С точки зрения финансовой мощи Китай может смело спорить с США и даже вступать с ними в торговые противостояния. Однако еще в 1978 году Поднебесная имела довольно скромные стартовые позиции, и для совершения пресловутого «чуда» Коммунистической партии и лично Ден Сяопину пришлось пойти на значительное реформирование законодательства. Этот процесс не закончен и сегодня. Власти народной республики стараются избежать стагнации всеми средствами, в том числе снижают налоги в Китае с прицелом на оживление роста ВВП и привлечение инвесторов.
Виды налогов
Перечень налогов и сборов в КНР довольно велик. Основными можно считать:
- подоходный налог (из доходов физических лиц и прибыли коммерческих субъектов);
- НДС;
- акцизные сборы;
- сборы, связанные с покупкой и использованием имущества: за владение недвижимостью, за приобретение жилья и коммерческих помещений, за покупку автотранспорта и его использование, на переход права собственности и прирост стоимости земли;
- дополнительные сборы за ведение деятельности: сбор за городское строительство, за выделенные под застройку участки сельхозназначения, за использование территорий городов, ресурсные платежи за разработку месторождений;
- специфические взносы: налог на закупку для переработки табачного листа, сбор с плательщиков НДС на образование);
- гербовый сбор.
Нужно учитывать, что в Китае действует несколько десятков экономических зон, на территории которых внедрены льготные условия налогообложения и таможенные преференции. Кроме того, есть еще специальные административные районы (САР) Гонконг, Тайвань и Макао, налоговая система которых утверждается внутренним законодательством САР в рамках идеи «одна страна – две системы».
Налоги на ведение бизнеса
30 октября 2017 года Госсоветом КНР было принято решение об окончательной отмене налога на предпринимательскую деятельность (Business Tax), действовавшего с 1993 года. Обязательство взималось с валового оборота (выручки) от предоставления работ и услуг. С началом реформ и первых успехов пилотных программ по переходу на НДС обязательство потеряло свою актуальность.
По состоянию на 2019 год коммерческий сектор уплачивает:
- налог на прибыль юридических компаний и предпринимателей (Corporate Income Tax) – стандартная ставка 25 %;
- НДС (VAT) – максимальная ставка с 1 апреля 2019 года снижена до 13 %;
- ресурсные фискальные обязательства (Resources Tax);
- агентские платежи по НДФЛ (Income tax) из доходов наемного персонала и соцвзносы;
- потребительский сбор (Excise tax);
- взносы на ведение отдельных видов коммерческой деятельности (строительство, импорт товаров, перерабатывающая промышленность).
Налоги на объекты недвижимости
Взносы с собственников и пользователей недвижимости относятся к ведению местных властей. Общие принципы уплаты налога на коммерческие строения и жилье состоят в том, что:
- базой обложения является стоимость объекта, уменьшенная на вычет в размере от 10 до 30 % первоначальной суммы;
- в случае передачи помещения в аренду под обложение попадают регулярные платежи от арендатора;
- плательщиком выступает собственник сооружения или его фактический распорядитель (когда в отношении имущества открыт спор или право собственности не установлено);
- ставка зависит от способа определения базы налогообложения: 1,2 % от величины откорректированной стоимости приобретения или 12 % от суммы аренды.
Временное положение о налоге с недвижимости передает властям провинций и муниципалитетов право определять точную величину налогового вычета из первоначальной стоимости. От обязательств по уплате налогов освобождены здания и сооружения, расположенные на территориях, отнесенной к сельской местности.
Механизмы обложения доходов физлиц
Ставка и формула расчета налоговых обязательств физических лиц зависят от вида получаемой прибыли. С учетом последних реформ и снижения фискальной нагрузки подоходный налог в Китае в 2019 году выглядит примерно так.
Вид поступлений | Процент удержаний по нормам обновленного закона | Льготы и вычеты |
---|---|---|
Вознаграждение за наемный труд | Прогрессивная ставка от 3 % (для зарплат ниже 36 000 юаней в год) до 45 % (для годовых сумм свыше 960 000 юаней) | Из облагаемого дохода исключаются либо 5000 юаней ежемесячно, либо 60 000 юаней один раз в год |
Пассивные доходы (проценты, роялти и дивиденды) | 0.2 | Отдельных льгот не предусмотрено |
Арендные платежи | 0.2 | Налоговую базу до определения обязательства уменьшают на 20 %. Формула: налог = (валовый доход минус 20 %) * 20 % |
Прибыль по договорам подряда и доходов индивидуальных торгово-промышленных субъектов | Прогрессивный налог от 5 % (сумма годового дохода меньше 30 000 юаней) до 35 % (для оборотов в 500 000 с плюсом юаней) | Из общей полученной суммы денежного вознаграждения исключаются разумные расходы на ведение деятельности |
Обязанность рассчитать налог на доходы физических лиц в Китае возлагается на агента (лицо, выплачивающее вознаграждение), если речь идет о заработной плате или перечислениях в пользу нерезидента. Остальные получатели декларируют обязательство и платят налоги самостоятельно.
Косвенные налоги – НДС и акцизные сборы
До 2012 года весь доход от оказания большинства видов работ и услуг подпадал под обложение налогом на предпринимательство, что затрудняло их экспорт и приводило к двойному налогообложению доходов нерезидентов. С учетом экспортного потенциала Китая власти страны начали процесс перехода на более прогрессивный вид товарного налога – НДС.
Уже к концу 2017 года норма о налоге на предпринимательскую деятельность полностью утратила свое действие, и по обновленному Временному положению НДС в Китае стал основным косвенным обязательством.
