Немецкое правительство на протяжении десятков лет прикладывает немало усилий для построения настоящего социального рая в стране. Сегодня каждый, кто нуждается, получит в ФРГ необходимую помощь. Не исключение и те, кто остался без постоянной работы. Государство заботится о них, выплачивая пособия безработным в Германии, размер которых в 2024 году вполне способен удовлетворить базовые потребности. Претендовать на пособие могут не только те, кто работал, но и те, кто по объективным причинам трудового стажа не имеет.
Вот уже который год Федеральное агентство по трудоустройству (Bundesagentur für Arbeit, ВА) отчитывается о благоприятном развитии немецкого рынка труда. Процент занятого населения продолжает расти, а спрос на рабочую силу с каждым месяцем увеличивается.
По данным ВА, на сентябрь 2019 года в федеральной системе было зарегистрировано 834 тыс. открытых вакансий, что на 61 тыс. больше, чем годом ранее. Растет и число занятых, которое переваливает за 45 млн человек.
Растут и доходы рядовых немцев. Средняя зарплата для штатных сотрудников немецких предприятий, по данным Федерального агентства статистики (Statistisches Bundesamt), в 2017 году составила 3771 евро, что на 68 евро выше, чем годом ранее.
Как и раньше, тут существуют серьезные региональные различия по зарплате: в некоторых регионах она может составлять до 25 %. Самым высоким доходом могут похвастать сотрудники учреждений здравоохранения (6,8 тыс. евро), менеджеры банков (5,7 тыс. евро) и инженеры (5-5,7 тыс. евро).
На фоне благоприятного развития немецкого рынка труда в стране сокращается и уровень безработицы. Например, в сентябре 2020 года, по данным ВА, был повторен исторический минимум с момента воссоединения: уровень безработицы составил 5 %, а в качестве безработных было зарегистрировано около 2,256 млн человек. Годом ранее численность безработных была на 192 тыс. больше.
О средних годовых показателях говорить пока рано: осенью на рынке труда наблюдается оживление (в июле-августе безработица составляла 5,1-5,2 %), потому численность безработных, очевидно, продолжит уменьшаться.
Тем не менее, учитывая имеющиеся цифры, средний уровень за 2020 год на октябрь составляет 5,3 %. Обращаем внимание, что уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, еще ниже и составляет 3,4 % или 1,47 млн безработных.
Такие тенденции не могут не радовать немецких чиновников. Даже при высоком наплыве иностранных мигрантов, им удается сохранить высокий уровень занятости, год от года снижая уровень безработицы в стране. Похожие тенденции наблюдаются и в других странах Евросоюза.
Так, по оценкам Евростата (использует методологию МОТ), на август 2019 года в ЕС были зарегистрированы самые низкие показатели по безработице за последние 10 лет после финансового кризиса. Они составили в среднем 6,8 %, а это самый низкий показатель с ноября 2008 года.
С ФРГ (3,4 %) полноценно может сравниться лишь Чехия (2,5 %), Польша (3,4 %), Венгрия (3,7 %) и Нидерланды (3,9 %). Например, в Австрии уровень безработицы составляет 4,8 %, в Бельгии – 6,5, в Финляндии – 7,6%, во Франции – 9,3, в Италии – 9,7 %, в Испании – 15,2. Антилидером является Греция, где показатели безработицы достигают 19,1 %.
Все это делает Германию одной
из самых успешных стран в части борьбы с проявлениями безработицы на рынке труда. И на это есть вполне объективные причины.Еще в начале XXI века Германия испытывала серьезные трудности с безработицей. Средние показатели не опускались ниже 11-11,7 %. Сегодня ситуация значительно лучше. Но единого и волшебного решения не было – улучшению ситуации способствовали реформы рынка труда, вводимые в действие на протяжении 1998-2005 годов. Они действуют и сегодня.
Рассмотрим основные меры, благодаря которым немцы успешно борются с безработицей:
Несмотря на все это, немецкий рынок труда остается по-прежнему жестко регулируемым со стороны законодателя и властей. Это позволяет удерживать баланс между интересами бизнеса и граждан. Одно из ярких проявлений этого – финансовая помощь, на которую претендуют безработные.
