Отправляясь в Германию на собственном транспорте или планируя пользоваться в этой стране арендованным автомобилем, нужно учитывать особенности местных правил вождения. Разметка, знаки, сигналы светофоров могут существенно отличаться от российских. Впрочем, как и размеры штрафов за нарушения. Поэтому следует изучить правила дорожного движения в Германии.

Правила дорожного движения в германии

Общая информация

Заблаговременно уточните, действуют ли ваши российские водительские права на территории Германии.

И Германия, и Россия подписали Венскую конвенцию о дорожном движении в 1968 году. Положение о взаимном признании документов закреплено в ст. 41 этого акта. Это означает, что водительское удостоверение нового образца (выданное после 2011 года) признается в Германии без ограничений.

Если у вас водительские права старого образца, то перед тем, как отправляться в Германию, придется оформить международные права.

Кстати, в Германии уже с 17 лет можно водить машину, но до совершеннолетия (18 лет) этим правом можно пользоваться лишь в сопровождении опытного наставника. Те, кто впервые получают права, два года находятся на испытательном сроке и только при отсутствии серьезных нарушений получают постоянное удостоверение.

Перед поездкой в Германию водителю придется избавиться от самодельной тонировки на лобовом и передних стеклах, поскольку в ФРГ она запрещена. Вместо пленки нужно не забыть наклеить стикеры с логотипами RUS.

Также должна быть аптечка европейской комплектации с действующим сроком годности. Причем хранить ее требуется в салоне, а не в багажнике, как принято у нас.

Правила дорожного движения в германии

Обязательно должны быть в наличии и в удобном доступе аварийный знак, бытовой электрический фонарь, запас лампочек и предохранителей, а также огнетушитель.

Функция навигатора, позволяющая распознать, в каком месте установлена камера наблюдения за дорожной обстановкой, должна быть отключена. Стоит учесть, что в Европе запрещена перевозка даже выключенных радар-детекторов.

Перед тем как отправляться в ФРГ, нужно приобрести страховку («Зеленая карта») и проверить уровень СО системы выхлопных газов.

Вам могут понадобиться такие телефонные номера:

  • полиция: 110;
  • экстренные службы: 112;
  • помощь немецкого автоклуба:19211;
  • справка Infoexpert на русском языке: 0190–87–22–50;
  • российское посольство в Берлине: (+4930) 229–11–10, 229–11–29.

Знаки и светофоры на немецких дорогах

Германские дорожные знаки и их значение практически идентичны российским. Но небольшие отличия все же есть. К примеру, знак остановки автобуса в ФРГ выглядит совсем по-другому: в центре желтого круга с зеленым обрамлением нанесена большая черная буква H. Надпись Umleitung на желтом фоне говорит об объезде.

Местные светофоры ничем особенным от российских не отличаются, кроме стационарных табличек со стрелками, разрешающими правый поворот. Если загорелся красный цвет, но есть такая табличка, можно продолжать движение, разумеется, пропустив других участников.

Разметка на дорогах в Германии идентична российской.

Пользоваться телефонной связью за рулем разрешено только при включенном оборудовании Hands Free. Вы рискуете получить штраф, даже когда просто держите в руке мобильный телефон, находясь в автомобиле с запущенным мотором.

На автобане аварийный треугольник устанавливается на расстоянии 100 метров от машины. Пассажиры и водитель после аварии должны покинуть автомобиль и до приезда полиции находиться в безопасности за ограждением/отбойником.

Скорость и ее ограничения

Правила дорожного движения в германии

Для немецких дорог установлен следующий скоростной режим:

  • в населенных пунктах – 50 км/ч;
  • за городской чертой – 100 км/ч;
  • на автобанах – без ограничений, но с рекомендацией не превышать 130 км/ч;
  • при ограниченной видимости  – 50 км/ч.

Несмотря на существенные послабления, на половине скоростных дорог уже действуют строгие ограничения в пределах 80–130 км/ч. Транспортным средствам с максимальной скоростью менее 60 км/ч выезжать на такие магистрали категорически запрещено.

Нюансы маневрирования

Ездить по обочине в ФРГ строго запрещено. Это пространство за пределами проезжей части местными правилами предназначено только для вынужденной стоянки. Однако особенности этих правил позволяют использовать обочины при дорожных заторах, если над ними установлен специальный светофор.

