Вековая обитель баварских королей – Мюнхенская резиденция

Если приходится выбирать, куда поехать – в резиденцию австрийских Габсбургов в Хофбурге, Версаль или Мюнхенскую резиденцию баварских правителей, однозначно отдавайте предпочтение последнему. Ведь Мюнхенская резиденция собрала все самое лучшее, что могли продемонстрировать дворцы и замки прошлых веков. Ее часто сравнивают с другими резиденциями королей и всегда уточняют – в Баварии вы найдете один из крупнейших по площади дворцовых комплексов Европы. Мюнхенская резиденция – настоящий магнит для туристов. Ныне помещение превращено в музей, в нем целых 130 залов.

Мюнхенская резиденция

История Мюнхенской резиденции

Впервые о строении, которое впоследствии стало баварской резиденцией, упоминается в источниках от 1385 года.

Речь шла о замке Нойвесте, который в то время использовался в качестве убежища правящих герцогов, боявшихся гражданских бунтов. Нойвесте получил статус официальной резиденции при Вильгельме IV. Строение расширялось и перестраивалось, превращаясь из фортификационного замка в роскошный дворец.

Здание является уникальным, поскольку свою лепту в его обустройство вносили практически все баварские короли:

  • При Альбрехте V были возведены многие залы, включая Кунсткамеру и Антиквариум. Фактически король обустроил во дворце музей, который стал первым европейским музеем с северной стороны Альп.
  • Максимилиан I продолжил увеличивать резиденцию: во времена правления герцога возвели западную часть дворца, которая теперь носит его имя.
  • Идея строительства Зеленой галереи и Зеркального кабинета принадлежит Карлу VII Альбрехту.
  • А свой окончательный внешний вид резиденция получила при Людовике I.

Резиденция строилась в несколько этапов начиная с 1385 года. В музей она окончательно превратилась в 1920 году, когда император Людовик III отрекся от своего престола, а Германия была признана свободным государством.

Однако перед этим король провел в резиденции техническую модернизацию: оснастил замок электрическим освещением, центральным отоплением, современным водопроводом и лифтами.

Первый этап строительства

С момента возведения замка-крепости Нойвесте и по 1579 год первоначальное здание было значительно расширено. Фундаменты помещений замка Нойвесте до сих пор существуют под Аптечным двориком и восточным крылом Банкетного зала.

Первым активным обустройством резиденции занялся Альбрехт V. В период с 1550 по 1579 годы он построил Антиквариум, который стал местом хранения коллекции картин, монет, греческого и римского антиквариата. Зал для игры в мяч, к сожалению, не сохранился.

Второй этап строительства

Второй этап посвящен деятельности Вильгельма V. Уже в 1581 году он затеял работы по модернизации Антиквариума. Задумывалась более пышная отделка и меблировка Антиквариума. В 1581 году рядом с резиденцией появились Покои наследника и Апартаменты вдовы, не сохранившиеся до наших дней. К 1586 году по приказу короля был возведен Двор с гротом.

Третий этап строительства

Заняв престол, герцог Максимилиан значительно расширил дворовый комплекс. Во времена его правления были построены Дворцовая капелла, часовня, Лестница императора, Каменные комнаты, Коридор Шарлотты. Апартаменты супруги курфюрста появились не позже 1679 года, впоследствии получив название Папских комнат.

Четвертый этап строительства

Карл Альбрехт рассматривал резиденцию в качестве фактора, позволяющего ему претендовать на корону императора Священной Римской империи, поэтому положил много сил на ее обустройство. При Карле интерьер всех внутренних залов был улучшен, кроме того, король распорядился восстановить часть дворца после пожара. Он построил Галерею предков, Роскошные комнаты, Зеленую галерею и Кабинет миниатюр.

Галерея предков

Пятый этап строительства

Заключительный этап включает в себя вклад сразу нескольких правителей Баварии. В период с 1811 по 1920 в Резиденции появились Дворцовая школа верховой езды, Королевские покои, Зал Нибелунгов, Королевский дворцовый театр, Церковь всех святых, Бальный зал.

