Совместное обучение детей с ограниченными возможностями и детей здоровых – вопрос, самый обсуждаемый в немецкой системе образования. Одна часть специалистов считает такой подход большой ошибкой, другая же полагает, что при грамотном и поступательном внедрении он может принести существенные плоды. Как устроено инклюзивное образование в Германии и почему оно является «яблоком раздора» в одной из самых прогрессивных стран мира?
Немецкая школа
Все годы, которые подрастающее поколение проводит в получении и усвоении знаний, можно разделить на три основных этапа:
- начальная школа;
- средняя;
- высшая.
Обязательными являются первые две ступени, которые гарантируют детям доступ к образованию как в государственных, так и в частных школьных учреждениях. Настоящая учеба для немецкого ребенка начинается в 6 лет.
Длится начальная школа обычно 4 года, после можно выбрать один из четырех вариантов дальнейшего образования:
- основная школа;
- реальная;
- общая;
- гимназия.
Обучение на этой ступени длится до 10 класса. Выпускники гимназии имеют возможность продолжать учебу в 11-13 классах, которые являются подготовительными для поступления в вуз. Выпускники получают Abitur (аттестат), на основании которого они могут быть зачислены в интересующий их вуз без экзаменов.
Об особенностях образования в ФРГ вы узнаете из нашего материала «Образование в Германии».
Что подразумевает инклюзивное образование
Ключевая цель обучения детей с разными возможностями в одних классах – это разработка гибкой методики, которая обеспечит предоставление знаний разным категориям учащихся в равной мере, учитывая их индивидуальные особенности и соблюдая право каждого ребенка на образование.
Основная идея инклюзивной системы основана на стремлении педагогов создать все условия, чтобы ни один ребенок не выпал из детского социума.
Считается, что обучение детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в отдельных школах ставит их в особые условия, проводит грань между ними и здоровыми детьми, является своего рода приговором и делает все, чтобы ежеминутно напоминать ребенку о его дефектах.
Первым мысль о создании совместных школ высказал Выготский Л. С., советский психолог. Его идею в 1940 году поддержал создатель Кэмпхиллской школы австрийский врач К. Кениг. Методика обучения в ней была построена на попытке обеспечить доступ к знаниям, основываясь на возможностях самого ребенка. Основатель школы считал, что нормальному человеку необходимо проводить время с людьми, у которых есть дефекты здоровья. Это позволяет ему бороться со своим эгоизмом и эгоцентризмом.
В 1994 году была подписана Саламанская декларация, которая касалась вопросов обучения детей с особенными потребностями.
Существует восемь основных принципов совместного обучения детей с разными возможностями:
- ценность личности не определяется ее достижениями и способностями;
- каждый человек обладает способностью думать и чувствовать;
- каждый индивидуум имеет право на общение с другими людьми и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди на планете нуждаются в общении и присутствии других членов общества;
- настоящее образование может быть воплощено в жизнь только в разрезе реальных отношений между людьми;
- каждому человеку необходима поддержка его сверстников;
- прогресс каждого ученика определяется тем, что он может делать, а не тем, что ему не под силу;
- все стороны жизни человеческой жизни должны иметь разнообразное содержание.
Саламанская декларация утверждает, что абсолютно каждый ребенок должен иметь доступ к получению знаний, что система образования должна учитывать потребности и возможности всех детей и создавать подходящие для них условия.
Становление инклюзивной системы в Германии
В ФРГ около полумиллиона детей школьного возраста имеют инвалидность. Только 25 % от этого количества посещает обычные школы. Все остальные являются учащимися спецшкол для детей с различными нарушениями.
Конвенция, представленная ООН, сегодня ратифицирована правительствами 147 государств. В ФРГ она вступила в законную силу и начала применяться в 2009 году. В документе говорится, что ни один человек не может быть отстранен от получения знаний из-за своих ограниченных возможностей.
Сегодня в Германии функционирует порядка тринадцати видов учебных заведений для «особых» детей. Но, как показывает опыт, восемьдесят учеников из ста со временем оставляют учебу в них. Это еще больше стимулирует немецкие власти как можно быстрее внедрить модель инклюзивного, то есть «включенного» образования в стране.
Как проходит подготовка педагогического состава
Развитие инклюзивного образования в Германии начинается с педагогов. С этой целью осуществляется распространение на всех уровнях информации о том, как должна проходить интеграция детей с ограниченными возможностями в среду обычных школьников. В большинстве педагогических вузов издаются специальные журналы, посвященные этой теме.
В свою очередь Министерство образования на постоянной основе публикует данные о том, какое число учительских ставок выделено в каждой земле, какие этапы проходит реформирование системы, как необходимо решать возникающие проблемы. Педагогические коллективы школ регулярно знакомятся с опытом зарубежных коллег.
