Незавершенное совершенство: храм Саграда Фамилия

В каждом крупном туристическом городе имеется своя архитектурная Мекка, к которой ежегодно устремляются сотни тысяч путешественников. Причем подобная достопримечательность может быть главной не только в городе, но и в стране, являясь чем-то наподобиевизитной карточки. Для испанской Барселоны таким сооружением стал Храм святого семейства (Саграда Фамилия), история возведения которого отличает его от прочих подобных достопримечательностей.

Саграда фамилия в барселоне

Как строился храм

История строительства храма началась в 1880-х годах, когда малоизвестному архитектору Франсиско дель Вильяру доверили возведение церкви в неоготическом стиле. Однако спустя десять лет, после того как дель Вильяр отказался продолжать строительство, его возглавил Антонио Гауди.

Саграда фамилия в барселоне

Начиная с 1891 года, вся жизнь архитектора была посвящена работе над самой грандиозной стройкой века. Утвержденного проекта храма не существовало – Антонио Гауди реализовывал свои замыслы хаотично, без каких-либо схем и чертежей, руководствуясь сделанными от руки набросками. Интуитивная работа нередко приводила к тому, что отстроенное приходилось разбирать и перестраивать заново.

Согласно замыслу архитектора, строение должно было стать архитектурным прочтением Нового Завета, однако при жизни Гауди удалось реализовать лишь треть своих планов.

С начала 30-х и до середины 50-х годов строительство Саграда Фамилия вообще не проводилось, и только в 1954 году почитатели таланта Гауди решили продолжить начатое им дело. Работы приходилось организовывать, руководствуясь приблизительными набросками и эскизами мастера. С 1977 по 2000 годы оформляли фасад Страстей, а после его завершения приступили к возведению фасада Славы, который планируется закончить к 2030 году.

Особенности интерьера и архитектуры Саграда Фамилия

В основе композиции собора-долгостроя лежит латинский крест. Согласно замыслу Гауди, храм должен был иметь три фасада, из которых по состоянию на 2018 год завершены только фасад Страстей и фасад Рождества. Фасады должны быть увенчаны двенадцатью вытянутыми конусообразными башнями высотой 112 метров каждая. Вокруг центральной башни с крестом высотой 170 м должны возвышаться еще четыре башни высотой по 120 м. Еще одну башню с колокольней в честь Девы Марии планируется разместить над апсидой.

С многолетней историей строительства Саграда Фамилия связаны различные интересные факты. Например, в 1936 году здание едва не было уничтожено, когда в него проникли группировки повстанцев и подожгли склеп Гауди вместе с хранящимися в нем ценными наработками великого архитектора. Впоследствии удалось восстановить лишь немногие документы.

Интересно, что высота храма обусловлена природным ландшафтом Каталонии: дело в том, что Гауди не хотел, чтобы его строение превышало гору Монтжуик – самую высокую в его родной стране (173 м).

Строение фасада Рождества

На знаменитом фасаде Рождества размещается три портала – Веры, Надежды и Любви (милосердия), которые разделены двумя колоннами, выполненными в виде пальм. Над главным порталом Любви установлен скульптурный комплекс, изображающий Святое Семейство. В 2018 году вход в собор осуществляется именно через эти порталы.

Верхнюю часть фасада венчают четыре башни в честь апостолов Матфея, Петра, Иуды Фаддея и Варнавы, обозначенные лепниной креста, мирры, жезла и кольца.

Башни имеют сложную конструкцию для рассеивания и выхода звука из колокольни, поэтому в верхней части похожи на приоткрытые жалюзи.

Саграда фамилия в барселоне

В основании портальных колонн находятся черепахи, раскрытыми ртами указывающие на главные элементы ландшафта – горы и море. Именно этот фасад, который легендарный архитектор успел закончить при жизни, направлен на северо-восток, на Пласа де Гауди, и выходит на улицу Калле-де-ла-Марина. Только эта часть здания выполнена в стиле каталонского модерна.

Портал Любви

Этот портал размещается по центру фасада Рождества и разделен надвое колонной, в нижней части которой изображен змей-искуситель, держащий клыками яблоко. Сверху донизу колонну обвивает каменная лента с высеченными на ней именами предков Иисуса, начиная от Авраама.