Что посмотреть туристу

Еще во времена Людовика резиденция была открыта для любопытствующих граждан, правда, только по предварительному согласованию и в дни, когда королевская чета отсутствовала. С 1897 года у туристов появляется возможность попасть на экскурсию во дворец, а с 1920 года, как было сказано выше, строение приобретает официальный статус исторического музея.

Даже у самого искушенного туриста вызывает восторг количество доступных для осмотра залов – около 130.

Некоторые комнаты остались в первозданном виде и позволяют получить представление о том, как в прошлом жили императоры. Другие отданы под огромные экспозиции раритетных вещей, произведений искусства, монет и других коллекционных объектов.

Залы и комнаты

Резиденция, строившаяся на протяжении нескольких веков, совмещает в себе разнообразные архитектурные стили: ренессанс, барокко, рококо и классицизм.

А еще прогулка по дворцу – это отличная возможность увидеть, как жили Виттельсбахи и каким образом использовали архитектуру и искусство для подтверждения своей власти. В залах дворца собраны огромные коллекции скульптур, живописи, фарфора, серебряных изделий и драгоценностей.

Сокровищница

Драгоценности династии расположены в отдельном помещении – Сокровищнице. Церковные реликвии, произведения ювелирного искусства хранятся именно здесь. Наиболее известными экспонатами можно назвать короны баварских короля и королевы, Статую святого Георгия, изысканный туалетный набор баварской принцессы, состоящий из 380 предметов.

Сокровищница

Начало сокровищнице положил герцог Альбрехт V в 1565 году, его преемники существенно увеличили коллекции. Еще сильнее разрослась сокровищница после конфискации имуществ многих монастырей на территории присоединенного образования Курпфальц.

Антиквариум

Один из самых старых, роскошных и популярных залов резиденции – это Антиквариум. Наибольший ренессансный зал к северу от Альп составляет 66 метров в длину. Построил его Альбрехт, чтобы разместить внутри коллекцию античных скульптур.

В XVI веке Вильгельм вместе с сыном Максимилианом обустроили тут Банкетный зал. С этой целью был опущен пол, возведена балюстрада и установлен камин.

Историки полагают, что росписи на стенах и потолке Антиквариума были созданы в период перестройки.

На потолок нанесены шестнадцать росписей, посвященных фигурам Славы и Добродетели. Своды под окнами украшены изображениями городов, дворцов и площадей. Вокруг них причудливые орнаменты, отсылающие к эпохе античной культуры. К слову, некоторые скульптуры и бюсты в Антиквариуме являются подлинными работами периода классической античности, другие являются ренессансными копиями.

Антиквариум

Основная часть коллекции была собрана Альбрехтом V, авторство многих экспонатов не установлено.

Зал императора

Помещение использовалось для проведения торжественных церемоний, а построил его Максимилиан первый. Потолок зала традиционно украшают росписи, в этом зале рисунки посвящены женским фигурам, выступающим в роли Разума и Добродетели. Три главные росписи символизируют Монархию, Славу и Мудрость. Такая же тематика продолжается на гобеленах, созданных голландским мастером Гансом ван дер Биста.

Зал императора

Раньше главным украшением зала являлась красная статуя Добродетели, к сожалению, она не сохранилась до наших дней; скульптура украшала каминную полку.

Галерея предков

Ahnengalerie – художественная галерея с 121 портретом представителей династии Виттельсбахов и Карла Великого. Все картины вставлены в позолоченные резные панели, стены помещения дополнительно украшены художественной штукатуркой.

Карл Альберт в свое время хотел при помощи Галереи предков извлечь для себя практическую пользу. Король желал продемонстрировать всему миру широту династических связей и ее важность. Он боролся за трон императора Священной Римской Империи и ему удалось выиграть политическое сражение. Под именем Карла он был коронован во Франкфурте-на-Майне.

Комната фарфора

Внутри представлена экспозиция фарфора родом из таких мест как Мейсен, Севр, Нимфенбурга. Задумал создать комнату все тот же Карл Альбрехт, желая хранить в ней родовое сокровище.