Первостепенно у учителей формируется отношение к такому явлению, как инклюзия. В целом в Германии разработано три подхода к переобучению педагогов:
- старая модель, при которой обучающие курсы в разных землях не связаны никакой зависимостью;
- подготовка на уровне двух специально переквалифицированных университетов, где будущие учителя проходят подготовку по общей и коррекционной педагогике, а потом уже переходят к изучению более узких предметов. Выпускник такой высшей школы получает знания, как учить детей с ОВЗ и преподавать свой предмет всему классу одновременно. Он получает два диплома – педагога общей школы и специальной. Но такой подход применим только к детям, имеющим несложные нарушения;
- смешанная модель – такую подготовку проходят педагоги во всех других вузах. Предполагается, что кроме своего узкого предмета им предстоит изучить спецпредмет по инвазивной педагогике. Происходит это за счет сокращения на 4 часа программы по другим дисциплинам.
Учебный процесс в инклюзивных школах
Отдельного внимания заслуживает вопрос, как построена учеба в совместных школах:
- Все ученики, как и в обычной школе, разделены по классам примерно по 25 человек. В каждом из них обучается 3-4 ученика с заметными отклонениями (синдром Дауна, слабовидящие дети, аутизм, ДЦП) и хотя бы один учащийся с серьезными нарушениями здоровья (дети-колясочники).
- Оборудование в классах оснащено большим количеством звуковых и зрительных сигналов для разных ситуаций. К примеру, в каждом кабинете можно увидеть часы большого размера и самый настоящий боксерский гонг уменьшенного формата на учительском столе.
- Урок длится примерно 1,5 часа. Но каждые 10-20 минут педагог использует гонг, чтобы сообщить о смене вида деятельности.
- Каждый кабинет оборудован зоной отдыха, где дети могут воспользоваться развивающими играми или поиграть на музыкальных инструментах.
- Преподнесение знаний в инклюзивных школах проводится на основе смоделированных ситуаций. Например, считать дети учатся в импровизированном магазине, а вот физику осваивают на обычных бытовых приборах, которыми мы пользуемся в повседневной жизни.
- Ученики с ОВЗ вовлечены во все школьные процессы, включая физкультуру.
- В классе кроме учителя постоянно присутствует сопровождающий педагог и тьютеры (помощники учителя).
- Среди форм обучения предпочтение отдается парным и групповым, что позволяет «особым» детям быстрее пройти процесс адаптации.
Большое внимание в таких школах уделяется личностному росту каждого ученика. Отследить успехи удается по общешкольной деятельности каждого ребенка. А в аттестате, который он получает в конце года, указываются не только его положительные достижения, но и негативные моменты за прошедший период. Таким образом, результат учебного процесса призван зафиксировать не столько успехи ученика, сколько динамику его развития.
Инклюзивные школы в ФРГ
В 2019 году в стране функционируют самые разные совместные школьные учебные заведения, которые финансируются как за счет государства, так и частным образом.
Существуют так называемые Вальдорфские школы. Решение о принятии в такие школы выносится не на основании материального положения семьи, а исходя из того, сможет ли ребенок интегрироваться в среду детей, которые уже обучаются в школе. В них можно встретить учеников с самыми разными отклонениями.
Обычно желающих попасть в Вальдорфские школы больше, чем они могут принять. И вопреки расхожему мнению, что эти учебные заведения предоставляют не слишком высокий уровень образования, практика показывает, что большая часть выпускников получает Abitur, а значит и возможность поступить в вуз.
Для помощи школам созданы специальные центры для работы с аутистами. Участие в учебном процессе работающих в них специалистов становится необходимым, когда в инклюзивных школах возникают сложные ситуации с детьми, подверженными аутизму. В непредвиденных ситуациях руководство школы приглашает таких специалистов, которые проводят с детьми столько времени, сколько понадобится для решения возникшей проблемы.
Есть также известное инклюзивное учебное заведение в Гиссене – “Софи Шулле”. Оно включает в себя детский сад, общую школу, спецшколу, психологический центр медицинской направленности, а также мастерские, где дети с ограниченными возможностями могут приобрести практические навыки. 75% финансирования поступает от федерального правительства, а 25% оплачивают родители.
Практикуется в Германии слияние школ. Это объединение обычной школы и учебного заведения для детей с ОВЗ. Например, в 1999 году в пригороде Берлина появилось образовательное учреждение Регины Хильдебрандт, в которое вошли обычная средняя школа и школа для слепых детей. Сегодня в ней обучается 724 ученика, 12 % из которых – дети, лишенные зрения.
Выводы
При всем совершенстве немецкой школьной системы образования вопрос эффективности инклюзивного образования все еще вызывает множество споров и разногласий. В 2009 году ФРГ ратифицировала Конвенцию ООН, на основании которой в стране повсеместно начала внедряться модель совместного обучения детей с разными возможностями. Можно выделить основные принципы инклюзивного образования в Германии:
- внедрение новой модели предполагает, что ее первым этапом является подготовка учителей;
- сегодня немецкие педагоги могут получить сразу два диплома – с правом преподавания в общеобразовательной школе и в специальной;
- инклюзивные учебные заведения придерживаются той же школьной программы, что и обычные школы. Процесс обучения в них, однако, строится больше на отработке практических навыков, на моделировании ситуаций из жизни и на использовании групповых и парных форм взаимодействия.
По мнению ведущих специалистов страны, инклюзивное образование важно не только для школьников с ОВЗ, но и для здоровых детей: оно помогает преодолевать эгоизм и вырабатывать чувство взаимопомощи, поддержки и сострадания.