Помимо скульптуры одной из трех добродетелей, на портале размещаются три статуи мудрецов, принесших дары на Рождество, а также скульптуры Иосифа, Марии и младенца Иисуса. По словам самого Гауди, эта часть храма олицетворяет радость жизни и мечту и одновременно выполняет функции входа в здание и врат хлева, в котором был рожден Иисус.

Саграда фамилия в барселоне

Над композицией с мудрецами расположена скульптурная группа, изображающая ангельский хор, а также сцену Благовещения – явления ангела к Марии. Их обвивают лепные плети роз. С правой стороны видны статуи пастухов, с левой – волхвов. Над ними возносится огромное дерево с птичьим гнездом в основании ствола, на ветвях которого сидят голуби – оно символизирует Церковь и ее паству.

На портале также расположены фигуры четырех трубящих ангелов, символизирующие небо, землю, свет и море, которые возвещают миру о рождении Христа и в то же время напоминают о Страшном Суде, который ждет грешников.

Портал Веры

Саграда фамилия в барселоне

Наиболее сложный в символическом смысле портал Искупительного храма – так еще называют Саграда Фамилия – расположен справа от центрального портала и представлен сценами из книги Откровения Иоанна Богослова. Здесь разместились скульптурные композиции “Встреча Елизаветы с Богоматерью”, “Иисус и фарисеи”, “Введение во храм” и “Иисус, работающий в мастерской плотника”. Эта часть должна была быть выложена цветным песчаником, однако Гауди не успел выполнить свою задумку, а после него никто не стал работать со столь недолговечным и сложным материалом.

Портал Надежды

Это наиболее запоминающийся портал, который расположен слева от портала Милосердия. На нем изображены сцены избиения младенцев по указу царя Ирода и бегства святого семейства из Израиля в Египет после предупреждения, полученного от ангела, о намерении Ирода погубить новорожденного Иисуса.

Саграда фамилия в барселоне

Посередине изображен Христос, внимательно слушающий своего отца Иосифа, как символ почитания и любви детьми своих родителей. Выше располагается сюжет скульптурная композиция обручения Иосифа и Марии, над которыми стоит священник с распростертыми руками и благословляет их.

Навершие портика выполнено в виде горы Монсеррат с высеченными словами «Спаси нас». Все детали скульптурного убранства размещены в хронологическом порядке, правда, в период гражданской войны в Испании многие из них были уничтожены или повреждены.

Особенности фасада Страстей

Фасад Страстей является западной стороной храма и выходит на Пласа-де-ла-Саграда-Фамилия. Он должен был показать искупительную жертву Иисуса Христа во имя спасения человечества и искупления людских грехов. Фасад Страстей был завершен на пять десятилетий позже, чем фасад Рождества, поэтому их скульптурное убранство значительно отличается.

Скульптуры, размещенные здесь, имеют сложное многоугольное строение и последовательно повествуют о последних земных днях Спасителя: Тайной Вечере, предательстве и распятии. Кроме того, на этом фасаде изображено колоссальное количество простых людей, по-разному реагирующих на разворачивающееся перед ними действо.

Орнаментальное оформление фасада полностью отсутствует: по замыслу Гауди, все внимание здесь должно быть сосредоточено исключительно на скульптурах. Для того чтобы показать всю жестокость жертвы, принесенной Иисусом, все формы намеренно искажены.

Так, колонны здесь имеют наклонную форму, скульптуры высечены грубо и располагаются на фасаде в S-образном порядке. Здесь же размещена криптограмма с цифрами, которые при суммировании “пятнашек” по вертикали, горизонтали или диагонали дают число тридцать три, то есть возраст Иисуса, когда он принял смерть; скульптура апостола Петра, красноречиво напоминающая о его троекратном отречении от Спасителя; фигура Понтия Пилата, умывающего руки, и изображение стражников, которые разыгрывают в кости одежду Христа.

Саграда фамилия в барселоне

На фасаде также можно увидеть скульптуры трех Марий: матери Иисуса, которую утешает апостол Иоанн, Марии Магдалины и Марии Клеоповы – одной из жен-мироносиц.