  • Перестроение из разных рядов осуществляются по принципу «застежки молнии», когда водители с левого и правого рядов проезжают, чередуясь один за другим. За нарушение данного правила предусмотрен штраф размером до 20 евро.
  • Обгон справа допускается, но с двумя оговорками: скорость движения в полосе слева не превышает 60 км/ч, а разница скоростей автомобилей не превышает 20 км/ч.
  • Покидать автомобиль, который находится в пробке, запрещено.
  • Перестраиваться перед перекрестком тоже запрещено. При сужении дороги перестроение выполняется по уже упомянутому принципу «молнии».
  • Двигаться следует строго в своем ряду. Если впереди просматривается пробка, перестраиваться в ряд, который движется быстрее, нельзя.
  • Остановка, разворот, движение задним ходом на автобане и в резервной полосе (левой), предназначенной исключительно для обгона, строго запрещается.
  • Съезд и выезд с дороги разрешены лишь в точках, обозначенных как Ausfahrt (в переводе с немецкого означает “съезд”).
  • Запрещается пользоваться указателями поворота при выезде на «круг».
  • Кстати, проезжать мимо автобуса, который остановился на остановке, разрешается со скоростью до 7 км/ч. Если водитель автобуса включил указатель поворота при приближении к остановке, обгонять его уже категорически нельзя.

Платные дороги

Проезд по автобанам оплачивается покупкой абонемента (специальной виньеткой) на конкретный период времени:

  • 10 суток – 10 евро;
  • 60 суток – 22 евро;
  • один год – около 130 евро.

Кроме общего сбора, оплачивается проезд по отдельным направлениям и тоннелям:

  • тоннель Warnow – от 3 до 3,7 евро (в зависимости от сезона года);
  • тоннель Herren – 1,7 евро;
  • высокогорная трасса Rossfeld – 8 евро.

Въезд в экологические зоны, обозначаемые как Umweltzone, обязательно оплачивается. В центрах техинспекции (TUV) покупается стикер Plakette, который клеится на лобовое стекло с внутренней стороны. Стоимость такой наклейки варьируется от 5 до 15 евро. Въезд в зеленую зону без нее наказывается штрафом в размере 40 евро.

Стоянки и заправки

У немцев стоянкой считается остановка на 3 минуты. В больших городах парковки в основном платные. Аналогично российским они обозначаются синим знаком с большой белой буквой P в середине.

Один час в среднем стоит 1 евро. При этом используется два варианта оплаты:

  • за определенный промежуток времени, когда оплата выполняется предварительно;
  • по факту, когда расчет осуществляется на выезде.

Автомат выдает талон из двух частей. Большую следует оставить под лобовым стеклом, а маленькую с отметкой об оплаченном времени можно взять с собой.

На некоторых паркингах стоянка для купивших Parkscheibe или «парковочный диск» до 2 часов бесплатна. На этом устройстве нужно выставить время начала парковки, и сразу станет видно, когда стоянку следует покинуть. Этот девайс также кладется на панель под стекло. Как правило, купить его  можно на автозаправках.

Кстати, на немецких АЗС сначала заправляются, а потом рассчитываются.

Управление в нетрезвом виде

Вождение в нетрезвом состоянии в ФРГ, как и в любой другой стране, запрещено. При водительском стаже до двух лет или возрасте водителя до 21 года разрешенный уровень алкоголя в крови – ноль промилле. Для всех остальных – 0,5.

Если в крови водителя содержится от 0,3 до 0,5, дело ограничится устным предупреждением. Разумеется, при условии, что никакого нарушения он не совершил.

Если уровень этила в крови превышает установленную норму, на водителя налагается штраф в размере 500 евро. За повторное нарушение штрафная санкция удваивается, а водитель лишается прав до 3 месяцев. Третье грозит уже выросшим до 1500 евро штрафом и лишением водительского удостоверения на тот же срок.

Если в крови окажется более 1,1 промилле, то кроме штрафа водителю грозит тюремное заключение сроком на 6 месяцев и лишение прав управлять автомобилем сроком на 5 лет.

Взаимоотношения с пешеходами и велосипедистами

В Германии принято уважать пешеходов и велосипедистов. Если на светофоре загорится разрешающий движение сигнал, немецкий водитель всегда дождется, пока все пешеходы не пересекут дорогу.

При пересечении велосипедных дорожек и пешеходных переходов следует быть предельно внимательным. Обгонять велосипедиста можно лишь, если позволяет боковой интервал: по правилам расстояние между автомобилем и велосипедистом должно быть не менее полутора метров.

