Рост мировой экономики замедляется уже несколько лет, и прогнозы МВФ на ближайшее десятилетие не обещают кардинального улучшения ситуации. Но даже на фоне неутешительной аналитики в КНР темпы увеличения ВВП продолжают удерживаться в десятке лидеров, хотя и снизились до 6,6 % в 2019 году. Все это дает инвесторам основания считать, что бизнес в Китае может быть перспективным и прибыльным, особенно если грамотно учесть специфику страны.
В КНР до сих пор нет полноценного кодекса, объединяющего весь спектр гражданского законодательства. Поэтому вопросы ведения предпринимательской деятельности китайскими фирмами и представительствами с иностранным капиталом регулируются несколькими отдельными нормативами:
Предприятия с заграничными «корнями» в марте 2019 года получили новый закон – 中华人民共和国外商投资法, который вступит в силу с 1 января 2020 года. Для компаний, созданных до этой даты, еще в течение 5 лет будет действовать прежний закон – 中华人民共和国外资企业法 от 1986 года.
Порядок регистрации представительств иностранных фирм описан в Положении 外国企业常驻代表机构登记管理条例.
В законе КНР «О компаниях» для иностранцев подходит две формы регистрации юридического лица: общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество. Как отдельный подвид выделяется компания, созданная одним человеком.
Правовая форма | Характеристики | Нормативная база |
---|---|---|
ООО (有限责任公司) | Количество учредителей не должно превышать 50 лиц. Дивиденды распределяются пропорционально оплаченному взносу в уставный капитал (размер доли указывается в специальном реестре) | Глава II Закона "О компаниях" |
Общество с одним учредителем (一人有限公司) | Минимальный размер устава – 100 000 юаней. По закону отвечает по обязательствам в пределах имущества фирмы. В случаях, когда учредитель не может однозначно доказать принадлежность имущества, возмещение долгов могут провести за счет личных активов. | Раздел III главы II Закона "О компаниях" |
Акционерная компания (股份有限公司) | Учредителей должно быть более двух лиц (физических или юридических). При этом каждый из акционеров может состоять не более чем из 200 участников. Не менее половины соучредителей обязаны иметь китайское гражданство или статус резидента КНР. | Глава IV Закона "О компаниях" |
С 2014 года правительство Китая отменило обязательное требование к декларированию и проверке внесения минимального уставного капитала для национальных компаний, оставив его только в отношении отдельных видов деятельности и иностранных субъектов хозяйствования.
Тем, кто задумался над вопросом, как открыть бизнес в Китае в 2019 году, нужно знать, что работа инвесторов из-за границы регулируется в соответствии с Законом о китайско-иностранных предприятиях, действие которого истекает 31 декабря 2019 года.
Наименование | Китайское название/Звучание на пиньинь | Краткая характеристика |
---|---|---|
Компания со 100 % иностранного капитала (Wholly Foreign-Owned Enterprise, WFOE) | 外商独资企业 / Wàishāng dúzī qǐyè | В отличие от заграничного представительства имеет право вести полноценную коммерческую деятельность в форме ООО с одним или несколькими учредителями. Предприятие должно задекларировать и в течение 2 лет сформировать внушительный уставный капитал (не менее 100 000 юаней). Не имеет права заниматься отдельными видами бизнеса, например открывать СМИ или добывать ископаемые. |
Совместное предприятие (Joint Venture (JV) | 合资 / Hézī | Паритетное партнерство с китайскими соучредителями открывает недоступные для WFOE отрасли бизнеса. Совместная работа может быть организована в форме АО или в виде контракта о ведении деятельности и разделе прибыли с партнерами. Порядок и процедура открытия китайского бизнеса, регистрации и оплаты долей описаны в Положении об СП. |
Иностранное представительство (Representative Office) | 代表处 / Dàibiǎo chù | Такая форма присутствия на китайском рынке позволяет зарубежной компании проводить исключительно маркетинговые и рекламные кампании, участвовать в продвижении продукции. Никаких коммерческих действий с целью получения прибыли представительство производить не может. |
Динамичные темпы роста экономики КНР не должны обманывать потенциального инвестора, поскольку рынок страны развивается все же неравномерно. На фоне большого количества успешных компаний есть немало примеров неудач и разорений.
