Налоги для автовладельцев в Германии в 2023 году

Ошибочно считать, что покупка автомобиля – самая крупная статья расходов его владельца. За годы эксплуатации транспортного средства ему придется выложить кругленькую сумму пошлин.

Налоги для автовладельцев в Германии

Kfz-Steuer: транспортный налог «на воздух»

С 1997 года немецкое законодательство наметило четкий тренд на повышение экологичности используемых транспортных средств. Власти Германии поставили перед собой весьма амбициозную задачу – к 2020 году снизить объем выбрасываемого в атмосферу CO2 на 40%.

Аргументация для автовладельцев проста: загрязняешь атмосферу больше других – плати дороже. В результате разница в размере налога для владельцев менее экологичных машин может достигать 3-4 раз или 200-300 евро. Такой автомобильный налог получил название Kfz-Steuer. Он составляет значительную долю расходов автовладельцев, поэтому именно его величина – первое, на что стоит обратить внимание при покупке автомобиля.

Обязанность уплаты Kfz-Steuer возложена на владельцев всех автомобилей, которые эксплуатируются на территории Германии, в том числе:

  • зарегистрированных в ФРГ;
  • зарегистрированных за границей иностранных автомобилей, но используемых в Германии;
  • иностранных автомобилей без регистрации в ФРГ;
  • старых автомобилей – так называемых олдтаймеров.

Как правило, обязанность уплатить транспортный налог Kfz-Steuer возникает после регистрации.

До 2014 года его взиманием занималась налоговая служба (Finanzamt), однако теперь средства по налогу подлежат перечислению в таможенные органы (Zollamt). Определить, какое конкретно отделение таможни обслуживает территорию, на которой вы проживаете, можно здесь.

Именно туда из регистрационных органов будет направлен налоговый отчет; на го основании будет сформирована налоговая оценка, по которой и будет производиться оплата Kfz-Steuer.

KFZ-STEUER

В результате каждый новый владелец автомобиля получает по почте налоговую оценку, и ее размер останется действительным на все последующие годы. Обратим внимание, что в будущем таможенный орган не будет напоминать автовладельцам об обязанности уплатить налог в срок.

Новая налоговая оценка бедет проведена, если:

  • изменится налоговая база, например, в случае изменения в транспортных средствах;
  • изменится налоговая ставка;
  • автовладельца освободят от налогообложения.

Попробуем разобраться в том, что же представляет собой транспортный налог и от чего зависит его размер.

Налог на владение автомобилем в Германии будет зависеть от ряда факторов, среди которых класс экологичности и возраст авто. Это первое, на что стоит обращать внимание при приобретении автомобиля, ведь два разных 2-литровых автомобиля могут обходиться как в 100 €, так и в 300 € в год.

Налогообразующие факторы

Как уже понятно, владеть автомобилем в Германии отнюдь не дешево. Особенно если автомобиль «в возрасте» и обладает двигателем с внушительным объемом. По официальной трактовке, Kfz-Steuer взимается со всех транспортных средств с поршневым двигателем.

Итоговая сумма, которая будет подлежать уплате, зависит от:

  • Вида транспортного средства и года его выпуска: прицепы, мотоциклы, легковые автомобили, олдтаймеры – на каждый вид транспортного средства устанавливается своя налоговая ставка.
  • Типа двигателя, который установлен в автомобиль: бензин или дизель. В этом контексте нужно понимать, что дизельные автомобили обходятся значительно дороже. Их покупка имеет смысл лишь тогда, когда приходится относительно много ездить, ведь дизельное топливо значительно дешевле бензина.
  • Объема выброса в атмосферу двуокиси углерода и прочих вредных веществ в перерасчете на километраж пробега. В контексте этого все транспортные средства в Германии делятся на специальные эмиссионные классы от Евро-1 до Евро-6.
  • Объема двигателя. Конкретная сумма, а также применяемая ставка рассчитывается в зависимости от объема двигателя в см3.

Пройдите социологический опрос!

[yop_poll id=”14″]

Расчет Kfz-Steuer

Большинство автомобилей, встречающихся сегодня на автомобильных дорогах Германии, относятся к эмиссионным классам Евро-3 и выше. Согласно §9 закона о налоге с транспортных средств (Kraftfahrzeugsteuergesetz, KraftStG), такая машина, если она была впервые поставлена на учет до 30.06.2009, облагается Kfz-Steuer в размере 6,75 € на 100 см3, если на ней установлен бензиновый двигатель, и 15,44 € на 100 см3, если дизельный. Конкретная ставка для автомобилей, зарегистрированных до июля 2009 года, на 100 см3 двигателя, далее в таблице.

