Восстановление Германии после Второй мировой войны из руин, позже названное экономическим чудом, – во многом заслуга автопрома, в первую очередь заводов Volkswagen. В этой статье расскажем как возрождалось производство “Фольксваген” в Германии, благодаря чему концерн вошел в тройку мировых автопроизводителей, а его продукция приобрела нерушимую популярность у водителей и пассажиров.

Немецкий автопром

Про компанию “Фольксваген”

Начало существованию автоконцерна “Фольксваген” положил в 1934 году правительственный заказ инженеру Фердинанду Порше, которым предусматривалось создать “народный автомобиль”. Требования были не самыми простыми: надежный семейный автомобиль, способный вместить родительскую чету с тремя детьми, потребление бензина – до 8л/100 км, скорость – около 100 км/ч, максимальная цена -1 тыс. рейхсмарок (несколько ниже объема годовой зарплаты среднестатистического рабочего).

Уже в следующем году конструктор создал первую модель автомобиля ценой 990 рейхсмарок.

В 1936 г. в Саксонии неподалёку от замка Вольфсбург, давшего название будущему городу, было запланировано строительство автозавода.

В этом же году три автомобиля марки “Фольксваген” успешно завершили пробег в 50 000 км. Они произвели фурор среди конструкторов и водителей, а журналисты New York Times за сходство с майским жуком дали ему название “жук”, намертво прилипшее к автопродукции предприятия на ближайшие десятилетия.

Отметим, что тестовый пробег каждого экземпляра “Фольксваген” составил два миллиона (!) км.

Закладка первого камня, знаменующего начало строительства предприятия, состоялась 26 мая 1938 года, и сразу же начали строить поселок для работников. Однако начало Второй мировой войны перечеркнуло планы массового выпуска семейных автомобилей.

Завод выполнял крупные военные заказы: за военный период компания выпустила 70 тысяч автомашин. А в 1944 году американская авиация практически уничтожила завод бомбардировкой.

Восстанавливать автоконцерн начали англичане: до конца 1945 года Volkswagen in Germany выпустил уже 1,8 тысяч автомобилей для союзных войск и германской почты.

История компании Volkswagen

В 1946 г. правительство Великобритании заказало предприятию 20 тысяч автомашин для армии. Спустя три года, к моменту возвращения концерна в управление правительству ФРГ, было произведено 65 тысяч, а в 1955 г. – миллион фольксвагенов, большую часть которых экспортировали.

В 1972 году модель автомобиля Volkswagen Beetle поставила рекорд в объемах продаж в Германии. И появилась популярная у немцев фраза, объявившая “жука” членом семьи.

На сегодня Volkswagen AG вместе с концернами Toyota и Renault-Nissan входит в тройку крупнейших мировых автопроизводителей. Компания выпускает легковые автомобили, пикапы, внедорожники, грузовики, микроавтобусы и мотоциклы под дюжиной торговых марок. Качество и технологический уровень “автомобилей для народа” Volkswagen не уступает моделям автомобилей премиум-класса и класса люкс.

В 2017 году руководство немецкого концерна объявило о намерении инвестировать в ближайшие пять лет 40 млрд долларов США в разработку электромобилей. Планируется, что к 2030 году у каждой модели “Фольксваген” будет электрический “двойник”.

Где расположены заводы “Фольксваген”

По месторасположению заводов Volkswagen AG можно изучать географию планеты: адреса производственных мощностей – в Германии, Бразилии, Аргентине, Мексике, Южной Африке, России, Польше, Бельгии, Испании, Чехии, Китае и ряде иных государств.

Для наглядности представим информацию об основных локализациях заводов концерна в таблице:

Месторасположение завода
страна/город
Выпускаемые марки автомобилей
Бельгия/БрюссельAudi, Volkswagen
Босния и Герцеговина/СараевоAudi, Volkswagen, Skoda
Британия/КруBentley
Венгрия/ДьёрAudi
Германия/ДрезденVolkswagen
- ÷ -/Эмден- ÷ -
- ÷ -/ИнгольштадтAudi
- ÷ -/Неккарзульм- ÷ -
- ÷ -/ОснабрюкVolkswagen
- ÷ -/Вольфсбург- ÷ -
- ÷ -/Цвиккау- ÷ -
Испания/Ландабен- ÷ -
- ÷ -/МарторельSEAT
Италия/Сант-Агата-БолоньезеLamborghini
Китай/ШанхайVolkswagen
- ÷ -/ШанчумAudi, Volkswagen
Польша/ПознаньSEAT, Skoda, Volkswagen
Португалия/ПалмелаVolkswagen, SEAT
Россия/КалугаVolkswagen, Skoda
Словакия/БратиславаVolkswagen, Audi, Skoda, Porsche
Франция/МольсемBugatti
Чехия/КвасиныSkoda
- ÷ -/Млада-Болеслав- ÷ -
- ÷ -/Врчлаби- ÷ -

Кроме двигателей и комплектующих к автомобилям, специализированные предприятия немецкого концерна выпускают продукты питания. На заводе Volkswagen Service в Вольфсбурге производят миллионы упаковок немецких колбасок, фирменный кетчуп и вермишель и продают своим работникам.

