В Испании, как и во многих странах СНГ, нужно прописываться по месту фактического жительства. Прописка в Испании может потребоваться от иностранца во многих ситуациях, например, при оформлении разрешения на работу или регистрации автомобиля. Однако чаще всего мигранты регистрируются с целью получения доказательства постоянного непрерывного проживания в Испании, которое обычно требуют миграционные органы при оформлении вида на жительство.
В каких случаях нужно регистрироваться
О регистрации лучше позаботиться заранее и обратиться в городскую мэрию сразу после приезда в страну, так как иммигранту, намеревающемуся проживать в Испании, прописка может понадобиться во многих случаях. Регистрация по месту фактического жительства нужна иностранцу в следующих ситуациях:
- оформление вида на жительство;
- получение гражданства;
- оформление разрешения на трудоустройство;
- регистрация автотранспорта;
- зачисление детей в учебное заведение;
- обращение за предоставлением социальной помощи (субсидии).
Как и где нужно регистрироваться
Для того чтобы получить прописку по месту жительства в Испании, нужно выполнить всего два простых шага:
- собрать требуемый пакет документов;
- обратиться в региональный муниципалитет (ayuntamiento).
В зависимости от обстоятельств, в связи с которыми различные инстанции требуют от иммигранта документ о прописке, ему может быть выдано две бумаги:
- volante de empadronamiento (выписка из реестра жителей) – ее запрашивают при оформлении льгот, социальной помощи и прочих ситуаций, в которых не нужна детальная проверка документов;
- certificado de empadronamiento (сертификат о регистрации) – обычно запрашивают в судах, иностранных представительствах и т.д.
Какие документы потребуются
Для оформления прописки иностранец должен представить следующие документы:
- заявление на регистрацию (выдается в мэрии);
- загранпаспорт (оригинал и копия);
- домовая книга (Formulario de Alta Individual o Colectivo) или другой документ, подтверждающий владение недвижимостью в Испании, плюс счет об оплате коммунальных услуг (для подтверждения совпадения вашего имени и адреса);
- для тех, кто снимает жилье, – контракт об аренде (оригинал и копия) и официальное письменное разрешение владельца дома или квартиры (с подписью), который намерен вписать жильца в свою домовую книгу, плюс копия его удостоверения личности. Разрешение не нужно, если владелец намерен присутствовать при регистрации жильца лично;
- загранпаспорта (оригиналы и копии) всех членов семьи, которых планируете прописать;
- свидетельства о рождении детей;
- семейная книга (libro de familia).
Регистрация для детей
Для регистрации несовершеннолетних обязательно требуется личное присутствие одного из родителей или официального опекуна. Обязательным документом для детей является свидетельство о рождении. Этот документ должен быть переведен на испанский язык присяжным переводчиком (traductor jurado) или заверен в консульстве.
Детей, поступающих в школы пансионного типа, прописывают по адресу учебного заведения. Официальным опекуном в этом случае является директор учебного заведения либо общежития.
Сколько стоит, как долго оформляется и действует прописка
Регистрация по месту жительства осуществляется бесплатно (однако в некоторых регионах Испании могут запросить небольшую символическую плату).
Выписка из реестра жителей или сертификат о регистрации выдаются иммигранту в день обращения. Документы, выданные для подтверждения в инстанции, действуют три месяца, но сама прописка – 2 года.
Как продлить и сменить прописку
Прописку в Испании нужно продлевать по истечении определенного времени. В разных городах этот срок может отличаться, но в основном прописка действует два года. Когда срок действия регистрации подходит к концу, иностранцу присылают на домашний адрес уведомление о том, что в ближайшее время ему надлежит обратиться в муниципалитет за ее продлением.
Однако такие письма часто теряются на почте, поэтому лучше самому следить за сроками, иначе, если поздно обратиться за продлением, иммигранту может грозить аннуляция прописки и штраф за просрочку. Кроме того, в этом случае иностранец также теряет возможность доказать непрерывность своего проживания в Испании, если таковое ему потребуется в случае последующего оформления ПМЖ.
Для продления прописки требуется принести с собой документы, подтверждающие владение недвижимостью, или договор об аренде.
В случае переезда на другое место жительства оформлять прописку следует заново.
Для этого нужно обратиться в муниципалитет по старому адресу за справкой о предыдущих адресах проживания (certificado histórico de empadronamiento), а затем по новому месту жительства с заявлением о регистрации. Однако иногда обращаться в мэрию по старому месту жительства и сообщать о переезде не требуется. Это лучше уточнить непосредственно в мэрии города, в котором проживает иностранец.
Можно ли зарегистрироваться без документов
Для нерезидента без документов и даже с просроченной визой существует возможность зарегистрироваться по месту жительства в Испании. Легальность нахождения в стране в этом случае не имеет значения – в случае вашего обращения в мэрию с целью регистрации миграционные органы не будут задействованы.
Кроме того, если в дальнейшем вы планируете получить вид на жительство или гражданство Испании, официальная прописка послужит документом, подтверждающим срок вашего проживания в стране.
Прописаться в Испании можно также без личного присутствия – для этого нужно составить доверенность на вашего представителя. При обращении в муниципалитет он также должен иметь при себе свой паспорт или другое удостоверение личности – например, разрешение на резидентство в Испании (вид на жительство), а также его копию.
В заключение
Процесс регистрации по месту жительства в Испании для иностранцев довольно прост. Причем возможность зарегистрироваться имеют даже мигранты без визы – мэрия не сообщает миграционным органам об отсутствии у заявителя легального основания для проживания в стране. Прописать можно также и других членов семьи, включая детей, а если нет возможности явиться в муниципалитет лично, то достаточно оформить доверенность на третье лицо и передать ему все заранее подготовленные документы.
Плата за оформление регистрации не взимается. Если иностранцу нужен документ, подтверждающий регистрацию, ему выдадут, в зависимости от ситуации, выписку из реестра жителей либо сертификат о регистрации.