Магдебургский водный мост (Kanalbrücke Magdeburg) – самый длинный судоходный мост Европы. Это уникальное инженерное сооружение для передвижения грузовых судов еще называют водным перекрестком. Его масштабный проект планировался почти 80 лет, и только в 2003 году произошло торжественное открытие важного для всей Германии речного пути.

Магдебургский водный мост

История строительства судоходного моста

В Европе акведуки (водные мосты) обеспечивали города водой на протяжении многих веков. С появлением системы каналов в XVII веке их также стали использовать для судоходства. Сейчас акведуки строят над реками, железными дорогами и даже трассами. По ним ходят паромы, корабли, лодки, тем самым значительно сокращая свой путь.

До строительства Магдебургского водного пути самым длинным акведуком мира считался канал на реке Луара во Франции (Pont Canal de Briare, 1896 год, длина 662 метра).

Идея построить мост, который сегодня соединяет два крупнейших водных пути – Эльба-Хафель (Elbe-Havel-Kanal) и Среднегерманский каналы (Mittellandkanal) возникла ближе к 1919 году. Но только через 19 лет был готов временный судоподъёмник Ротензее и опорная часть конструкции.

История строительства судоходного моста

Вторая мировая война, а затем последовавшее разделение Германии на ГДР и ФРГ послужили причинами отсрочки возведения этой важной конструкции на неопределенный срок. Только после падения Берлинской стены и становления основных водных транспортных путей на территории Германии строительство водного перекрестка стало первоочередной задачей и возобновилось в 1997 году.

Реализация столь уникальной инженерной задумки обошлась правительству в 500 миллионов евро. Сегодня по Магдебургскому водному мосту над рекой Эльба регулярно ходят суда из внутреннего порта Берлина в порты вдоль реки Рейн.

Основные параметры водного моста в Магдебурге

Длина сооружения составляет 918 метров, из которых 690 метров проложено над сушей, а остальные 228 – над водой.

На строительство было затрачено 24000 тонн стали, 68 000 кубических метров бетона.

Благодаря тому, что глубина канала 4,25 метра, здесь свободно могут пройти речные корабли, баржи длиной 85 метров и осадкой до 2 метров.

Ширина русла, по которому ходят суда, почти 34 метра. Это дает возможность загружать баржи до 1350 метрических тонн.

Длина пролетов доходит до 106 метров.

Шлюзы

Рядом с гидротехническим сооружением в Магдебурге находится судоподъемник (механизм, с помощью которого осуществляется подъём и спуск судов с одного уровня водного пути на другой) и шлюз (сооружение, с помощью которого осуществляется переход судов из одного водного бассейна в другой с различным водным уровнем).

Шлюзы магдебургского моста

В Эльбе уровень воды ниже, чем в каналах Эльба-Хафель и Среднегерманский, поэтому для спуска судов в Канал Эльба-Хафель в 2003 году с восточной стороны моста был построен двойной шлюз Хоэнварте.

Для спуска судов в Среднегерманский канал используется судоподъёмник Ротензее в западной части моста. С этой стороны также есть шлюз, который начали эксплуатировать с 2001 года.

Значение уникального гидротехнического сооружения

На сегодняшний день этот один из самых необычных акведуков в мире имеет важное практическое значение для судоходства всей Германии. Согласно проведенному анализу в 2010 году, пропускная способность водного пути между двумя каналами возросла в два раза. Это явно увеличивает рост всего грузового потока внутри страны и, соответственно, положительно влияет на экономику.

Значение уникального гидротехнического сооружения

Что тоже важно: с помощью магдебургского водного перекрестка осуществляется сообщение с промышленным районом Германии под названием Долина Рура, который очень нуждался в создании такой экономично выгодной и удобной переправы.

До строительства Мадебургского судоходного моста речные суда, следуя из Среднегерманского канала в канал Эльба-Хафель, были вынуждены преодолевать 12 километров по реке Эльба через судоподъемник Ротензее и шлюзы Нигрипп.

Помимо этого, отгрузка и загрузка барж часто останавливалась, когда уровень воды падал, так как суда с грузом свыше 800 метрических тонн не могли преодолеть такое расстояние. В этом случае груз с перегруженных судов частично переваливался на дополнительную баржу в порту Магдебург, а после этого переправлялся в канал Эльба-Хафель на свое судно.

Решение соединить два канала акведуком разрешило проблему дополнительных перевалок груза, а суда прекратили свой длинный и порой опасный проход вдоль Эльбы. Кроме того, водный путь стал еще одной интересной достопримечательностью Германии.

Полезная информация для туристов

Уникальное сооружение, которое выглядит как река над рекой, будет интересно и для туристов. Ведь только здесь вы можете прокатиться на единственном в мире судоподъёмнике для малых прогулочных судов. А посетив небольшой музей возле достопримечательности, вы сможете узнать все исторические факты строительства этого необычного сооружения.

Официальный сайт: www.wasserstrassenkreuz-magdeburg.de

Адрес: Schiffshebewerk 8A, 39126 Magdeburg, Германия.

Как добраться к водному мосту

Акведук расположен чуть севернее (в 13 километрах) Магдебурга и берет начало в тихой и уютной деревушке Хоэнварте на правом берегу Эльбы. Из центра Магдебурга можно добраться на автомобиле или арендованном велосипеде примерно за час.

Самый дешевый, но довольно сложный способ – совершить пешую прогулку, которая займет не менее полутора часов.

Еще можно поехать на трамвае № 10 с остановки Allee-Center, которая находится недалеко от вокзала в Магдебурге, до остановки Barleber See. Дальше придется идти пешком около 6 км. Долгий путь компенсируют виды на шлюзы и возможность побывать на бесплатной смотровой площадке.

Для автомобилей возле достопримечательности предусмотрена большая бесплатная парковка, так как движение по мосту предусмотрено только для пешеходов и водных средств передвижения. За стоянкой находится кафе, которое предлагает очень вкусные десерты для туристов.

Как и когда лучше посетить водный мост в Магдебурге

Посетить известный водный перекресток вы можете в любое время суток. Даже ночью можно прийти и сделать фото на фоне водной глади, которая необычайно красива при лунном свете. Но наблюдать за тем, как проплывают большие грузовые и шикарные пассажирские корабли, удобнее в дневное время суток.

Для велосипедных и пеших прогулок предусмотрены специальные дорожки вдоль моста, что очень удобно для туристов.

Посещение магдебургского моста

Для любителей речных прогулок организовываются специальные экскурсионные маршруты – вы сможете посетить переправу и судоподъемники. Начинается такая прогулка прямо в центре Магдебурга и спустя несколько часов заканчивается там же. Водные экскурсии по каналу проходят ежедневно, поэтому оценить красоту сооружения можно не только с суши, но и с воды.

Заключение

Если вы хотите увидеть водный канал, буквально парящий в воздухе над Эльбой, то обязательно отправляйтесь в Германию. Увидеть самое интересное – как между двумя каналами по самому длинному акведуку Европы переправляются корабли – вы сможете, поднявшись на мост, во время самостоятельной пешей или велопрогулки или вместе с группой, во время водной экскурсии.

Магдебургский водный мост — Wasserstraßenkreuz Magdeburg: Видео