Столица Чехии всегда многолюдна. Город буквально пронизан духом старой Европы, а соприкоснуться с удивительной историей и архитектурой ежегодно приезжают сотни тысяч туристов со всего мира. Общественный транспорт в Праге удивительно легко справляется с огромным людским потоком. Согласно статистике, объем внутригородских перевозок головного транспортного предприятия превышает миллиард пассажиров в год. Возможностей для этого у чешской столицы более чем достаточно. Гостя города остается лишь выбрать удобный и не слишком дорогой вариант.
Разновидности транспорта в Праге
Пражский городской транспорт сегодня включает множество способов передвижения: метро, автобусы, трамваи, пригородные электрички, паромные переправы, канатная дорога и такси. Благодаря такому разнообразию проблем с перевозками в городе не существует даже в часы пик и ночью.
Пражская подземка
Пражский метрополитен или, как его здесь называют, Metro v Praze либо Pražské metro, — единственный в Чехии и седьмой в Европе по пассажиропотоку. Имеет всего три ветки (А — зеленая, В — желтая, С — красная) суммарной протяженностью чуть более 50 км.
Общее число станций ─ 57, три из которых ─ пересадочные. Схема движения транспорта Праги, а именно метро, представлена на следующей картинке:
Пересечение линий образует треугольник, окаймляющий самый центр. Обозначения не соответствует очередности ввода в строй. Первой заработала ветка C. Самая длинная ─ B.
В следующем году должно начаться строительство линии D, которая соединит юго-восточную часть Праги с Центральным вокзалом. Ветка должна открыться в 2023 году.
Используются подвижные составы двух типов: Siemens М1 (на линии С) и модернизированные на заводе Skoda составы 81-71M Мытищинского завода (на ветках A и B). Поезда ходят каждые 2-4 минуты в часы пик, и через 4-10 минут в выходные и праздники.
Полезно знать: чтобы войти в вагон, необходимо нажать кнопку на дверях. В остальном метро похоже на российское. Большинство станций имеют один выход, поэтому заблудиться очень трудно, а на представленной схеме можно увидеть, как лучше добраться до основных достопримечательностей города.
Трамвай и автобус
Пражский трамвай ─ самый популярный и загруженный наземный транспорт города. Трамвайная сеть является одной из крупнейших в Европе. Общая протяженность 35 линий превышает 140 км, а парк насчитывает свыше тысячи вагонов семи различных типов производства Tatra и Škoda.
Трамваи оснащены табло, информирующими об остановках, прочными и удобными креслами из пластика либо финской фанеры. На всех остановках имеется точное расписание движения с точным временем отправления и информацией о стоимости проезда, билетный автомат и карта города с маршрутами. Примерно такая, как показана ниже.
Начало работы трамвая в Праге ─ 04.30 утра (маршруты с 1-го по 26-й). Вагоны ходят каждые 4-15 минут в зависимости от времени суток и дня недели. В будни в часы пик, примерно с 7:30 до 18:30 интервалы минимальны. Есть и ночные маршруты, о них мы упомянем чуть позже. Трамвай № 41 «Ностальгический» курсирует по выходным и праздникам с конца марта до середины ноября каждый час с 12 дня до 6 вечера.
Примечательно, что на пешеходных переходах трамвай всегда имеет преимущество.
Там, где трамваи и метро недоступны, и на окраинах выручают автобусы. Сегодня в Праге порядка 300 автобусных маршрутов. Ниже представлена карта общественного транспорта Праги с их указанием.
Парк состоит из современных комфортабельных машин марок SOR, Karosa, Man, Iveco и Mercedes. Поскольку Прага разделена для проезда на тарифные зоны, в некоторых автобусах, идущих из одной в другую, можно купить билет.
Кондукторов и турникетов нет. Пассажиры сами компостируют билеты. Для остановки по требованию нужно нажать красную кнопку STOP.
Остановки оборудованы так же, как трамвайные. Автобусы ходят примерно каждые 6-8 минут в зависимости от маршрута, времени суток и дня недели. Интервалы движения в полдень увеличиваются до 10-20 минут, а в выходные ─ до 15-30 минут.
Кстати, маршрут № 119 ходит от аэропорта им. Гавела до станции метро Dejvická, а автобус № 100 ─ до станции метро Zličín. Это самый удобный способ доехать из аэропорта в город.