Стандарт экологичности в зависимости от выбросов СО2БензинДизель
Евро-3 и выше6,75 €15,44 €
Евро-27,36 €16,05 €
Евро-115,13 €27,35 €
Евро-0 (ehemals ohne Ozonfahrverbot)21,07 €33,29 €
Евро-0 (übrige)25,36 €37,58 €

Чем машина новее, тем ставка налога ниже, однако порядок расчета несколько усложняется.

Расчет Kfz-Steuer

Для более нового автомобиля, зарегистрированного впервые после 01.07.2009 года, действуют другие общие ставки: 2 € на 100 см3 для бензиновых двигателей и 9,5 € на 100 см3 – для дизельных. Однако в дополнение к этой базовой ставке приходит доля СО2, которую автотранспортное средство «выдувает» сверх установленного предела на километр пробега. Такая ставка составляет + 2 евро за каждый лишний грамм сверх установленного предела. Объем выбросов определяется самим производителем и указывается в технической документации.

С 2014 и до 2020 года предел выбросов составляет 95 г/км пробега (в 2013 году он составлял 110 г/км, в 2012 году 120 г/км). Учитывая, что столь минимальным объемом выбросов обладают лишь «зеленые» экологически чистые автомобили, вроде Тойоты Prius, практически всем автовладельцам приходится уплачивать дополнительный налог помимо базовой ставки в 2 €/100 см3.

Например, BMW Х5 3.0d «выдувает» 162 г/км, Volkswagen Passat 1.4 TSI – 145 г/км. Такой объем выбросов заставляет владельцев указанных автомобилей доплачивать к налогу 134 и 100 € соответственно. Таким образом власти Германии заставляют население пересаживаться на более экологичные транспортные средства.

В любом случае самостоятельный расчет представляется слишком сложным. Чтобы упростить жизнь обывателей, в 2019 году налоговая служба ФРГ запустила специальный калькулятор транспортного налога (KFZ steuer rechner). Все, что нужно – это ввести тип автомобиля, тип привода, объем двигателя (кубическая емкость двигателя указана в графе P.1 части I регистрационного свидетельства на транспортное средство) и объем выбросов (обычно указывается в поле V.7 части I регистрационного свидетельства).

Для справедливости отметим, что германские власти всячески стимулируют использование более новых и экологичных транспортных средств. Например, для владельцев «зеленых» автомобилей вводятся специальные налоговые каникулы.

Так, согласно §3d KraftStG, владельцы электроавтомобилей освобождаются от транспортного налога на первые 10 лет его использования, если первая регистрация пришлась на период 18.05.2011–31.12.2015. При регистрации после этой даты и до 31.12.2020 можно получить освобождение лишь на 5 лет.

Кроме владельцев таких автомобилей, освобождены от уплаты транспортного налога лица с тяжелыми физическими недостатками, в частности, имеющие «отметку»:

  • H = беспомощность в повседневной жизни;
  • aG = исключительная ходячая инвалидность;
  • Bl = слепота или серьезное нарушение зрения.

Обратим внимание еще на один нюанс. Если сумма налога в итоге превысит 500 €, автовладелец может обратиться в налоговые органы за рассрочкой его уплаты. При непогашении сумм налога в срок таможенные органы занимаются их принудительным взысканием.

Отметим, что с 01.09.2018 года автопроизводители будут применять более точные процедуры оценки объема выбросов углекислого газа (WLTP).

По словам экспертов, это приведет к увеличению итогового размера транспортного налога примерно на 20 %. Поэтому если в 2019 году вы планируете приобрести новый автомобиль в Германии, советуем сделать это до осени.

LKW-MAUT: налоги для грузовиков

Впрочем, Kfz-Steuer – далеко не единственные налоги в Германии, которые приходится платить автовладельцам. Например, для владельцев большегрузов, проезжающих по немецкой сети автомагистралей, в ФРГ действует специальный дорожный сбор, взимаемый за каждый пройденный по трассе километр – LKW-MAUT (аналог российской системы «Платон»).