Разберемся, какое социальные пособия получают лица, оставшиеся без работы. Основными видами немецких пособий являются Arbeitslosengeld I (ALG-I) и Arbeitslosengeld II (ALG-II). Рассмотрим их подробнее и разберемся, чем они отличаются.
Выплаты ALG-I – основное пособие, на которое рассчитывает большинство работающего населения в случае утраты работы. По своей сути оно не является пособием: скорее это страховая выплата, которую гражданин смог заработать во время трудовой активности за счет своих взносов и взносов работодателя.
Выплачивается ALG-I из страхового фонда, который администрирует ВА. Такое пособие выплачивается гражданам независимо от наличия у них сбережений и прочих особенностей их материального положения.
Нормативное регулирование помощи по безработице осуществляется §§ 136-144 части III Социального кодекса (SGB III). Рассмотрим условия, на которых начисляется ALG-I.
В соответствии с § 137 SGB III, правом на пособие по безработице наделяется лицо, которое соответствует трем главным условиям:
Безработным, согласно § 138 SGB III, может быть признан любой гражданин или иностранец, имеющий разрешение на работу, если он потерял место трудоустройства (или вскоре потеряет), прилагает усилия для поиска работы или если его занятость составляет менее 15 часов в неделю. То есть для русских, которые работают в Германии, если они выполняют и другие условия, пособие также доступно.
При этом безработный должен стоять на учете в ВА. Для этого он должен самостоятельно явиться в службу занятости, подать заявление и встать на учет.
Сделать это нужно как можно раньше: за 3 месяца до планируемого ухода с работы или в течение трех дней после получения от работодателя уведомления об увольнении. Если эти сроки нарушены или работник ушел с работы по собственному желанию без явных причин для того, пособие может быть заморожено. В первый день безработицы необходимо лично явиться в ВА
Еще одно условие – выплата страховых взносов (Versicherungspflichtige Beschäftigung). Претендовать на пособие могут лишь те работники, из чьей зарплаты выплачивались страховые отчисления.
Последнее главное условие – квалификационный период работы. Согласно §§ 142–143 SGB III, для получения пособия работник должен был официально работать и уплачивать страховые взносы не менее 12 месяцев на протяжении последних двух лет.
Таким образом, для получения права на ALG-I, лицо, соответствующее требованиям, должно:
Сумма пособия по безработице зависит от трех ключевых факторов: это размер среднего заработка за последний год, наличие ребенка
и налоговый класс, к которому относится безработный. Так, согласно § 149 SGB III, базовая ставка составляет 60 % от средней зарплаты.Если безработный имеет хотя бы одного ребенка (или такого ребенка имеет супруг безработного, при условии, что они проживают вместе) и получает на него пособие, базовый размер пособия вырастает до 67%. Однако это не итоговая цифра, огромное значение имеет налоговый класс.
Например, работник, зарабатывающий 2 тыс. евро в месяц, не имеющий детей, относящийся к I налоговому классу (например, не состоящий в браке), будет ежемесячно получать ALG-I в размере 820 евро.
Если он будет состоять в браке (III налоговый класс), размер пособия составит 933 евро. При этом, если у него есть ребенок, в 2019 сумма составляет уже 1042 евро. Для точного расчета воспользуйтесь специальным калькулятором от ВА.
Срок, на протяжении которого выплачивается пособие, согласно § 147 SGB III, зависит от возраста работника (влияет после достижения 50 лет) и продолжительности работы, в течение которой уплачивались страховые взносы. Он может составлять от 6 до 24 месяцев. Конкретный срок можно рассчитать при помощи таблицы ниже.
В каждом случае Agentur für Arbeit проводит индивидуальный расчет, потому для получения более конкретных цифр рекомендуем обратиться в ближайший офис агентства.
