Земля обетованная ─ традиционный центр туризма. Несмотря на постоянное состояние войны и экономические кризисы, сюда приезжают миллионы людей. Транспорт в Израиле развит необычайно хорошо, хотя государство небольшое и по численности населения, и по размерам территории. Система незаметно и методично буквально проглатывает нескончаемые людские потоки паломников к главным святыням трех основных мировых религий, туристов, приехавших соприкоснуться с библейской историей, на отдых, лечение или к родственникам.
Израильское такси
Такси не столь популярно, как в других странах, ввиду дороговизны. Особенно ночью и по субботам.
Однако такси в Израиле (на иврите ─ “монит”) ─ это комфортный, безопасный и современный вид транспорта с парком из практически новых автомобилей. Средний возраст машин ─ 4 года.
Деятельность таксопарков контролируется государством. Лицензирование здесь обязательно, счетчики установлены в каждом автомобиле.
Машину можно поймать взмахом руки, заказать по телефону либо онлайн. За обслуживание ночью, в шабат и праздники предусмотрена наценка 25 %.
До поездки клиенту предоставляется выбор оплаты по счетчику или фиксированному прейскуранту. Трансфер можно заказать удаленно. Рассчитываться лучше местной валютой. Чаевые никто не оставляет, но округление суммы в сторону увеличения ─ в порядке вещей. Клиент всегда может получить чек. В Эйлате и Наарии такса фиксирована независимо от дальности поездки.
Маршрутное такси («монит шерут») предназначено для разгрузки основных автобусных линий. Работает с 6-7 часов утра ежедневно. Иногда даже по субботам. Цена проезда на 10 % ниже, чем в автобусе.
Строгого расписания нет, а отправляется маршрутка только после полного заполнения салона. Зато скорость движения выше.
Автопрокат по-израильски
Аренда авто в Израиле позволяет экономить личное время и получить комфорт. Услуга здесь не столь дешева, как в некоторых других странах. В среднем расценки варьируются от 175 до 900 ils в день без стоимости топлива, которая здесь очень высока, парковки и штрафов, которые полностью исключить никогда нельзя. Также важно соблюдение договорных условий, штрафы за нарушения которых весьма значительны. Лучше взять напрокат велосипед.
Самой крупной и уважаемой прокатной конторой является компания Eldan, сайт которой (https://rent.eldan.co.il/ru) доступен на русском языке и позволяет выбрать машину любого класса, тип страховки и оплатить через интернет. Права международного образца для россиян не требуются в течение года пребывания в стране.
Приобретение автомобиля
Перед тем как купить авто в Израиле, придется много поработать. Стоимость новых машин в стране почти вдвое выше установленной производителем. Все дело в очень высоких налогах. Таков местный закон.
Так что мыслей купить машину в Израиле и привезти в Россию ни у кого не возникает. Местные граждане ищут возможность получения налоговых льгот, тем и спасаются.
Процесс поиска варианта ничем от традиционного не отличается. Машины доступны в автосалонах, на рынках, их находят по объявлениям в интернете. А вот покупка здесь выглядит гораздо проще и, что удивительно, оформляется на почте.
Транспортная система
Израиль ─ современное и высокоразвитое государство, поэтому здесь представлены почти все виды общественного транспорта:
- автобусы;
- поезда и электрички;
- трамваи;
- метрополитен;
- морские суда;
- авиация.
Наиболее развитым считается общественный транспорт в Тель-Авиве.
Автобусное сообщение
Маршруты автобусов соединяют даже самые мелкие населённые пункты, а в крупных городах они считаются основными перевозчиками. Районы страны поделены несколькими крупными кооперативами, монополизирующими услуги. Один маршрут крайне редко обслуживают два разных перевозчика.
Самыми значимыми являются:
- «Эггед» (www.egged.co.il) ─ один из крупнейших в мире, которому принадлежит большая часть местного рынка междугородних перевозок.
- «Дан» (www.dan.co.il) ─ второй по величине и предоставляющий автобусы в Тель-Авиве.
Имеется несколько предприятий размерами поменьше, в том числе «Коннекс», «Метрополин» (междугородние перевозки, сайт www.metropoline.com), «Супербас» (центр страны, www.superbus.co.il), «Нэйтив Экспресс» (северо-западная часть, www.nateevexpress.com) и «Кавим» (северо-восток, www.kavim-t.co.il) ─ одна из наиболее быстро растущих компаний. Это, в принципе, все автобусные компании Израиля.
Движение автобусов прекращается днем в пятницу, а начинается снова лишь вечером в субботу везде, кроме Хайфы и Эйлата. От требований шабата транспортникам этих городов разрешено отходить.
Расписание доступно на веб-порталах соответствующих компаний. Парки молоды, в идеальном техническом состоянии, хорошо оснащены. Кондиционеры и Wi-Fi имеются на большинстве машин.
Стоимость проезда в автобусах Израиля по междугородных линиях определяется расстоянием, а на городских маршрутах ─ Минтрансом. Скидки для пенсионеров и инвалидов по закону должны предоставлять все перевозчики. Военнослужащим билеты не требуются, поскольку их перевозят бесплатно.
Приобрести билет можно у водителя или на автостанции. Разовый в городе стоит 7 шекелей, а за городом – от 10 и больше.
Недавно запущены и скоростные автобусы в Израиле, которые здесь называются «метронит». Это «гармошка» из двух вагонов с четырьмя дверями, по виду больше напоминающая небольшой поезд, который движется по специально выделенной полосе дороги.
Этот транспорт получил гибридную силовую установку и способен вместить до 270 пассажиров. Поэтому стоимость проезда почти вдвое меньше, чем на простом бусе.