Наиболее распространенным видом сотрудничества россиян с Китаем считается торговля продукцией местного производства: вывоз товаров и перепродажа их с наценкой на территории РФ. Однако в последние годы иностранные бизнесмены стали активно интересоваться внутренним рынком потребления в КНР. Они пытаются адаптировать и предложить китайцам свой продукт или выпускать реплики мировых брендов.
Попытки иностранцев войти в ресторанный, игорный и гостиничный бизнес в Китае в комплексе оправданы исключительно в САР Макао и Гонконге, поскольку на материковой части страны азартные игры запрещены законом. Послабление сделали лишь в виде государственной лотереи.
Мировой тенденцией становится торговля и оказание услуг через онлайн-магазины. Сегодня оформить удаленный заказ можно оформить на продукты питания, готовую еду, сувенирную продукцию.
Например, прибыльный цветочный бизнес в Китае может продаваться в виде раскрученного сайта, ориентированного как на национальный рынок, так и на поставки по всему миру. В
этой отрасли следует учесть, что сами китайцы не любят срезанные растения, поэтому в ассортименте должны быть и искусственные цветы.В КНР серьезно подходят к освоению новых технологий в животноводстве и пищевом производстве. Учитывая емкость национального и потенциал мирового рынков, изменился рыбный бизнес в Китае. Например, в Гонконге действуют огромные фермы по выращиванию и промышленному отлову рыбы, что исключает влияние погодных факторов и случайности традиционного улова.
Фактически оффшорная зона Гонконга никогда не была таковой, поскольку была защищена юрисдикцией КНР. В последнее время САР окончательно отказалась от принципа неразглашения налоговых данных и пошла по пути деофшоризации. Однако при этом не потеряла привлекательность в плане лояльного налогообложения и свободы ведения бизнеса с основной частью КНР.
Выгода от сотрудничества состоит в том, что в Гонконге:
Кроме САР Гонконг, есть резон регистрировать бизнес в одной из специальных экономических зон или приоритетных территорий. Например, удачным может стать выбор экономико-технологической зоны развития в Гуанчжоу, а также ряда прибрежных и приграничных городов, приравненных к СЭЗ.
Поэтому, анализируя популярные идеи для китайского бизнеса, необходимо помнить о важности подбора будущего места дислокации компании или производства.
Открытость к инвестициям не подразумевает свободы передвижения через границу КНР. Для однократного посещения страны в деловых целях иностранцы должны иметь на руках приглашение от китайского хозяйствующего субъекта и копию его лицензии.
Кроме того, деловая виза в Китай для россиян в 2019 году выдается на основании:
Мультивизу, позволяющую посещать КНР многократно в течение одобренного срока, выдают только тем, кто два и более раз успешно оформлял однократное разрешение на въезд.
В отличие от обладателей китайского паспорта, начинающим иностранным бизнесменам нужно сделать несколько дополнительных шагов на пути регистрации юрлица, длительностью от 2 месяцев до полугода:
До начала процедуры нужно также озаботиться:
С успехом пройти весь путь регистрации новой компании в КНР невозможно без подготовки обязательного пакета документов. Стандартный перечень включает:
Все копии документов нужно перевести на китайский язык и легализовать. Если фирму решено открыть на территории материкового Китая, потребуется консульское заверение, если в Гонконге – достаточно проставить апостиль.
Если операция проводится путем выкупа доли, то важно понимать, как проводилась оценка стоимости бизнеса в Китае. Для объективности нужно нанимать тех экспертов, которые способны учесть местную специфику и правильно оценить финансовые показатели.
Общая стоимость заведения или производства с положительным балансом зависит от масштаба и месторасположения. По отзывам, за микрокафе на пару столиков запросят 2-4 тысячи долларов, минизавод «потянет» в среднем на 20-50 тысяч долларов, а полноценный пищевой комбинат будет стоить около 1 млн долларов.
Хоть продажа бизнеса в Китае и считается прибыльным направлением коммерции, актуально оно больше для инвесторов с крупным капиталом, желающих получить ВНЖ или гражданство по упрощенной и ускоренной процедуре.
Несмотря на то, что экономика Поднебесной по масштабам уже сравнима с США, она остается довольно закрытой, мало поддается процессу унификации и глобализации. Именно поэтому производители даже раскрученных трендовых товаров выпускают модели, ориентированные исключительно на азиатского покупателя.
