Финские железные дороги оставляют прекрасное впечатление у всех, кто ими пользовался. Комфортабельные вагоны, адекватная стоимость билетов, скорость и пунктуальность – вот главные характеристики. Железные дороги в Финляндии связывают практически все крупные города и населенные пункты страны и пользуются большой популярностью у ее жителей и туристов.
Из истории финской железной дороги
Железнодорожное сообщение в этой стране тесно связано с Россией. В XIX веке значительная часть территории современной Финляндии входила в состав Российской империи, поэтому первые железные дороги были проложены именно российскими специалистами.
Первый поезд отправился в путь из Хямеенлинна до Хельсинки в 1862 году, а восемь лет спустя, в 1870 году, была построена ветка Хельсинки – Санкт-Петербург. В то время ширина колеи составляла 1524 мм, а поезда двигались с такой скоростью, что их легко обгоняли путники на лошадях.
В 30-е годы в Финляндии появились первые электрички, причем и сегодня здесь довольно часто можно увидеть электровозы из России – на Новочеркасском заводе до сих пор выпускают специальное оборудование для финских железных дорог. Кстати, в настоящее время поездка в Европу для российских туристов возможна на фирменном поезде, носящем имя великого русского художника Ильи Репина, последние годы жизни которого были связаны с Финляндией.
Какие поезда ходят в Финляндии
В современных финских поездах предусмотрены все условия для коротких и длительных поездок, путешествий с семьей и деловых вояжей.
Pendolino (S)
Очень популярные в Финляндии составы, курсирующие между крупными городами страны со скоростью 220 км/ч. В них есть вагон-ресторан, кондиционеры, Wi-Fi. Кроме того, официанты разносят еду по вагонам, предлагая пассажирам перекусить во время поездки.
InterCity (IC, IC2)
Двухэтажные междугородные поезда. На первом этаже расположены обычные купе, на втором – купе с туалетом и душем. Особые удобства предусмотрены для малышей: есть игровые зоны, места для подогрева питания. Оборудованы также особые места для инвалидов, аллергиков и пассажиров, которые едут с животными.
Скорые поезда дальнего следования (P)
Традиционные комфортабельные поезда, соединяющие города юга страны – Турку, Тампере, Лахти, Коувола и другие. В них можно перевозить велосипеды, животных, работает вагон-ресторан.
Ночные поезда
Эти составы домчат вас в отдаленные северные районы страны, в частности, с их помощью можно добраться в Рованиеми, Оулу, Каяни. Причем с собой в дорогу можно взять даже свой автомобиль, поскольку поезд оборудован специальными платформами.
Перевозки на близкие расстояния в столичном регионе осуществляются электричками.
Правила перевозок по железной дороге в Финляндии
Отправляясь в путешествие, следует выяснить некоторые особенности перевозок по железной дороге внутри страны, поскольку не все они распространяются на международные перевозки.
- В случае поездки с детьми вы имеете право на льготы. Ребенок до 6 лет едет бесплатно, а в ночном поезде таким правом пользуется ребенок до 10 лет, который не занимает отдельное место.
- Во всех поездах, курсирующих по внутренним линиям Финляндии, можно перевозить велосипеды, коляски, лыжи, только следует заранее оплатить их перевозку и забронировать для них место в поезде, количество которых ограничено.
- Перевозить животных можно в намордниках, на поводке или в переноске при наличии микрочипа и соответствующих документов, в частности, справки о вакцинации.
- В ночных поездах, следующих на север, есть специальные платформы, на которых можно перевезти свой автомобиль, а по месту прибытия получить ключи от него прямо на вокзале. Кстати, можно отправить автомобиль заранее, а потом забрать его.
- Курить не разрешается только в InterCity (IC, IC2), в других поездах оборудованы специальные места для курения.
Стоимость билетов
Как правило, приобрести билеты на поезд можно перед его отправлением прямо на вокзале. Однако если вы путешествуете в праздничные дни – в Новый год, Рождество, Пасху или Иванов день, о билетах следует позаботиться заблаговременно. Это же касается и перевозки дополнительных грузов: едете с лыжами или коляской – возьмите билет заранее.
Средняя стоимость поездки обычным поездом во втором классе на расстояние до 100 км обойдется примерно в 15 евро, в скором поезде – до 25 евро, поэтому многие финны активно пользуются скидками.
Если взять билеты сразу туда и обратно, можно сэкономить до 20 %.
Кроме того, есть возможность воспользоваться железнодорожными абонементами InterRail, дающими право на значительную скидку. Их можно купить в кассе вокзала или в компании InterRail, а вот официальный сайт железных дорог продажей абонементов не занимается.
