Myrentacar.
Можно найти местное предложение в районе 25 левов без учета бензина. Страховка включается в стоимость. Чтобы воспользоваться, нужно иметь возраст 22 года, 2 года водительского стажа и права международного образца.
Городские транспортные схемы
Особый интерес для туриста представляют схемы движения транспорта в самых крупных болгарских городах. Ниже показана схема Софии.
Схема Пловдива выглядит таким образом:
А общественный транспорт Варны представлен на следующей схеме.
Основные туристические маршруты
Красивая природа, хороший климат, кухня, традиции и древняя история Болгарии привлекают туристов и летом, и зимой. Туристических маршрутов по стране масса. И сухопутных, и морских.
Например, из Святого Власа морские такси в Несебр отправляются ежедневно с 9:00 до 19:00 с интервалом каждый час от центрального причала. Стоимость билета всего 15 левов. Это прекрасная морская прогулка на катере.
Средневековую столицу Велико-Тырново, столицу юмора Габрово, дом-музей Ванги в Рупите или местечко Казанлык, где в честь символа страны – розы – устраивается пышный праздник, ежегодно посещают тысячи людей.
Конечно, российских путешественников больше интересует пляжный отдых. Поездка из Софии в Бургас на поезде позволит попасть на самые популярные курорты. Экскурсии по старой Варне сопровождаются дегустацией вин и посещением этнографического поселения Бата. Кстати, в городе находится самый большой в Европе стальной мост и третьи по размерам в мире римские термы.
Пляжные удовольствия неплохо сочетать с экскурсиями в Созополь – самую древнюю греческую колонию на Черном море, или в Несебр ─ один из старейших городов Европы, выросший на хорошо сохранившихся развалинах древнего фракийского поселения. Прогулочный открытый паровозик Солнечный берег – Несебр идет 20 минут. Билет на него стоит 3 лева (для ребенка ─ 1 лев).
Заключение
Уровень транспортного сообщения в Болгарии выше, чем можно было бы ожидать. Метро и трамвай есть только в столице, троллейбусы – во многих крупных городах. Из города в город можно доехать на поездах (экспрессах или пассажирских), автобусах или на маршрутных такси. Фуникулер в Болгарии не редкость, для прогулок можно взять напрокат велосипед или пройтись пешком.