Особенности перевозки пассажиров

Не только водитель, но и все без исключения пассажиры обязаны пристегиваться ремнями безопасности. Число пассажиров не должно превышать количество посадочных мест.

Перевозка детей без специального детского кресла ограничивается одним из условий:

  • возраст менее 12 лет;
  • рост ниже 150 см.

Штрафные санкции

Немецкая полиция может штрафовать на месте лишь за незначительные нарушения. Такой штраф можно сразу уплатить с помощью карты. При отказе выполнить требование автомобиль может быть конфискован.

Наиболее распространенные штрафы и расценки на них представлены в таблице:

Нарушение ПДДРазмер штрафа (€)Примечания
Несоблюдение дистанцииот 20 до 400Размер определяется скоростью
Обгон в зоне запрещающего знака150
Обгон с правой стороны100Вне населенного пункта
Проезд на красный свет светофора90Красный свет вкл. менее 1 сек.
200Сигнал вкл. более 1 сек.
Нарушения правил парковки20На пешеходных переходах и велодорожках
60В местах для спецтранспорта
Разворот в туннеле40
Движение по обочине75
Использование противотуманок вместо фар ближнего света10Если нет тумана
Движение без включенного ближнего света60За пределами населенных пунктов в условиях плохой видимости из-за тумана, дождя или снега
Езда без фар в темное время20Распространяется также на грязные фары
Движение по встречном направлении автобана75При выезде/съезде
130По обочине
200По встречному направлению
Создание помех для пешеходов/велосипедистов60
75С риском ДТП
Участие в гонках на дорогах общего пользования400
Использование авто с высотой профиля резины меньше 1,6 мм50
Ремень безопасности

30Не пристегнут взрослый
40Не пристегнут ребенок
50Не пристегнуты несколько детей
Покрытие госномеров стеклом или пленкой 50

Конечно, штрафов в немецких ПДД гораздо больше. Но даже этот краткий список позволяет оценить размер применяемых к нарушителям санкций. Особое место в них занимают штрафы за превышение скорости, размеры которых мы вынесли в отдельную таблицу.

Превышение скорости до (включительно в км/ч)Величина штрафа в границах населенного пунктаВеличина штрафа вне пределов населенного пункта
101510
152520
203530
258070
3010080
40160120
50200160
60280240
70480400
Более 70680600

Как видим, это нарушение наказывается особо строго, поэтому будьте осторожны.

Популярные вопросы

Какой маркировки должны быть зимние шины для поездки в Германии?

Колеса следует обувать в зимнюю резину с маркировкой M+S, M&S, M.S. либо с пиктограммой в виде горы (альпийский символ – Alpine-Symbol) или треугольника со снежинкой.

Правила дорожного движения в германии

Можно ли ездить на шипованных шинах?

Нет, шипы уже давно запрещены на всех дорогах, за исключением одной трассы: Bad Reichenhall — Lofer. В горных районах зимой требуются цепи противоскольжения, о чем должны предупреждать специальные знаки.

Обязательно ли иметь в машине светоотражающий жилет?

Для водителя обязателен жилет красного, желтого или оранжевого цвета. Держать его нужно под сиденьем или в заднем кармане кресла. Для пассажиров иметь его желательно, но не принципиально.

Как уступают дорогу скорой в Германии?

Действует правило «спасительного коридора». При заторе, который вызван происшествием, водители правого ряда смещаются к правой обочине, а левого – прижимаются к левой кромке проезжей части. Образовавшийся коридор используют полиция и скорая помощь. Занимать эту свободную полосу нельзя, даже если спецавтомобили уже проехали к месту происшествия. Немцы приучены к порядку и в любой ситуации уступают дорогу скорой.

Заключение

Правила поведения на дорогах в Германии мало отличаются от российских. Единственная существенная разница касается строгости соблюдения дистанции между автомобилями. У нас нет таких критериев.

Поражает высокая «стоимость» нарушений. Но в плане наказаний есть и еще одно отличие.

В Германии работает система регистрации нарушений, за более тяжелые из которых начисляются штрафные баллы – так называемые пункты. Даже при незначительном нарушении могут лишить прав, если за разные нарушения в определенный период времени накопится восемь таких пунктов. Это касается и водителей из России. Водительские права забрать не могут, но запретить управлять автомобилем на немецкой территории – запросто.

ОСОБЕННОСТИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГЕРМАНИИ: Видео