Доступен метронит пока лишь в Хайфе. Три маршрута работают ежедневно и даже в ночное время. Билеты продаются на остановках, покупка у водителя не предусмотрена. Считываются билеты на перроне при посадке. Кстати, здесь же имеется табло со временем прибытия. С нюансами можно ознакомиться на сайте www.dannorth.co.il.
Железнодорожное сообщение
Израильский железнодорожный транспорт развивается динамично и отличается повышенным комфортом. Ветки соединяют все густонаселённые районы. Как разобраться в схеме поездов в Израиле, представленной ниже, можно узнать на сайте www.rail.co.il.
Билеты продаются, как в кассах, так и онлайн, из расчета от места до места. Сам поезд и его маршрут при этом не играют значения.
Расписание выдерживается точно. На основных направлениях составы ходят каждые 20-30 минут. Стоимость проезда выше, чем на автобусе, но добраться до самых северных (Галилея, Голанские высоты) и самых южных (Эйлат) районов поездом можно быстрее. В шабат все поезда стоят. Скидки предоставляются льготным категориям, военные ездят бесплатно.
Городские электрички ходят в крупных центрах ─ Тель-Авиве, Иерусалиме и Хайфе. Линии соединяют 2-3 станции в каждом населенном пункте. Проезд внутри города стоит в пределах 6-7 шекелей.
Израильский трамвай
Данный вид транспорта почему-то не слишком популярен у израильтян. Возможно, потому, что появился сравнительно недавно. Лишь в 2011-м был запущен первый и пока единственный в стране трамвай в Иерусалиме. Всего одна рабочая линия имеет протяженность 13,8 км и 23 остановки.
Но именно она соединяет север и юг города через самые загруженные районы, включая пригород Писгат-Зеев. Схема представлена ниже.
Билет приобретается на остановке в автомате. Стоимость ─ 5,90 шекеля. Ребенок до 5 лет пользуется бесплатным проездом. Если детей двое и больше, платить придется за каждого.
Штраф за проезд без билета огромный ─ 180 шекелей. Более точную информацию о тарифах и расписании можно узнать на сайте https://citypass.co.il.
Метрополитен
Метро в Тель-Авиве до сих пор не построено, хотя такие планы есть. Единственный пока метрополитен имеется в Хайфе. Здесь он называется «Кармелит» и более походит на подземный фуникулер. Одна ветка длиной примерно 2 км с шестью станциями соединяет северную и южную части города. Схема внизу на фото.
Поезда ходят каждые 10 минут:
- воскресенье–четверг: с 6.00 до 24.00;
- пятница – с 6.00 до 15.00;
- суббота – с 19.00 вечера до 24.00.
Стоимость билета ─ 4,5 шекеля. В столичной агломерации планируется построить легкорельсовую транспортную систему метротрама. Это симбиоз трамвая и метро, который будет включать четыре линии. Проект на схеме выглядит так:
Красная ветка будет введена в строй первой ─ в 2021 году. Еще две откроются в 2024-м.
Израильский водный транспорт
Хайфа, Эйлат, Ащдод и Ашкелон ─ основные морские ворота страны, связанные с Лимассолом (Кипр), Афинами, Родосом (Греция) и Порт-Саидом (Египет). Однако паромное сообщение сегодня затруднено, количество рейсов сокращается, а билеты стоят недешево. В основном связь с миром осуществляется круизными судами с маршрутами по восточному Средиземноморью. Но пассажиров берут далеко не все.
Внутренние водоемы Израиля для водного сообщения непригодны.
Авиация
В стране есть 17 аэропортов, строится еще один международный. Международные авиаперевозки сегодня обслуживают следующие аэропорты Израиля:
- имени Бен-Гуриона (Тель-Авив),
- Увда,
- Эйлат.
Часть рейсов выполняется через Хайфу, аэропорты Герцлии и Рош-Пины. Еще один небольшой аэропорт ─ Сде-Дов (находится рядом с Тель-Авивом) – обслуживает внутренние рейсы.
Основные перевозчики ─ El Al, Arkia и Israir. Авиапарки современны и относительно молоды, подготовка персонала заслуживает уважения.
Расписание и тарифы доступны на официальных сайтах. Внутренние линии в шабат, а также по религиозным праздникам не работают. Билеты стоят в пределах 40-70 долларов. Часто проводятся акции.
Разновидности билетов
Проезд возможен как по билетам на отдельные виды транспорта, так и по унифицированным. Универсальные карты Rav Kav можно использовать на всех видах общественного транспорта в границах одного региона, за исключением такси и маршруток. Оплата проездных билетов в Израиле в оба конца или одного на двоих пассажиров позволяет экономить до 15 % стоимости.
Пластиковая карта «Рав-кав» дает возможность накапливать на счете определенное количество средств, а затем использовать их для расчета за услуги с помощью валидатора. В зависимости от типа транспорта и маршрута, система сама рассчитывает и автоматически снимает сумму.
При этом экономия может составить до 25 % в зависимости от выбранного тарифа:
- на один день (хофши йоми);
- на неделю (хофши швуи);
- на месяц (хофши ходши).
Актуальная информация о стоимости и получении проездной карты доступна на сайтах перевозчиков. Самый простой вариант ─ воспользоваться порталом Egged.
Единой тарификации для всех перевозчиков пока нет. Для каждой компании, маршрута или вида транспорта карту приходится пополнять отдельно. Это сложно и неудобно, поэтому для туристов практической ценности Rav Kav не имеет.
Карты продаются в автоматах на автобусных и железнодорожных вокзалах, остановках скоростных автобусов.
Заключение
В Израиле отлично развиты железнодорожное и автобусное сообщение, действуют 17 аэропортов. Водный транспорт работает на международных маршрутах. Метрополитен существует пока только в Хайфе, трамвай – только в Иерусалиме.