Налоги для грузовиков

Налог применяется исключительно в отношении транспортных средств, используемых с целью грузоперевозок, на автобусы он не распространяется. Изначально минимальная масса большегрузного автомобиля для применения налога должна была быть не менее 12 тонн. Однако с 1.10.2015 она составляет 7,5 тонн – за все, что весит больше, обязательно уплачивают LKW.

Правовое регулирование этого вопроса осуществляется Законом о взимании дистанционных сборов за использование федеральных автомагистралей и федеральных автодорог (Gesetz über die Erhebung von streckenbezogenen Gebühren für die Benutzung von Bundesautobahnen und Bundesstraßen, BFStrMG).

Конкретная сумма подлежащего уплате налога зависит от:

  • пройденного километража;
  • количества осей транспортного средства;
  • эмиссионного класса экологичности большегрузного транспорта.

Расчет осуществляюется в соответствии со ставками, указанными в Приложениях 1, 2, 3 к BFStrMG. На сегодня в зависимости от указанных факторов плата LKW-MAUT составляет от 0,125 до 0,244 € за 1 км пробега.

Обратим внимание, что существует 2 способа уплаты:

  • установка бортового устройства, которое позволит оплатить сбор через спутниковую систему. Для получения устройства необходимо зарегистрироваться в компании Toll Collect, которая является частным администратором системы сборов, пройти соответствующую авторизацию и подтверждение, а также привлечь уполномоченную монтажную организацию, которая и произведет установку;
  • предварительная декларация и оплата авансом. При регистрации на сайте достаточно задекларировать свой будущий маршрут, оплатить его авансом и следовать пути, который указан на карте.

Обратите внимание, что обязанность уплачивать LKW-MAUT возлагается не просто на владельцев большегрузов, а лишь в том случае, если они двигаются по определенным автомобильным дорогам. С сетью дорог, при передвижении по которым потребуется уплачивать налог, можно ознакомиться здесь.

Налог на автомобиль

Pkw-Maut: дорожная пошлина на инфраструктуру

Владельцы большегрузов – не единственные, кому приходится платить пошлину за использование автомобильных дорог. Начиная с 2016 года всех немецких автовладельцев, чей легковой автомобиль весит менее 3,5 тонны, пытаются обязать платить налог Pkw-Maut – так называемый транспортный сбор на инфраструктуру.

PKW-MAUT Его введение было сопряжено с множественными спорами, а разработка инфраструктуры так и не была до сих пор полноценно реализована. В марте 2017 года Бундесрат утвердил окончательные размеры пошлин, предполагается, что они вступят в действие в 2019 году. Концепция Pkw-Maut предполагает, что:

  • все, кто используют общественную дорожную сеть (130 тыс. км автобанов и 39 тыс. км федеральных дорог) в Германии, должны платить налог на инфраструктуру;
  • данный налог распространяется на автомобили класса M и M1G, то есть легковые автомобили и внедорожники весом до 3,5 тонны;
  • размер, как и в случае с транспортным налогом, зависит от объема двигателя, класса экологичности и возраста автомобиля;
  • для плательщиков Pkw-Maut будет предусмотрен специальный налоговый вычет – они смогут уменьшить сумму транспортного налога на сумму инфраструктурного сбора;
  • подтверждением уплаты будет специальная виньетка, которую можно будет купить на срок от 10 дней до 1 года на АЗС или через интернет и приклеить на лобовое стекло.

В соответствии с принятыми Бундесратом изменениями, итоговая стоимость виньетки на 100 см3 объема двигателя составит

Класс экологичностиБензинДизель
Евро-3 и ниже6,5 €9,5 €
Евро-4 и Евро-52 €5 €
Евро-61,8 €4,8 €

При этом максимальная стоимость наклейки ограничена и составит 130 €.

Для иностранных транспортных средств плата вводится только при движении по автобанам. За 10-дневное разрешение им придется платить 4-14 €, а двухмесячное разрешение обойдется 11-30 €.

Тот, кто не оплатил пошлину, попадет под штрафные санкции, размеры которых еще не определены. Однако точно известно, кто будет контролировать соблюдение данного требования, – это BAG, немецкое ведомство по грузопассажирским транспортным перевозкам. В будущем автомагистрали будут оборудованы специальными автоматическими средствами, самостоятельно определяющими нарушителей.

На этом, к слову, расходы автовладельцев тоже не заканчиваются. Обязательными для них является наличие страховки.