Автомобильные новинки компании

Чтобы понять, как немецкий автоконцерн мирового значения видит и создаёт своё (а отчасти и наше) будущее, рассмотрим последние модели “Фольксваген”, выявляющих тенденции совершенствования.

Volkswagen e-Golf 2017 (второе поколение) при сохранении практически без изменений внешнего облика существенно изменил свои технические характеристики. В электромобиле установили более ёмкие аккумуляторы, диагональ центрального сенсорного дисплея увеличили до десяти дюймов, а объем жёсткого диска – до 64 Гб.

Серьезное увеличение запаса хода (300 км) обеспечили новые литий-ионные аккумуляторы, увеличившие свою ёмкость до 36,8 кВт/ч; новая аккумуляторная кислотная батарея и трансмиссия обеспечивают мощность в 136 лошадиных сил, максимальную скорость в полторы сотни км/ч и способность за 9,6 сек. разогнать автомобиль до 100 км/ч.

Наличие климат-контроля, информационно-развлекательной системы, подогрева сидений обеспечивают комфортные условия водителю и пассажирам. Средства защиты, полный электропакет и навигация гарантируют максимальную безопасность при соблюдении дорожных правил.

Упомянем о плагин-гибридном автомобиле Volkswagen Passat GTE, который предлагается в вариантах седана и универсала и обеспечивает экономию в условиях городской эксплуатации. Эта модель идеально подходит для поездок на малые /средние расстояния благодаря чистому экономичному пробегу автомашины. Смешанный режим работы делает возможным малое потребление топлива, минимизирует выбросы углекислого газа.

Автомобильные новинки компании Volkswagen

Об экономичности и высокотехнических характеристиках автомобиля говорит наличие трёхзонного климат-контроля, информационно-развлекательной системы Discovery Pro, голосового управления с мгновенным распознаванием речи и “пятизвездочной” безопасности (классификация Euro NCAP).

А фантастическим VW Passat GTE делает программа Traffic Assist, тормозящая, ускоряющая и управляющая (!) автомобилем на скоростях менее 40 км/ч.

Интерес автолюбителей привлекают и анонсированные модели – Volkswagen e-Crafter, Volkswagen I.D. CROZZ, Volkswagen I.D. BUZZ, Volkswagen I.D., – как показатели масштабного, целенаправленного и эффективного технологического и технического поиска. Благодаря этому концерн обеспечил себе второе место в мире среди продавцов легковых автомашин по итогам прошлого года и готов сражаться за лидерство.

Как посетить экскурсию на завод

Музейно-развлекательный комплекс Autostadt – это главная часть и сердце Вольфсбурга, штаб-квартиры концерна Volkswagen. Это место представляет собой воплощение компании, туристическая Мекка, работающая каждый день с девяти до восемнадцати часов и посещаемая ежегодно двумя миллионами людей.

Создатели Autostadt с блеском выполнили сложнейшую маркетингово-коммуникационную задачу. Они трансформировали производственно-управленческий комплекс немецкого автоконцерна в популярную туристическую достопримечательность Германии, повышающую имидж марки Volkswagen.

Музейно-развлекательный комплекс простирается на пять километров берега декоративного канала, соединяющего центр Вольфсбурга и первый завод концерна. Усилиями дизайнеров сооружения площади, зеленые насаждения, которые их разделяют, вместе с установленными бессчётными скульптурами и инсталляциями стали памятником пейзажного зодчества.

Автомобили Volkswagen

Кроме кинотеатров, ресторанов, отеля, здесь находятся музей “Zeithaus”, посвященный истории автомобилестроения, трассы, на которых проводят тест-драйв, аттракционы, тесно связанные с деятельностью Volkswagen, павильоны с автомоделями принадлежащих концерну торговых марок.

Семь действующих павильонов представляют различные бренды “Фольксваген”, причём каждый выполнен в особом стиле, воздействующим на все органы чувств экскурсантов. В них демонстрируют историю концерна, знакомят с перспективами и направлениями развития, при этом раз в три–четыре года концепцию и экспозицию каждого павильона изменяют.

Моделям Volkswagen предоставили место две стеклянные двадцатиэтажные складские башни, служащие украшением комплекса, и клиентский центр, в котором покупатели подбирают модели на любой вкус, размер и стоимость. Если индивидуальный заказ на сборку состоялся, через несколько месяцев клиент забирает готовый (во многом уникальный) автомобиль.

Изюминкой экскурсии считается 45-минутный осмотр “сердца” завода в Вольфсбурге – роботизированного комплекса цеха № 54, где роботы сваривают, собирают, красят чёрные кузова и завершают монтаж автомобиля Volkswagen Golf.

Автоштадт Вольфсбург предоставляет свою территорию для различных представлений и шоу; четыре недели лета здесь украшены “танцующими фонтанами” почти 70-метровой высоты, зима – зимним рынком и спектаклями на коньках на катке с искусственным льдом.