В Фарфоровый зал перенесли коллекцию, которая ранее находилось в Сокровищнице, поскольку помещение уже не могло вмещать в себя все реликвии и ценности.

Особенное восприятие комнаты – зрительные искажения и визуальное увеличение – связано с тем, что помещение украшают зеркала. Они причудливо отражают и комнату, и изделия.

Королевские покои

Königsbau или Королевские покои – это комната, в которой проживали некоторые короли Баварии.

А началось все с момента, когда курфюрст Максимилиан Йозеф IV стал первым королем исторической области в 1806 году. Оказалось, что в резиденции нет покоев, которые соответствуют новому высокому статусу. Максимилиан начал строительство, но закончить его было суждено уже сыну короля – Людвигу I. По оформлению комнаты заметно, насколько сильно новый владыка увлекался Италией и эпохой Возрождения в целом. Фасад здания был спроектирован архитектором Лео фон Кленце по образцу Палаццо Питти.

Зал Геркулеса

Залом Геркулеса было названо помещение, которое в прошлом служило Тронным залом. Свое необычное название комната получила из-за огромных гобеленов, посвященных двенадцати подвигам героя античности Геркулеса. Гобелены были изготовлены на заказ Альбрехта V, а созданы в 1565 году для резиденции в Дахау. Позже их перевезли сюда.

Отличает зал прекрасная акустика, неудивительно, что ныне помещение используется как концертное. Тут выступают Оркестр Баварского радио, Мюнхенский симфонический оркестр, некоторые популярные исполнители и представители джазовой музыки.

Залы Нибелунгов

Нибелунги

Резиденция Виттельсбахов знаменита целым комплексов залов, названных в честь Нибелунгов. Дело в том, что росписи в этих комнатах изображают сцены, описанные в «Песни о Нибелунгах». В первом зале нарисованы главные герои эпоса, во всех последующих – сюжетные картины, например, женитьба Зигфрида на Кримхильде.

Черный зал

Schwarzer Saal появился в Мюнхенской резиденции во времена правления Вильгельма V, а свое название получил позже – в 1623 году. Изначально комнату называли Залом перспективы из-за росписи на потолке, выполненной Гансом Верлем. Позднее в помещении были установлены порталы, имитирующие черный мрамор.

Однако потолочные рисунки все еще считаются наиболее захватывающим элементом данной комнаты, они являются первой попыткой создания архитектурной иллюзии в Германии. Техника была позаимствована у итальянских мастеров. Художник пользовался масляными красками, рисунки, создаваемые на холсте, были прикреплены к потолку рамами.

Комнаты Дворцового сада

Дворцовый сад в Резиденции заложbk Максимилиан I в 1613 году в связи с очередным расширением территории. Король планировал построить сад за рвом, с большим количеством круговых дорожек, фонтанов, изгородей и аллей, засаженных шелковицей.

Дворцовый сад

К 1616 году проект обзавелся Павильоном богини Дианы, с тех пор неоднократно подвергался перепланировкам в соответствии с популярными архитектурными течениями. Идея комнат дворцового сада также принадлежит Максимилиану, однако оригинальные покои, выходящие на Дворцовый сад, были уничтожены в годы Второй мировой войны.

То, что могут увидеть туристы сегодня, – вторая часть комнат, построенных Максимилианом на месте более древних построек. В них хранятся предметы интерьера, ранее размещавшиеся в Покоях дворцового сада, в том числе личные вещи первого короля Баварии. Посетив Дворцовые комнаты, туристы получат возможность узнать, как жили короли.

Экспозиции

Резиденция баварских королей – настоящая сокровищница, и речь идет не только о помещении, где хранятся реликвии, но и о многочисленных экспозициях внутри.

Коллекция фарфора

Наиболее дорогим экспонатом всей коллекции является уникальный Ониксовый сервиз, который включает в себя 717 предметов. Его изготовлением Нимфенбургская мануфактура занималась целых тринадцать лет. Сервиз был назван так из-за своего цвета – все предметы изготовили с фиолетовым фоном, имитирующим цвет полудрагоценного камня оникса.