Электричка
В Праге семь железнодорожных вокзалов, основными из которых являются: Центральный (Hlavní nádraží), Холешовице (Nádraží Holešovice), Смихов (Nádraží Smíchov) и имени Масарика. Возле них расположены станции метро.
Пригородные поезда Esko Praha интегрированы в единую транспортную сеть города. Схема всех 27 маршрутов выглядит так:
Электрички здесь ─ это двухэтажные комфортабельные поезда производства Škoda с кондиционерами, электронными информационными табло, биотуалетами, креплениями для велосипедов, лыж и так далее. Пригородное сообщение доступно с 04.00 до 24.00. Интервалы движения поездов ─ от 10 до 30 минут.
Канатная дорога
Фуникулер в Праге большой транспортной роли не играет. Он предназначен для подъема экскурсантов на вершину холма Петршин, расположенного в центре города, и служит для обзорных целей. Общая длина подъема составляет 510 метров. Отдельных билетов на фуникулер нет, он входит в единую систему общественного транспорта города.
Маршрут движения подвесной канатной дороги начинается от станции Újezd (Уезд), далее пролегает через Nebozízek (Небозизек) и заканчивается на Petřín. Фуникулер работает ежедневно с 9: 00 до 23:30 (с апреля по октябрь) и с 9 до 23:20 (с ноября по март) с интервалами 10-15 минут.
Речное сообщение
Водный транспорт Праги включает паромные переправы и обзорные речные трамвайчики. Всего действуют 6 паромных маршрутов:
- P1 ─ Седлецкий паром соединяет Sedlec и Zámky.
- P2 ─ Лысопайский паром связывает Шарецкую долину и Подгорье.
- P3 ─ трасса Жлуте Лазне пролегает от Лиговара к Весларжскому острову.
- P5 ─ Kotevní — Císařská louka — Výtoň.
- P6 ─ от Лаговички до Модржаны.
Паромы работают ежедневно с 04:30 до 24:30 с интервалом 10-15 мин. Зимой маршруты и график движения могут меняться. Например, линия вообще может не работать в случае неблагоприятных погодных условий или сделать перерыв на несколько часов.
Кроме этого, вдоль Влтавы множество частных судов: прогулочных теплоходов, катеров и плавучих ресторанчиков, работающих без расписания.
Такси
В Праге извозом занимаются частники, среди которых много неофициальных перевозчиков. Поэтому стоит сказать пару слов о том, как пользоваться общественным транспортом в Праге, если это такси.
К числу проверенных лицензионных компаний относятся Taxi Praha, MODRY ANDEL, SEDOP, Halotaxi, City Taxi, Speed Cars и AAA. Логотип, номера лицензии и телефонов должны быть на передних дверях машины. Те, кто занимается извозом неофициально, могут обмануть.
Счетчики используют не все. Многие не понимают русского (русскоязычного водителя можно заказать). До посадки обязательно стоит уточнять стоимость проезда у диспетчера или водителя. Стоимость услуги складывается из:
- 40 крон за посадку;
- стоимости поездки из расчета 20-28 крон/км.
- времени ожидания, которое учитывается по 6 крон за минуту.
Максимальная цена поездки в пределах центра не должна превышать 300 крон, а из аэропорта – 500 крон.
График движения
Путешественнику важно знать, до скольких работает общественный транспорт в Праге. Интересных мест в городе так много, что иногда спланировать маршрут на день очень трудно, а такси стоит дороговато.
Метро, электропоезда, паромы, трамваи и автобусы в точности придерживаются расписания. Подземка открывается в 5 утра, а прекращает работу в 24.00. В пятницу и субботу она работает до часа ночи. Как ходят трамваи и паромы, мы уже рассказали. Автобусы начинают работать в 04.30, а заканчивают в 00:30. Но есть варианты и для слегка задержавшихся туристов.
Ночные маршруты
Ночной транспорт Праги представлен специальными автобусными и трамвайными маршрутами, практически дублирующими дневные и перекрывающими весь город. Схема ночного движения показана на следующей карте:
Девять трамвайных линий (маршруты 51—59) непрестанно трудятся с 00:30 до 04:30 с 30-минутным интервалом между поездами. Как видно на схеме, Лазарская ─ центральная связующая остановка с возможностью перехода на другие линии.
Автобусный транспорт ночью доступен с полуночи до половины пятого утра. Интервал движения маршрутов от № 901 до № 960 варьируется от 30 до 60 минут.