Поэтому перед тем, как начать бизнес в Китае, лучше зарегистрировать представительство своей компании. Это поможет
завязать коммерчески полезные знакомства и проанализировать маркетинговую составляющую: емкость рынка для импорта, спрос на конкретный товар, особые требования потребителей.Нелишним будет и ознакомление с национальными особенностями менталитета:
Последнее условие важно, даже если вести бизнес в Пекине. А если производство сосредоточено в глубинке, с одним английским вести бизнес будет невероятно трудно.
Государственный сектор китайской финансовой системы представлен Центробанком КНР и тремя политическими учреждениями, отвечающими за внедрение в жизнь и поддержку национальных экономических программ:
В силу особенностей административного устройства КНР обособленные представительства Народного банка есть в Гонконге и Макао.
Кроме государственных, в КНР есть рейтинг коммерческих банков, возглавляемый «большой четверкой»: промышленный Industrial & Commercial Bank of China (ICBC), строительный China Construction Bank (ССВ), сельскохозяйственный Agricultural Bank of China (ABC), Bank of China.
В стране есть подразделения российского Центробанка, ВТБ и Сбербанка. В основном они открывают и обслуживают счета фирм, ведущих внешнеэкономическое сотрудничество с КНР, и не работают с частными клиентами.
Китай продолжает развивать и реформировать свою налоговую систему под рыночные отношения. К кардинальным изменениям последних лет можно отнести то, что:
Возрастающая доля экспорта и рост иностранных инвестиций заставляют законодателей КНР унифицировать систему налогообложения с тем, чтобы избежать двойного взимания налогов с нерезидентов Китая у них на родине.
Финансовый год в Поднебесной начинается и заканчивается по григорианскому календарю, это упрощает ведение учета для иностранцев. Налоговые резиденты-физические лица обязаны подать годовые отчеты с 1 марта до 30 июня после окончания отчетного периода.
Юридические лица должны представлять промежуточные ежемесячные и квартальные декларации в течение 15 дней после окончания периода, а затем годовые до 31 мая.
Китайское правительство поощряет не только денежные инвестиции: принятию в гражданство может поспособствовать также передача прав на интеллектуальную собственность или технологии.
Россиянам и украинцам для получения прав на ПМЖ в большинстве европейских стран, достаточно купить жилье. В Китае же предпочтение отдают покупателям коммерческих объектов либо жилой недвижимости в приграничных районах.
Коммерсанту, начинающему свое дело в Китае, нужно учитывать не только очевидные моменты (разницу в культуре общения и языковые сложности), но и отдельные нюансы законодательства:
Сложность ведения дел и особенности организации бизнеса в Китае связаны прежде всего с частностями менталитета и незнанием языка. И все же коммерсант не может позволить себе управлять бизнесом издалека, не посещая чужую ему страну.
Для успешного продвижения своей компании жизненно необходимо посещать выставки, встречаться с поставщиками и потенциальными клиентами, контролировать процессы отгрузки и прочее.
Помочь в таком случае могут специализированные компании, организующие бизнесе-туры для предпринимателей в КНР. За денежное вознаграждение они готовы:
Как динамично растущий рынок Китай остается привлекательным для многих инвесторов. Относительно дешевая рабочая сила, благоприятные условия для вложения заграничного капитала, особые экономические зоны с выгодными налоговыми режимами играют на руку китайской экономике и заграничным компаниям.
Однако нужно учесть и сложности, которые подстерегают «чужака» в Китае. Неравномерность развития и насыщенность рынка производимых товаров и услуг, повышенные требования к финансовому обеспечению заграничных компаний, вероятность нечистоплотности местных партнеров обязывают иностранцев трижды подумать и просчитать потенциальную выгоду от вложения средств в экономику КНР.
Планируете заграничное путешествие? Не забудьте про туристическую страховку! Она станет вашим надежным помощником в случае…
Один из самых увлекательных способов исследовать Россию - это пешие прогулки. Это позволит вам полностью…
Эстония, маленькая страна на побережье Балтийского моря, привлекает туристов своей уникальной культурой, красивой природой и…
Россия - это не только огромная территория, но и невероятное разнообразие природы, культуры и истории.…
Сегодня, в эпоху глобализации и сверхсвязности, многие русские ищут новые возможности за пределами своей родины.…
Мир меняется, и многие люди в России задумываются о переезде в другую страну. Причин может…