Одно из первых впечатлений иностранных гостей от ФРГ – отлаженная работа общественного транспорта, который в стране функционирует как часовой механизм. Даже в небольших городках можно обнаружить несколько автобусных маршрутов, а вот в городах покрупнее лучше передвигаться с помощью метрополитена. Это позволит быстро добраться в любую точку города. Метро в Германии делится на два вида: наземное и подземное.
Что полезно знать о немецком метрополитене
Разобраться в разнообразии схем движения общественного транспорта в том или ином населенном пункте Германии непросвещенному туристу бывает очень сложно. Следует знать, что немецкая транспортная инфраструктура включает в себя:
- метро – им располагают только крупные города;
- трамваи – чаще встречаются в Восточной Германии и Баварии;
- автобусы – курсируют повсеместно;
- троллейбусы – считаются пережитком прошлого и практически изжили себя.
Метрополитен – наиболее востребованный среди пассажиров способ передвижения.
Впервые метро в стране появилось в Берлине в 1902 году. А первую поездку в нем совершил почетный пассажир – Вильгельм II.
Это путешествие по городу вошло в историю под названием «министерского». Данный вид транспорта очень быстро стал неотъемлемой частью жизни берлинцев.
Позднее, в 1912 году, подземная ветка была построена в Гамбурге. Далее на этот шаг решились власти Мюнхена, которым пришлось ускорить строительство метрополитена и запустить подземные поезда в 1971 году. Это было связано с тем, что именно этот город был выбран Международным олимпийским комитетом местом проведения летних Олимпийских игр в 1972 году. Еще через год метрополитен был построен в Нюрнберге.
Время работы метро в Германии довольно продолжительно: открываются станции в 4 часа утра и работают до полуночи, а в некоторых городах и до часа ночи. В праздничные дни работу «подземки» в некоторых городах могут продлевать до двух часов ночи, а в большие праздники и вовсе делать круглосуточной.
Интервал движения в часы пик составляет порядка 3-4 минут, в другое время ожидать поезд можно от 5 до 10 минут. Расстояние между станциями зависит от города и района, по которому пролегает маршрут. В тех частях немецких городов, где бурлит деловая жизнь (в так называемых бизнес-центрах), от одной остановки до другой может быть меньше километра. А вот на периферии поезда останавливаются реже.
Пассажирам метро часто приходится наблюдать, как темнота за окнами сменяется яркими городскими пейзажами. Дело в том, что схема движения поезда обычно комбинированная: подземная линия переходит в наземную, а далее снова в подземную. На крупных станциях метро нужно быть особенно внимательными, поскольку с одной и той же платформы можно уехать в разных направлениях. К примеру, подземная инфраструктура Берлина объединяет 9 веток, включающих 173 станции с общей протяженностью дорог более 150 км.
Несколько лет тому назад 7 станций немецкого метрополитена были признаны памятниками истории. Все они расположены в столице.
Что такое тарифные зоны
Вся территория Германии разделена на определенные районы, которые обслуживаются той или иной транспортной компанией. Каждая из них осуществляет перевозки в рамках тарифных зон, которые, как правило, включают в себя определенный город и его пригороды. Случается, что несколько таких фирм объединяются и образуют «Транспортный союз». Ярким примером такого объединения можно назвать перевозчиков Лейпцига и Галле, которые создали корпорацию MDV.
Именно по этой причине билеты в Германии продаются по принципу “один билет – одна зона”. Это означает, что приобретенный билет является действительным в пределах только одной тарифной зоны, но для проезда во всех видах транспорта, включая метро.
Если необходимо пересечь границу одной территориальной единицы, чтобы оказаться в другой, у пассажиров есть два варианта:
- купить мультибилет, который действует сразу в нескольких тарифных зонах;
- выйти на последней станции и купить еще один билет, который будет действителен для проезда в другой тарифной зоне.
Выгоднее, конечно, воспользоваться первым способом, поскольку платить НДС в этом случае придется только один раз, а это означает, что поездка обойдется дешевле.
Кроме того, крупные города в свою очередь могут быть поделены на несколько районов, что также влияет на стоимость проезда. Например, в немецкой столице таких зон три:
- А – центр;
- В – другие районы города;
- С – земля Бранденбург, расположенная вокруг Берлина.
Где в Германии есть метро
Если придерживаться определения метро, как его трактует Объединение транспортных предприятий Германии, то в чистом виде оно существует только в четырех немецких городах: Гамбурге, Берлине, Мюнхене, Нюрнберге. Во всех остальных населенных пунктах оно привязано к железной дороге или к трамвайным путям.
В целом же список городов, в которых местные жители могут воспользоваться услугами метрополитена в том или ином виде, выглядит следующим образом:
- Берлин;
- Франкфурт-на-Майне;
- Гамбург;
- Нюрнберг;
- Мюнхен;
- Ганновер;
- Лейпциг;
- Бохум;
- Кельн;
- Бонн;
- Эссен;
- Штутгарт;
- Дортмунд;
- Карслруэ;
- Херне;
- Дюссельдорф;
- Мюльхайм-на-Руре;
- Гельзенкирхен;
- Билефельд;
- Дайсбург.