Автострахование в Германии

Как и в любой другой цивилизованной стране, водительская ответственность в Германии должна быть застрахована. Топ-3 компаний-автострахователей ФРГ по числу клиентов: Allianz, Huk-Coburg, Axa.

Автострахование в Германии

Различают три традиционные формы страхования:

  • Haftpflichtversicherung или KFZ-Haftpflich – обязательная страховка, некий аналог российской ОСАГО. Без нее невозможно получить номера на автомобиль. Она предназначена для возмещения ущерба третьим лицам: не только пострадавшему в ДТП второму водителю, но и пассажирам, причем даже тем, кто находился в автомобиле виновного. Законом установлен минимальный предел ответственности по такой страховке – до 7,5 млн €, однако компании часто повышают его вплоть до 100 млн. Водителям с малым опытом вождения KFZ-Haftpflich обойдется в 40-60 € в месяц.
  • Teilkasko – частичная КАСКО, покрывающая лишь часть страховых случаев: угон, возгорание, попытки взлома, кражи колес, стихийных бедствий и так далее.
  • Vollkasko – полная КАСКО, покрывающая все страховые случаи. В первые год-два обойдется в 40-50 € в месяц, но с каждым годом ее стоимость будет расти.

Экологические стандарты Евро

В борьбе за улучшение экологической ситуации еще с начала 90-х Европейская экономическая комиссия ООН принимает экологические стандарты для автотранспорта, обеспечивая тем самым защиту окружающей среды. Различают 6 таких стандартов, начиная с Евро-1, принятого в 1992 году, и заканчивая Евро-6, который был введен в 2014 году.

Евро-стандарт регламентирует объем углеводородов (угарного газа, оксидов азота, твердых частиц и так далее), содержащихся в выхлопных газах автотранспортных средств. Указанные стандарты отличаются не только для разных типов двигателей (бензин/дизель) – отдельные стандарты предусмотрены для автобусов, для большегрузов, для легкого коммерческого транспорта и так далее.

Что же касается обычных легковых автомобилей, для них установлены следующие стандарты в г/км:

Класс Бензин   Дизель
ЕвроСОТНСNMHSNOx HC+NOPMСОТНСNMHSNOx HC+NOPM
Euro-12.72--0.97-2.72--0.970.14
Euro -22.2--0.5-1--0.70.08
Euro -32.30.2-0.15--0.64--0.50.560.05
Euro -410.1-0.8--0.5--0.250.30.025
Euro -510.10.680.06-0.0050.5--0.180.230.005
Euro -610.10.680.06-0.0050.5--0.080.170.005

Природоохранные территории

С января 2008 года в Германии действуют специальные природоохранные экологические зоны – первыми их учредили власти в Берлине, Кельне и Ганновере, а их примеру последовали десятки других населенных пунктов. «Зеленые зоны» в центральной части крупных городов (Umwelt zone) обозначены специальными знаками.

Природоохранные территории

Для попадания на такую территорию на автомобиле должна содержаться специальная экологическая плакетка определенного цвета – знак перед въездом в зону будет сообщать, автомобили с плакетками какого цвета (зеленый, желтый и красный) имеют право находиться в ней.

Автомобилям без экологической плакетки въезд в природоохранную зону запрещен – штраф составляет 80 евро.

Цветовое разделение делит автомобили на три условных класса:

  • красные – те, которые несут угрозу для окружающей среды;
  • желтые – те, которые характеризуются относительным вредом для здоровья;
  • зеленые – те, которые соответствуют всем экологическим стандартам.

Право наклеить зеленую плакетку имеют авто, обладающие Euro-4 и выше или же Euro-3 со специальным фильтром твердых частиц. Стоимость плакеток составляет 5-19 €.

Заключение

Таким образом, можем сделать очевидный вывод – стоимость содержания автомобиля, а иногда и возможности въезда на нем на отдельные территории зависит от экологичности автомобиля. Чем меньше транспорт приносит вреда окружающей среде, тем меньше владельцу придется платить за его содержание.

Это касается всех случаев – и уплаты всеобщего транспортного налога, и инфраструктурных соборов, и даже налогов для большегрузов. Такой принцип налогообложения обусловлен заботой немецких властей о защите окружающей среды и экологической обстановке в Германии.

Страховка, налог и обслуживание автомобиля в Германии: Видео

Adblock
detector