Кроме того, экспозиция содержит произведения фарфорового искусства из других фабрик Севрской во Франции и Королевской в Берлине. Обратить внимание стоит и на тарелки: многие из них украшены рисунками, повествующими о героях немецкого средневекового эпоса.

Коллекция миниатюры

До момента распространения фотографии миниатюра переживала свой расцвет. Он пришелся на XVI-XIX века.

Этот вид искусства так увлек Клауса и Хельгу Ноттбомов, что они собрали целую коллекцию. Экспозиция поражает количеством портретов, натюрмортов и пейзажей в разнообразной технике – от акварели до эмали по серебру и меди.

Коллекция серебряных изделий

Экспозиция собрана из предметов, которые постояльцы Мюнхенской резиденции использовали в быту.

С серебром из этой коллекции связана такая история: во время Тринадцатилетней войны шведы на корабле попытались вывести часть изделий, однако их судно потерпело крушение и затонуло в реке Инн в 1648 году. Почти весь груз был позже поднят со дна.

Серебро

Наиболее известным экспонатом является серебряный сервиз Максимилиана Йозефа. В нем заметна настоящая королевская роскошь: занимались изготовлением 502 предметов известные ювелиры из Парижа Гийом Бьенне, Клод Одио. На один сервиз они потратили два года работы.

Коллекция церковных одеяний

Такая коллекция стала возможной благодаря Максимилиану, который в начале XVII века купил в Италии много ценных тканей. Из них в королевских мастерских сшили церковные одеяния. Именно их сегодня могут увидеть гости Мюнхенского дворца.

Музей монет

Именно в Мюнхенской резиденции хранится одна из крупнейших в мире коллекций монет. Их начал коллекционировать еще Альбрехт V в 1570 году. Позже Карл II Теодор объединил коллекции Баварии и Пфальца в рамках унификации двух этих регионов.

На сегодняшний день Зал монет вмещает более трехсот тысяч монет, банкнот и медальонов.

Музей позволяет увидеть, как менялось и развивалось монетное дело от древности и до наших дней.

Наиболее ценными считаются такие экспонаты: монеты греков, кельтов, римлян, средневековые монеты, резные изделия из камня – геммы и камеи.

Зал продолжает пополняться экспонатами, например, кредитными картами.

Часы работы

Резиденция находится по адресу Residenzstraße 1, 80333 München, Германия.

Входной билет можно приобретать в каждый музей отдельно или купить комбинированный. Приблизительные расценки такие: музей Резиденции – 7 евро, Сокровищница – 7 евро, Театр – 3 евро. Сэкономить можно, приобретя общий пропуск во все три музея за 13 евро.

Если посетитель не знает, в каком из трех музейных комплексом находится интересующая его комната или зал, нужно уточнить это у продавца билетов.

Фасад

С 1 апреля по 15 октября дворец открыт для посещений с 9.00 до 18.00 часов.

В холодное время года часы работы меняются, и попасть внутрь можно только с 10.00 до 17.00. Закрыта резиденция для посещения всего несколько раз в году: на католическое Рождество, Новый год, четверг на Масленой неделе.

Как добраться

Проще всего доехать до резиденции на метро:

  • по S-Bahn: S1, S2, S4-8, остановка Marienplatz;
  • по U-Bahn: U3, U6 остановка Marienplatz, U3-U6 Odeonsplatz.

Узнать свежую информацию о назначении или отмене специальных маршрутов, а также другие полезные сведения можно на официальном сайте.

Заключение

Мюнхенская резиденция функционировала на протяжении нескольких веков. Все это время правители Баварии достраивали здание, улучшали и украшали его самыми дорогими и красивыми элементами интерьера.

Многие правители были заядлыми коллекционерами, поэтому в наши дни гости резиденции могут полюбоваться не только на убранство роскошных залов, но и на масштабные экспозиции драгоценностей, фарфора, серебра.

Резиденция приглашает гостей на экскурсии, разрешается делать фото.

Мюнхен. Резиденция: Видео

Adblock
detector