Распятие Христа изображено на черном железном кресте, который резко контрастирует с каменным телом на нем. Над центральным распятием размещается завеса, прежде отделявшая святилище в Иерусалимском храме, которая после мученической смерти Иисуса сама разорвалась надвое – в этот момент произошло затмение, и умершие вышли из своих могил.

Далее видна сцена снятия с креста и погребения тела Христа Иосифом из Аримафеи. Рядом размещена скульптура коленопреклоненной Марии Магдалины перед входом в гробницу.

В июле 2018 года на фасад был установлен крест весом 18 тонн и высотой более семи метров, выполненный по эскизам Гауди.

Врата на фасаде Страстей

Если врата фасада Рождества украшены цветами, скульптурами животных и узорчатой лепниной, то врата фасада Страстей выполнены из бронзы и на них высечены фрагменты Евангелия на разных языках, повествующие о последних земных днях Сына Божьего. Буквы перемежаются символами и цифровыми комбинациями, которые при суммировании всегда дают число 33 – возраст Христа.

Саграда фамилия в барселоне

Врата разделяются колонной, на вершине которой два треугольника: один указывает дорогу в рай, другой, темного цвета – в ад.

По обе стороны от створок ворот на колоннах располагаются греческие буквы альфа и омега, символизирующие начало и конец. А непосредственно перед вратами находится пятиметровая статуя, изображающая бичевание Спасителя перед распятием у позорного столба. Она расположена между скульптурными композициями “Поцелуй Иуды “ и “Отречение Петра”, что подчеркивает одиночество Христа.

Оформление фасада Славы

Третий фасад Саграда Фамилия задуман как посвящение Славе Господней и должен символизировать путь к Богу. Это южная сторона храма, которая выходит к морю и практически весь день освещается солнечными лучами. Начало его уже заложено – это массивная каменная стена с изображенными на ней сценами Воскресения Христа. Здесь же будут располагаться сцены смерти, Божьего суда и Божьей славы.

Фасад будет состоять из 7 колонн, символизирующих дары Святого Духа. Внизу будет изображено чистилище и ад, а посередине люди физического труда как символ добродетели. В верхней части расположится символ Троицы: статуя Сына, Отца и изображение Святого Духа в виде голубя. Кульминацией всей конструкции станет скульптурная композиция Веры как наивысшей точки человеческой души.

Фасад Славы планируется сделать центральным входом в собор, к которому будет вести мост от Калле-де-Майорка.

Однако на сегодняшний день на месте предполагаемого моста расположены жилые кварталы, жители которых выступают категорически против их сноса.

Архитектура монастыря

Саграда Фамилия в Барселоне имеет монастырь, который находится за пределами храма. Идея его строительства заключалась в том, чтобы он опоясывал храм кольцом и защищал от шума. Также планировалось, что в нем будут проходить богослужения и молебен во время крестного хода.

Саграда фамилия в барселоне

Сегодня работы над недостроенным фасадом монастыря, как и над самим храмом, продолжаются. Внутри монастыря находится Часовня раскаяния, попасть в которую можно через дверь фасада Славы, украшенную пальмовыми листьями, оливковыми ветвями, цветами.

По углам монастыря будут размещаться обелиски, символизирующие стороны света, а также добродетель и посты, которые совершают христиане.

Апсида Марии

Эта часть храма представляет собой строение, примыкающее к храму между фасадами Рождества и Страстей. Апсида посвящена Деве Марии, матери Иисуса, а поскольку ее возводили одной из первых, выполнена она в готическом стиле. Здесь располагается алтарь и 7 часовен, символизирующих скорби и радости Иосифа.

Саграда фамилия в барселоне

На стенах часовен изображены жабы и змеи, символизирующие злое начало, и черепахи, олицетворяющие силы добра. Центральная часовня, находящаяся в апсиде, посвящена семье Иисуса. Здесь же расположен и алтарь.

Окончание строительства апсиды планируется в 2020 году – к этому времени должны установить купол с двенадцатиконечной звездой.

Внутреннее убранство Саграда Фамилия

За основу оформления интерьера и строительства здания был взят готический стиль, однако Гауди не собирался копировать традиционные для готики контрфорсы и аркбутаны, распределяющие нагрузку на фундамент. Тяжеловесные готические интерьеры не устраивали мастера, поэтому двенадцать лет работы он уделил тому, чтобы смоделировать устремленные вверх параболические арки вместо стрельчатых.