Все они имеют свои особенности:
- Метро Мюнхена начали планировать еще в начале прошлого века, но первые поезда вышли на линию только в 1971 году. Сегодня подземная дорога включает в себя 100 станций на восьми линиях протяженностью 103,1 км. Считается самым удобным в Евросоюзе, поскольку дает возможность воспользоваться лифтами, велопарковками и даже дефибрилляторами, если у человека вдруг случится сердечный приступ. Самая высокая скорость, которую развивают поезда, достигает 80 км/ч, но чаще всего более 36,7 км/ч она не бывает. Город разделен на 4 тарифных сектора: «Внутренний» (основные достопримечательности), Мюнхен ХХL, «Внешний», «Вся сеть» (включая аэропорт и два близлежащих озера).
- Метро Дюссельдорфа – это система метротрама, включающая в себя электропоезд и городской трамвай. Сеть объединяет 7 веток, на которых функционирует 100 станций, из которых только 17 находятся под землей. При этом подземные станции метротрама расположены в центральной части города, а на поверхность поезда выезжают уже ближе к периферии.
- Система работы метро Кельна очень напоминает дюссельдорфскую, то есть электропоезда работают совместно с трамваями. Линии метротрама обеспечивают сообщением весь город, а две из них соединяют Кельн с Бонном. В распоряжении жителей и гостей города 11 веток и 350 станций. Работает «подземка» с 5 утра до полуночи, интервал движения составов не превышает двух минут.
- Берлинский метрополитен состоит из 9 линий, каждая из которых имеет определенную кодировку (U1, U2, U3, U4, U5, U6, U7, U8, U9). Самой длинной считается U7 – 32 км, она полностью находится под землей. Всю систему метро можно разделить на две составляющие:
-
- S-Bahn – наземную часть, которая приходится по душе не только туристам, но и местным жителям. Благодаря ей пассажиры могут переезжать из одного конца города в другой, наслаждаясь прекрасными городскими пейзажами;
- U-Bahn – подземную часть. С точки зрения пассажиров, обеспечивает довольно унылое путешествие.
- Примечательной особенностью метро Штутгарта является то, что практически все его линии проходят через железнодорожный вокзал. Это означает, что куда бы вы ни поехали, рано или поздно окажетесь на вокзале. В центре линии метро пролегают под землей, за пределами центра – на поверхности.
Разновидности билетов и затраты на проезд
О чем обязательно следует помнить гостям Германии, так это о том, что за безбилетный проезд их могут оштрафовать на 40 евро. По этой причине гораздо выгоднее позаботиться о том, чтобы проездной талон был в наличии. Кроме того, необходимо учесть, что в этой стране существует множество самых разных видов билетов на проезд. По продолжительности действия, независимо от того, окажетесь вы в Дрездене (в котором, кстати, нет метро, но действует аналогичная система оплаты проезда) или в Дортмунде, их можно разделить на следующие виды:
- билет для одной поездки, которым можно воспользоваться только один раз (одноразовый). Его нужно активировать в специальном автомате, установленном в метро или любом другом виде городского транспорта. Автомат поставит на нем время и дату, а отсчет начала поездки начнется сразу после того, как вы прокомпостируете билет;
- билет на четыре персоны. По этому билету могут проехать сразу 4 человека, но всего один раз в течение одного часа или 1 человек – 4 раза. В этом случае билет каждый раз нужно компостировать в автомате с той стороны, на которой еще не стоят отметки;
- билет на 1 день. Действителен в пределах одной тарифной зоны вплоть до 4 часов утра следующих за днем покупки суток. Предусмотрен в двух вариантах: для одного человека или для группы из 5 пассажиров;
- билет на 1 неделю (календарную). Даже если вы приобретете его в пятницу, все равно срок его действия закончится в понедельник в 4 часа утра;
- проездной на месяц. Начинает действовать в полночь с первого числа месяца и становится недействительным в 12 часов ночи первого дня следующего месяца;
- билет на год. Самый дорогой вид проездного документа. Например, в Галле его стоимость 450 евро. В определенные часы по этому билету можно провезти с собой бесплатно одного взрослого или собаку, или троих детей.
Практически все перечисленные категории можно разделить еще на несколько групп:
- проездной билет на одну зону – позволяет одному человеку пользоваться всеми видами общественного транспорта в течение одного часа;
- билет на короткий участок пути – обычно ограничен небольшим расстоянием;
- детский или взрослый – дети до 6 лет проезд не оплачивают, с 6 до 13 лет взимается меньшая плата, чем со всех остальных пассажиров.