Автобус из аэропорта в центр ходит каждые полчаса с 00:15 до 5:00. Тарифы от дневных не отличаются. Отличить ночной маршрут от дневного можно по номеру на черном фоне.
Зоны тарификации
Один из важнейших вопросов для российского туриста ─ стоимость проезда. Хочется везде успеть, все посмотреть, купить, отдохнуть и повеселиться. И желательно без перерасхода средств.
Цены на транспорт в Праге позволяют не задумываться о финансах. По европейским меркам они невысоки даже с учетом 15 % НДС.
Как и большинство крупных городов Европы, чешская столица поделена на несколько тарифных зон. Схема представлена ниже.
По большому счету, площадь города разделена на две зоны:
- P ─ имеет двойное тарифное значение. Охватывает центр, сетку станций метро, трамваев, автобусных маршрутов №№ 100-299 и 901-930, фуникулер, паромы и отдельные электрички.
- 0 ─ в свою очередь состоит из двух зон: 0 и B (отдельно выделена фактически граница зоны), включающих автобусные маршруты №№ 300-420, 951-979, а также участки пригородной железной дороги.
Еще на девять зон с простой цифровой нумерацией (с 1-й по 9-ю) разделены пригороды.
Покупка билетов
Мест, где купить билет на транспорт в Праге, немало. Проездные документы здесь универсальные ─ одинаковые для всех видов транспорта с повременной тарификацией, именные и нет.
Приобрести их можно несколькими способами:
- в метро, киосках Trafika, а также в специальных автоматах в метро или на остановках. Автоматы принимают исключительно монеты. Стоит учесть, что разменять деньги ночью будет не у кого. Недавно появившиеся новые автоматы принимают банковские карты, но такие пока есть не везде;
- В терминале у кассы PID (Пражский интегрированный транспорт) можно купить билет за 24 кроны, который действует 30 минут;
- с помощью SMS на номер 902 06. Клиенты, желающие приобрести SMS-билет, не должны блокировать услуги Premium SMS (ее можно бесплатно активировать, позвонив на горячую линию оператора связи). Мобильный оператор должен быть чешским. Чтобы получить больше актуальной информации, стоит посетить официальный сайт транспорта Праги (www.dpp.cz);
- через мобильное приложение sejf (кроме льготных билетов) или Praha DPP, доступные бесплатно на Google play и iTunes. Кошелек можно пополнить с банковской карты. Чешской SIM-карты для этого не требуется.
Также купить билеты можно у водителей трамваев и автобусов.
Билеты делятся на краткосрочные (с почасовой тарификацией) и долгосрочные, которые действуют от суток и более. Все проездные билеты в Праге на транспорт дают право ездить неограниченное число раз за указанное в них время. Перед первой поездкой их обязательно необходимо компостировать, за исключением купонов, которые продаются проштампованными и готовыми к немедленному использованию.
Дешевле всего проезд по Праге обходится с именной пластиковой или виртуальной картой Lítačka (заменила OpenCard), которую можно заказать онлайн на сайте www.pidlitacka.cz. Электронный билет активируется в течение часа.
Новое приложение PID Lítačka (появилось в конце августа) позволяет покупать проездные со значительными скидками не только по Праге, но всей средней Богемии.
Экономия на проезде
Экономию на проезде можно получить, если знать правила перевозок, а также о том, какие на 2019 год предусмотрены льготы в городском транспорте Праги:
- бесплатный проезд для лиц младше 6 и старше 70 лет, а также инвалидов (в кресле, с поводырем и собакой);
- 50% скидки в зонах P, 0 и B для пассажиров моложе 15 и старше 65 лет при наличии Special Fare Entitlement Document (электронная версия стоит 120 крон, бумажная ─ 20).
Бесплатно можно провозить:
- детские коляски;
- собак в намордниках;
- багаж, не превышающий габаритов 25 x 45 x 70 см, трубчатый длиной до 150 см и до 20 см в диаметре;
- две пары лыж с палками, сноуборд или сумку на колесиках;
- велосипед (в метро не во время пик, на пароме и в фуникулере).
Разумеется, нужно правильно рассчитать, какой билет приобрести, в зависимости от количества дней, которое планируется провести в городе.
Есть еще один беспроигрышный вариант, как сэкономить на транспорте в Праге: туристическая карта Prague Card позволяет получать скидки на проезд и посещение достопримечательностей. Бесплатно можно проехаться из аэропорта и обратно на автобусе, на речном трамвайчике по Влтаве.