Также он заменил контрфорсы специальными поддерживающими выступами, а наклонные колонны выполнил в виде деревьев, “разветвив” их в верхней части, чтобы одновременно охватить как можно большую площадь куполов и стен.

Саграда фамилия в барселоне

Вертикальная устремленность храма подчеркнута спиралевидной формой центральных колонн.

В средней части полых колонн проделаны отверстия – по задумке автора проекта сквозь них в помещение должен попадать мягкий рассеянный свет. Этой же цели служат окна, застекленные многоцветными витражами: солнечные лучи, проникающие сквозь них, оставляют на каменных стенах радужные разводы.

Верхняя часть колокольни и смотровые площадки башен соединены между собой мостиками, а колокола планируется установить незадолго до завершения строительства.

Экспозиция музея

В подвальном помещении храма располагается экспозиция-музей, где можно ознакомиться со всеми этапами реконструкции и строительства Храма святого семейства. Выставку, объединяющую самые интересные экспонаты, связанные с возведением собора, открыли в начале 1960-х годов после завершения работы над криптой.

В музее можно увидеть рисунки, чертежи, эскизы, выполненные рукой самого Антонио Гауди.

Кроме того, здесь хранятся фотографии различных этапов строительства храма и немногочисленные фото самого архитектора. Экспозиция включает гипсовые слепки разнообразных скульптур и деталей оформления собора, расшифровки криптограмм, модели светильников и колонн.

Важная информация для путешественников

Говоря о том, как добраться до Саграда Фамилия, следует отметить, что это не составит особого труда. Удобнее всего воспользоваться линиями метро L2 и L5, доехав до станции Sagrada Família. Кроме того, до одноименной остановки можно добраться автобусами №№ 19, 34, 43 и 50.

Базилика расположена в Барселоне по адресу: Carrer de Mallorca, 401.

Имейте в виду, что такси непосредственно возле храма не останавливаются, поэтому вам придется некоторое расстояние пройти пешком.

График работы храма зависит от времени года:

  • с ноября по февраль Саграда Фамилия открыт для посещения с 9 часов утра до 18 часов вечера;
  • с апреля по сентябрь время работы увеличивается на два часа – с 09.00 до 20.00;
  • в октябре осмотреть храм можно только до 19.00;
  • в дни зимних праздников, которые приходятся на 1 и 6 января, 25 и 26 декабря, посетить базилику можно с 09.00 до 14.00.

Купить входные билеты в собор можно как в билетных кассах, так и онлайн. Если вы планируете поездку в Барселону, купите и распечатайте билеты заблаговременно – так вам не придется выстаивать в очереди у кассы.

Саграда фамилия в барселоне

Стоимость билета колеблется от 15 до 29 евро в зависимости от наличия аудиогида (доступны на русском, испанском, английском языках), обширности и продолжительности выбранной вами программы посещения.

Для осмотра открыт нижний этаж собора, а также по одной башне фасадов Рождества и Страстей – подняться туда можно на лифте сборки прошлого века либо пешком по винтовой лестнице.

Официальный сайт собора доступен по адресу: http://www.sagradafamilia.org/es/. Приобрести входные билеты можно на этой же странице в верхнем правом углу, нажав кнопку «Tiquets». Здесь же вы сможете выбрать как индивидуальную, так и групповую экскурсию, а также заказать услуги русскоязычного гида.

Напоследок

Стремление Антонио Гауди представить храм в виде открытой Библии, доступной всем, воплотилось в жизнь. Саграда Фамилия вобрал в себя символическое начало христианской веры, которое дано постичь каждому. Храм поражает своими масштабами и авангардностью замысла, однако следует помнить о том, что оно было и остается творением рук человеческих.

Особенности индивидуального восприятия и мышления архитекторов, работавших и продолжающих работу над строительством Саграда Фамилия, неизбежно отражаются на нем. Поэтому храм, который возводится уже не первое столетие, следует воспринимать в первую очередь с художественной точки зрения.

SAGRADA FAMILIA – BARCELONA SPAIN HD: Видео

Adblock
detector