Обращаем внимание, что ВА вправе заблокировать выплату пособия, если вы постоянно отказываетесь от предложенных в агентстве вакансий, не принимаете участие в рекомендованных мероприятиях по трудоустройству, не можете доказать, что ищете новую работу или не сообщили в агентство о факте трудоустройства.
Согласно § 155 SGB III, безработный имеет право подрабатывать в период получения пособия по безработице, например, используя модель Minijobs. Если его доход при этом будет составлять менее
165 евро, размер ALG-I не изменится. Если больше – Agentur für Arbeit рассчитает понесенные им расходы на трудовую деятельность (расходы на проезд, питание, покупку рабочих материалов и так далее), вычтет из дохода и на получившуюся разницу уменьшит пособие. При этом сумма в 165 евро также будет вычтена из размера дохода как изначально необлагаемая.Например, доход от подработки составит 450 евро, расходы 100 евро, сумма ALG-I 1042 евро.
450 – 165 – 100 = 185 евро.
1042 -185 = 857 евро – сумма ALG-I, которая будет выплачиваться впредь.
ALG-II – это классический пример социальной помощи – пособия, которое выплачивается для покрытия минимальных потребностей и прожиточного минимума неработающих лиц. Такой прожиточный минимум, согласно § 20 SGB II, должен покрывать потребность в питании, одежде, средствах гигиены, обеспечении быта и проживания, оплату коммунальных услуг, а также нормальное участие в социально-культурной жизни общества.
Право оформить социальное пособие по безработице получают:
Любой из бенефициаров такой помощи должен находиться в возрасте от 15 лет и до 60-67 лет (не достигнув пенсионного возраста), проживать на территории Германии и быть трудоспособным (минимум на 3 часа в день).
Таким образом, правом на ALG-II обладают в том числе иностранцы с видом на жительство (исключение – если они находятся в ФРГ только для поиска работы), беженцы, просители убежища, бездомные и прочие незащищенные слои общества, если они не относятся к какой-либо другой льготной категории: пенсионеры, инвалиды и прочие нетрудоспособные категории получают другие пособия.
Для оформления ALG-II заявителю необходимо обратиться в ближайший центр занятости (Jobcenter).
С адресами и контактами в регионах Германии можно ознакомиться здесь. Для оформления пособия бенефициар получения помощи подает заявку, к которой прикладывает документ, удостоверяющий личность, карточку социального пособия, а также документы, которые подтверждают необходимость дополнительной финансовой помощи.
Совокупный размер ALG-II определяется по нескольким критериям, в том числе по возрасту получателя, его семейному положению, а также наличию особых потребностей. На 2019 год базовый размер пособия по безработице ALG-II составляет:
Кроме этих денег, лицу выделяются средства на оплату аренды жилья и отопления. Их размер зависит от региона проживания и соответствует установленным там нормативам.
Помимо этих сумм, бенифициар пособия может получать от государства дополнительную помощь, например, если это вызвано дополнительными расходами на лечение, покупку особого детского питания, связано с родами или получением образования для детей. Для расчета конкретного размера используйте специальный калькулятор.
В отличие от ALG-I, расчет размера ALG-II учитывает существование у лица наличных средств и средств на банковских счетах, недвижимости и дорогостоящего движимого имущества, ценных бумаг и даже финансовой помощи со стороны родственников.
ALG-II может назначаться на неограниченный период; впервые он назначается на срок в 12 месяцев. После этого получателю необходимо повторно обратиться в центр занятости – там проверят наличие обстоятельств, требующих назначения пособия, после чего примут решение.
Как правило, продлевать эту помощь приходится каждые 12 месяцев. После назначения она выплачивается ежемесячно наперед, то есть за каждый предстоящий месяц.
Получатель социальной помощи также вправе получать дополнительные доходы. Но на размер ALG-II они не будут влиять лишь, когда их размер менее 100 евро в месяц. Если дополнительный доход будет выше, он будет уменьшать размер пособия.
Чем выше сумма дополнительного дохода, тем большая часть этой суммы будет уменьшать размер пособия. Для расчета вычета используйте таблицу ниже
Например, если дополнительный доход составляет 350 евро в месяц. 350-100 = 250 евро -20% (50 евро) = 200 евро. Так, размер пособия будет уменьшен на 200 евро.