Назовём ориентировочную цену билетов:

Категория посетителейЦены на билеты (евро), 1 деньЦены на билеты (евро), 2 дняПримечание
Взрослые1522
Льготные категории (пенсионеры / студенты)1218
Дети до 6 лет00
Дети и подростки от 6 до 17 лет69
Семьи (двое взрослых и дети до 17 лет)3857
Вечерний билет (после 16-00, скидка на посещение кафе / ресторанов)7-
Экскурсия-обзор по Вольфсбургу (1-3 человека)300-3 часа, на автомобилях и пешком
- ÷ - (4-7 человек)390-- ÷ -
Экскурсия по тематическому парку Autostadt, посещение цеха  (1-3 человека)410-7 часов, только в будни
- ÷ - (4-7 человек)495-- ÷ -

Бронирование экскурсий по музейно-развлекательному комплексу возможно за месяц до посещения. Предварительная запись осуществляется по сервисному телефону 0800 288 678 238 либо можно написать на email service@autostadt.de. Дополнительную и подробную информацию можно узнать, если зайти на официальный сайт Тематического парка Autostadt.

“Фольксваген” на авторынке России

Началом автопроизводства Volkswagen в РФ можно считать 28 ноября 2007 года, когда открылся Калужский автозавод (технопарк “Грабцево”). Вначале посредством крупноузловой сборки производили 20 тысяч автомобилей Škoda Octavia, двумя годами позже запустили линию полной сборки автомобилей.

В 2010 году начали выпускать Škoda Fabia и Volkswagen Polo sedan, а в конце 2016 года ввели в эксплуатацию кузовной цех площадью 12 тысяч квадратных метров.

Сейчас на калужском предприятии делают другие автомодели: Škoda Rapid, Volkswagen Polo, Volkswagen Tiguan.

14 июня 2011 года компания Volkswagen Group Rus достигла договоренности с “Группой ГАЗ” относительно контрактной сборки Škoda Octavia, Škoda Yeti, Volkswagen Jetta на Нижне-Новгородском заводе “ГАЗ” проектной мощностью 132 тысячи автомобилей в год.

Отделение концерна Volkswagen объединило на рынке РФ шесть своих торговых марок, доведя объемы продаж российским покупателям до 175,6 тысяч автомашин по итогам 2017 года. В итоге Volkswagen Group Rus добилась увеличения своей доли российского рынка автопродаж до 11%.

Фольксваген на авторынке России

Количество изготовленных автомобилей “Фольксваген” за тот же период (167,5 тысяч авто) оказалось несколько меньшим. С учётом того, что в середине февраля 2018 года на Нижегородском заводе стартовало производство Škoda Kodiaq, концерн намерен добиваться новых достижений.

Другие немецкие автомарки

Германия, где производят ежегодно 6 миллионов высококлассных популярных автомобилей, считается лидером этой сферы в Европе. Востребованность продукции не только крупных, но и средних немецких автопроизводителей базируется на изысканном дизайне и инновационных технологиях. Роскошные и дорогие немецкие транспортные средства занимают серьезную долю мирового рынка.

Автомобильную индустрию страны представляет прежде всего пятерка крупнейших компаний: Volkswagen AG, Daimler AG, BMW AG, Ford Germany, Groupe PSA.

Концерн Daimler выпускает знаменитые уже более 90 лет, но по-прежнему популярные автомобили Mercedes-Benz. Название немецкая марка машин получила в честь дочери Мерседес Еллинек, чей отец возглавлял французское представительство автокомпании “Даймлер”. Автомобили Mercedes-Benz отличаются шикарным дизайном и комфортным управлением, чем и подчеркивают статус владельца.

Компания BMW, начавшая деятельность с производства авиамоторов, в 2017 году отпраздновала столетний юбилей. И вот уже 80 лет этот автомобильный концерн выпускает первоклассные мотоциклы, спортивные и легковые модели, отличительной чертой которых выступает надежный и мощный двигатель.

Старейшая немецкая автокомпания Opel выпускала автомобили еще с 1899 года. Но в связи с кризисом и неблагоприятной экономической ситуацией французский концерн Groupe PSA в 2017 году приобрел все права на торговую марку Opel.

Audi AG, входящая в состав Volkswagen Group, выпускает одну из роскошных автомарок мира – Audi. Благодаря мастерству конструкторов эти автомобили сочетают изысканный дизайн со спортивной мощью.

Из менее известных стоит упомянуть о дорогих автомобилях Alpina, Bitter, Opel Monza, Maybach (к сожалению, марка недавно ликвидирована), спортивных Isdera.

В заключение

Концерн Volkswagen прошел долгий и тернистый путь от создания в 1934 году, через послевоенное восстановление, к неудержимому развитию и процветанию в ХХI веке. Благодаря стараниям работников продукция немецкого автозавода пользуется всемирной популярностью.

Блестящей рекламной идеей явилась организация экскурсий на заводе в Вольфсбурге.

Примечательно, что немецкая компания стойко переносила все удары судьбы и после этого восстанавливалась, учитывая достигнутый опыт и получая импульс к развитию.

Сборка нового Volkswagen Golf 7 на видео с завода в Вольфсбурге: Видео