Дети в возрасте от 6 до 16 лет имеют право на 30 % скидку на билеты во всех поездах (в ночных дети до 10 лет могут ездить бесплатно). Для групп в составе более 6 человек предусмотрена скидка в размере 20 %, также есть семейные и некоторые другие скидки. Если вы имеет право на скидку, покупая билеты в автомате или онлайн, нажмите на discount code и получите код скидки.
Как приобрести билет
Как и повсюду в Европе, купить билет можно в кассе, в автомате или у кондуктора, расплачиваясь наличными деньгами или карточкой. Многие покупают билеты онлайн на сайте Финских железных дорог VR.
Зайдя на сайт, укажите нужную вам дату и время, после чего вам предложат несколько вариантов. Выберите подходящий для вас поезд, укажите дату и время отправления, количество пассажиров и скидки, если они вам положены. Оплата производится банковской картой.
Перед поездкой нужно распечатать билет и предъявить его контролеру при посадке в поезд либо показать в мобильном приложении так, чтобы кондуктор смог его увидеть.
Карта и обозначение основных маршрутов
Сеть железных дорог связывает практически все населенные пункты, расположенные на юге и в центре страны.
Железнодорожное сообщение отсутствует только в северной части Финляндии за Полярным кругом.
Подробную карту путей сообщения можно посмотреть здесь.
Из Хельсинки в ближайшие города и пригороды ходит множество электричек, которые пользуются большой популярностью у населения и туристов.
Если посмотреть расписание электричек, можно заметить, что наиболее интенсивное движение наблюдается между Хельсинки и Тампере, второе место у электропоезда, следующего из столицы в Турку.
Также хорошо известна электричка, которая следует в аэропорт Хельсинки-Вантаа через станцию Тиккурила – именно здесь совершают пересадку на финский поезд туристы, которые направляются из Санкт-Петербурга в столичный аэропорт.
Во время туристического сезона популярны поезда, следующие из столицы Финляндии к российско-финской границе: Иматре в Южной Карелии (в 200 км от Санкт-Петербурга) и Йоэнсуу, где находится железнодорожный мост – один из крупнейших в Финляндии. От Йоэнсуу до Петрозаводска немногим больше 350 км.
Телефоны и адреса финских железных дорог
Более полную информацию об услугах финских железных дорог можно получить на официальном сайте: www.vr.fi. Кстати, у него, помимо версий на финском, шведском и английском языках, есть и русскоязычная. На портале вы узнаете расписание поездов и сможете заказать билет онлайн.
Центральный вокзал находится недалеко от центра столицы по адресу: Kaivokatu 1, 00100 Helsinki, Финляндия.
Центр обслуживания клиентов VR-Yhtymä Oy «Железные дороги Финляндии»: телефон 0600-41-900, работает с 5.00 до 22.00.
Здесь можно выяснить стоимость билетов, расписание поездов, а также купить или заказать билеты.
Cлужба поддержки клиентов: телефон 0800-166-888, работает с 5.00 до 22.00
Здесь вам помогут сделать возврат билетов или переоформить их, зарезервировать билет по абонементу, помочь разобраться с опциями сайта, а в случае опозданий – дать информацию о прибытии/отправлении поезда.
Бюро находок: телефон +358-600-10-06
Операторы справочных и других служб общаются с клиентами исключительно на финском, шведском или английском языках.
Где можно узнать больше о железных дорогах Финляндии
Финны трепетно относятся к своей железной дороге, поэтому в разных городах созданы музеи, посвященные ее истории, в которых бережно хранятся бесценные экспонаты.
К примеру, в городке Коувола работает музей железнодорожного моделирования, а рядом сохранился старый квартал, в котором жили первые финские железнодорожники.
В провинции Тавастия туристы смогут проехать полтора десятка километров по узкоколейке Кумппила – Минкиё – Йокиойнен, посмотрев в Минкиё музей узкоколеек, в котором хранятся предметы и фото полуторавековой давности.
В Порвоо сберегли участок старой дороги, по которому можно проехать в Хельсинки на старинном поезде с паровозом, как 100 лет назад. На многих станциях стоят старинные паровозы как артефакты ушедших времен.
В заключение
Финские железные дороги почти 150 лет исправно служат населению страны и туристам, ежегодно перевозя миллионы пассажиров. Они постоянно совершенствуются, развиваются, подтверждая верность древнему девизу, выбранному железнодорожниками Финляндии: «Все для удобства пассажиров!».