Ознакомиться с возможностями и заказать карту можно на www.praguecard.com. В придачу дадут путеводитель по городу.
Расписание и построение маршрута
Планировать собственный график, зная маршруты общественного транспорта Праги, проще простого. Вся необходимая информация размещена на портале городского транспортного ведомства.
Если есть доступ в интернет, достаточно войти на страничку. Здесь имеется простой, но точно и надежно работающий планировщик. Нужно ввести пункты маршрута, дату, время, указать, прямой маршрут или с пересадками, и нажать на «Поиск».
Для инвалидов предоставляется возможность выбора автобусов и трамваев с низкой посадкой и станций метро со специальными лифтами. Если нажать кнопку «Map», можно увидеть маршруты на виртуальной карте.
Планировщик маршрутов транспорта в Праге есть также на сайте Министерства транспорта Чехии. Функционал примерно такой же, и русского языка в меню тоже нет. Выбор языка на обоих порталах ограничен немецким, английским и чешским.
Каждая система выдаст несколько вариантов с подробной информацией о пересадках, времени и расстояниях по этапам пути, а также стоимости.
Цены на проезд
Оплата транспорта в Праге не зависит от его типа. Билеты унифицированы. Стоимость зависит от тарифной зоны и предоплаченного времени пользования. Для жителей Праги применяются отдельные тарифы.
Чтобы активировать краткосрочный проездной на одну поездку или на 1-3 дня, его требуется компостировать. В автобусах и трамваях компостеры устанавливаются на поручнях. В метро турникетов нет, а валидаторы имеются на входе.
При смене вида транспорта действующий билет не нужно компостировать еще раз.
С тем, сколько стоит проезд в общественном транспорте в Праге, можно познакомиться на сайте dpp:
- базовый (на 90 мин) стоит 32 czk для взрослого, подростка и студента, и 16 czk – для ребенка или пожилого пассажира;
- краткосрочный (на 30 мин) ─ 24 и 12 czk соответственно;
- на день (24 ч) ─ 110/55 czk;
- на три дня (72 ч) ─ 310 czk для всех, кроме детей и пожилых людей.
Билеты | Взрослый | Детский | Подросток | Студент | Сеньор |
---|---|---|---|---|---|
Стандартный 90 минут | 32 Kč | 16 Kč | 32 Kč | 32 Kč | 16 Kč |
Короткий 30 минут | 24 Kč | 12 Kč | 24 Kč | 24 Kč | 12 Kč |
1 день 24 часа | 110 Kč | 55 Kč | 110 Kč | 110 Kč | 55 Kč |
3 дня 72 часа | 310 Kč | • | 310 Kč | 310 Kč | • |
90 минут (у водителя) | 40 Kč | 20 Kč | 40 Kč | 40 Kč | 20 Kč |
Проездные длительного пользования оцениваются следующим образом:
- месячный (на 30 дней) ─ 550/130 czk;
- квартальный (на 90 дней) ─ 1480/360 czk;
- на 5 месяцев (150 суток) ─ 2450 czk без исключений по возрасту и статусу пассажиров;
- годовой (на 365 суток) ─ 3650/1280 czk.
Стоимость проезда в общественном транспорте Праги по неперсонифицированным электронным и бумажным абонементам составляет:
- на месяц ─ 670 czk;
- на квартал ─ 1880 czk;
- на год ─ 6100 czk.
Цена SMS-билета не отличается от обычного, за исключением необходимости оплаты тарифа оператора за сообщение.
Транспорт в Праге для пенсионеров при подтверждении статуса бесплатен. Требуется «Специальный документ о праве на проезд для пожилых людей в возрасте 70 лет и старше», записанный на смарт-карте или бумажном бланке Senior 70+.
Если приобретать билеты у водителя, цена на них будет выше.
Штрафы
Билеты проверяют контролёры Dopravni podnik в наземном и подземном транспорте на протяжении всей поездки. Штраф за безбилетный проезд составляет 800 крон.
Если не рассчитаться в течение 15 дней, размер штрафа увеличивается до 1500 крон.
Когда действительный билет остался дома, придется выложить 50 крон.
Заключение
Проезд в Праге на общественном транспорте предполагает правильный выбор средства передвижения. Сложность заключается в выборе оптимального билета: чем больше срок действия, тем проездной выгоднее. Поэтому до путешествия по чешской столице стоит ознакомиться с правилами, картами и маршрутами, а также установить мобильное приложение.