Помимо вышеуказанных пособий по безработице, неработающие или частично занятые лица могут претендовать на ряд других дотаций от государства. Кратко ознакомиться с ними поможет таблица ниже.
Дотация | Основание назначения | Размер дотации | Срок |
---|---|---|---|
Einstiegsgeld | Назначается получателям ALG-II, желающим заниматься предпринимательством или восстанавливающим трудовую деятельность. | 50% от ALG-II | До 2 лет |
Gründungszuschuss | Назначается получателям ALG-I, желающим заниматься предпринимательством | 300 евро как до, так и после окончания выплаты ALG-II | 15 месяцев |
Kurzarbeitergeld | Назначается лицам, работающим по временной или неполной занятости | До 60 % разницы между полной и неполной зарплатой | До 2 лет |
Bildungsgutschein | Назначается лицам, проходящим обучение, в том числе по переквалификации | В размере расходов на обучение |
Обращаем внимание, что указанные пособия, в том числе и пособия по безработице не назначаются получателям помощи для беженцев, для ПП, для инвалидов и пенсионеров, а также прочих льготных категорий населения.
Жить в Германии без медицинской страховки нельзя. Страховку в стране реализуют два вида медицинских касс (Krankenkasse) – частные и государственные.
Все, кто зарабатывают менее 54,9 тыс. евро в год, то есть большинство населения, обязаны стать клиентами государственных касс. Расходы на медицинскую страховку огромны – 15,5 % от годового брутто-дохода, половину из которых традиционно берет на себя работодатель. Но как быть, если лицо не имеет трудового дохода и находится в статусе безработного?
В таком случае расходы по обязательному страхованию берет на себя Агентство по труду и занятости, выплачивающее безработному пособие. При этом услуги по страхованию продолжает предоставлять та же страховая компания, что и до безработицы.
Однако если для получателей ALG-I ВА полностью покрывает взносы, то для ALG-II лишь частично.
Многих интересует, можно ли жить на те деньги, которые выплачиваются в качестве пособия по безработице. По понятным причинам оба вида дохода не могут полноценно покрыть утраченный трудовой доход.
ALG-I, так как его размер выше, лучше справляются с этой задачей. Его получатели могут полноценно покрыть свои бытовые потребности на пропитание и оплату коммунальных услуг и даже могут позволить себе кое-что из одежды. Что-либо отложить или съездить в отпуск на эти деньги не удастся. Ограниченный размер и срок выплат как раз стимулируют граждан искать новую работу.
Получателям ALG-II сложнее, так как их размер пособия меньше. Но даже они могут полноценно покрыть расходы на питание, коммунальные услуги и даже одежду – размер пособия рассчитан специально для этих целей.
Все безработные в Германии, в том числе и иностранцы, имеют право на пособие по безработице – для этого они должны быть зарегистрированы в местном центре занятости. Если до этого они имели работу и платили страховые взносы, они имеют право на страховое пособие по безработице ALG-I. Его размер обычно составляет 60 % от трудового дохода.
Когда получаемая сумма менее прожиточного минимума или безработный до этого не имел работы, он имеет право на социальное пособие по безработице ALG-II. Его размер значительно меньше и позволяет покрыть лишь базовые жизненные потребности получателя.
Калининград, ранее известный как Кёнигсберг, - это город с богатой историей и неповторимой атмосферой, который…
Экотуризм - это не просто отпуск на свежем воздухе. Это погружение в мир дикой природы…
Планируете заграничное путешествие? Не забудьте про туристическую страховку! Она станет вашим надежным помощником в случае…
Один из самых увлекательных способов исследовать Россию - это пешие прогулки. Это позволит вам полностью…
Эстония, маленькая страна на побережье Балтийского моря, привлекает туристов своей уникальной культурой, красивой природой и…
Россия - это не только огромная территория, но и невероятное разнообразие природы, культуры и истории.…