Цена проезда зависит также от зоны, в которой будет осуществляться поездка, и от населенного пункта, который вы решили посетить:
Город | Тип проездного | Цена в евро |
---|---|---|
Метро Ганновера | Короткая поездка (не более трех станций, действителен в течение получаса после компостирования) Билет в одну сторону. Время действия – 120 минут Проездной билет на 1 день (дает возможность совершать любое количество поездок в течение одного дня в пределах выбранных зон) | 1,5 Взрослый, 1 зона – 2,3 Взрослый, 2 зоны – 3 Взрослый, 3 зоны – 3,7 Детский, любое количество зон - 1,2 1– 4,5 2–5,7 3–7 |
Мюнхен | Билет на короткое расстояние (2 станции) Проездной на дальние расстояния (зависит от количества зон) Проездной на 10 поездок | 1,2 1–2,5 2– 5 3–7,5 от 4 до 10 Дети (независимо от числа зон) – 1,2 12 |
Нюрнберг | Билет в одну сторону (действует на протяжении 90 минут в одном направлении, допускает 1 пересадку) Проездной талон на 5 поездок многоразового действия (допускает только переезд на короткое расстояние - до трех остановок) Проездной на 1 день или на выходные (не ограничивает количество поездок. Действует в течение дня, а не суток, но если приобрести его в субботу, позволит пользоваться общественным транспортом весь уикенд). Mobicard – самый популярный вид проездного. Действует в течение 7 или 31 дня. | Взрослый – 2,4 Детский – 1,1 Взрослый – 7,1 Детский - 3,6 4,8 7 дней – 21,4 1 месяц – 73 1 месяц после 9 утра – 57,7 |
Если вы окажетесь в Лейпциге или Эссене, купить билет и оплатить проезд можно в четырех местах:
- в отделении транспортной компании, которая обслуживает интересующую вас зону;
- в специальных автоматах, которые установлены практически на каждой остановке (на схеме маршрутов они обозначены особым значком);
- в кассе;
- в автоматах в самом метро или в тех, которые можно найти на городских улицах.
Производится платеж посредством пластиковой банковской карты или наличными. Прежде чем произвести операцию, убедитесь, что автомат позволяет осуществить тот способ оплаты, который вы выбрали. Если речь идет о наличных средствах, проверьте, какие купюры принимает терминал. Поскольку сдача обычно выдается мелочью, подготовьте банкноты номиналом не более 10 евро. Терминал позволяет выбрать язык меню, поэтому внимательно читайте, что будет написано на экране.
Алгоритм действий следующий:
- Выбираете язык, на котором будет представлена информация.
- Выбираете способ оплаты.
- Уточняете, какой тип билета вам необходим.
- Вносите оплату.
- Забираете билет и сдачу.
Как осуществить поездку в метро
На первый взгляд схема движения подземного транспорта в Германии кажется сложной и чрезвычайно запутанной. На самом же деле в ней необходимо разобраться всего один раз, и далее вы сможете ориентироваться без особых проблем.
Небольшой совет: покупать карту города на русском языке не имеет никакого смысла – все станции и пересадочные пункты объявляются на немецком.
Рассмотрим, как пользоваться метро, на примере столицы. Найти «подземку» в Берлине можно по большой букве U. Для начала необходимо купить билет и прокомпостировать его уже при выходе на платформу. Обратите внимание, что турникетов в здешнем метро нет. Зато иногда можно встретить работников метрополитена в униформе и контролеров.
Неактивированный билет считается недействительным, а потому влечет за собой штраф. Прокомпостировать его можно в специальных терминалах желтого цвета (в Мюнхене – синего), которые в больших количествах установлены на всех станциях метро.
Билет необходимо сохранять до конца вашего путешествия, поскольку в любой момент его может попросить контролер.
Берлинская «подземка» отличается наличием мобильной связи. Это означает, что даже под землей вы не потеряете контакт с внешним миром. На платформах ожидания можно найти места для подзарядки гаджетов.
Каждая станция метро оборудована электронными табло и схемами движения поездов, поэтому вы всегда сможете получить информацию о том, во сколько прибывает поезд и по какому маршруту он направляется.
Выводы
Система движения подземных поездов в Германии является важной частью транспортной инфраструктуры. В большинстве населенных пунктов метро объединено с городскими электричками или трамвайными линиями. Работа метро начинается в 4-5 часов утра, а заканчивается около полуночи, в праздничные и выходные дни продлевается до двух часов ночи.
Чтобы воспользоваться данным видом общественного транспорта, необходимо приобрести билет. Обычно ими можно воспользоваться во всех видах общественного транспорта. Билеты бывают нескольких видов, а продолжительность их действия и стоимость зависят от того, как часто вы намерены ими пользоваться. Цена также зависит от тарифной зоны, в которой действителен билет.
Важно помнить, что перед каждой поездкой талон нужно прокомпостировать, иначе он не будет давать права на проезд. За безбилетный проезд в немецком метро будьте готовы заплатить штраф в размере 40 евро.