Стандартный размер сбора с 1 апреля 2019 года снижен до 13 %. При экспорте продавец может использовать ставку в 0 %, чтобы затем обратиться в Главное налоговое управление КНР за возмещением кредита.
Потребительские сборы (акцизы) взимаются при приобретении лицензируемых товаров – табака, алкоголя, косметики, нефтепродуктов высокой очистки, драгоценностей, пиротехники (всего 14 наименований). Обобщающие ставки не вводились, обязательство начисляют на единицу товара или объема продукции. Взимается с производителей, импортеров и продавцов подакцизной продукции.
Налогообложение прибыли и оборота компаний
Коммерческие предприятия Китая отчисляют в бюджет часть прибыли по ставкам, которые зависят от налогового статуса, величины компании и вида деятельности. Законом и Положением о взимании подоходного налога с хозяйствующих субъектов установлено:
- общая ставка 25 %;
- малые / малорентабельные предприятия должны платить налог на прибыль в 20 % (под это понятие подходят компании с годовым доходом не более 500 тысяч юаней, с коллективом менее 80 человек и стоимостью активов не выше 10 млн юаней);
- высокотехнологичные производства, имеющие особое значение для КНР, уплачивают 15 % от полученного дохода, уменьшенного на расходы.
Хоть в 2017 году власти и отменили налог с продаж в Китае, аналог сбора с оборота здесь все же существует. Дело в том, что плательщики НДС в КНР делятся на обычных и мелких.
К последним относят тех субъектов предпринимательства, которые за предыдущие 12 календарных месяцев не превысили порог выручки в 500 тысяч юаней для промышленных объектов и 800 тысяч юаней – для остальных. Такие предприятия могут отказаться от учета входного и выходящего НДС, но при этом должны платить 3 % со всей суммы оборота.
Налогообложение для иностранцев
Иностранные компании налоговая политика в Китае делит на резидентов и нерезидентов. Платить налоги на общих основаниях с местными плательщиками могут те, кто зарегистрировал в КНР филиал или представительство. Для них ставка обложения прибыли (валовой доход минус расходы) будет равна 25 % в соответствии со статьей 4 закона КНР о подоходном налоге с предприятий от 2007 года.
Той же нормой установлено, что субъекты-нерезиденты, от которых налоговая служба Китая не получила сведений о постановке на самостоятельный учет, должны выплачивать 20 % от вознаграждения, полученного на территории страны.
Для случаев, когда иностранная коммерческая структура не имеет своего представительства и от источников в КНР поступают лишь пассивные доходы, предусмотрен механизм удержания налога через агента-резидента по ставке 10 %.
Для физических лиц в вопросе обложения доходов власти КНР пошли на упрощение фискальных процедур. С 1 января 2019 года подать заявление на сертификат налогового резидентства в Китае (tax residency certificate) могут те иностранцы, которые провели в Китае 183 и более суток за последние 365 дней.
Если статус резидента не получен, то под обложение попадут зарплата иностранного работника (по прогрессивной ставке), пассивные доходы в виде роялти или дивидендов от источников в КНР по ставке 20 %.
Из начисленного нерезиденту вознаграждения агенту/источнику нужно удержать всю сумму фискального обязательства и перечислить ее в бюджет.
Таможенный сбор
Экспорт и импорт товаров на территорию Китая сопровождается уплатой пошлин. На основании Таможенного кодекса КНР ежегодно разрабатываются тарифы на ввоз и вывоз товаров народного потребления и коммерческих грузов.
Кроме того, таможенный налог в отношении продукции из отдельных стран может оперативно изменяться в зависимости от политической ситуации. Так на протяжении 2018-2019 годов Китай ведет войну пошлин с США и регулярно обновляет список повышенных тарифов.
И все же, чтобы сократить расходы национальных компаний и населения на приобретение импортной продукции, КНР идет на снижение ввозных сборов. Например, с ноября 2019 года уменьшили пошлину на 1 585 категорий товаров: общая ставка упала с 9,8 до 7,5 %.
Китайские производители успешно освоили методы международной розничной торговли посредством крупных торговых интернет-площадок, например AliExpress. Рост объемов пересылаемой из КНР продукции указывает на то, что это давно стало способом теневого заработка для россиян. Поэтому с 2019 года вводится своеобразный налог на посылки из Китая.
Пошлиной в 30 % стоимости содержимого будут облагаться посылки весом более 25 кг и с объявленной ценой выше 500 евро за месяц. Информация об отправлениях и данные их получателей будут поступать в Федеральную таможенную службу РФ напрямую от пограничных служб Китая.
До 2020 года планируется снизить порог стоимости до 200 евро в месяц. Плюсом данного нововведения считают борьбу с контрабандой и контрафактной продукцией.
Налог на рождение детей в КНР
Проблемы старения нации и перекос в гендерном составе в сторону мужского населения Китая стали прямым следствие программы ограничения рождаемости 70-х годов. Компартия КНР была вынуждена пересмотреть девиз «одна семья – один ребенок», и с 1 января 2016 года он ушел в прошлое.
Если изначально планировалось выдавать бесплатные разрешения только тем родителям, которые являются единственными детьми в своих семьях, то к 2019 году начали звучать предложения узаконить многодетность и даже стимулировать появление на свет новых китайцев финансово.
Обновленная налоговая система Китая в 2019 году не содержит фиксированной ставки для определения суммы штрафа за второго ребенка. Хотя изначально размер финансовой санкции мог достигать нескольких годовых зарплат, а в отношении госслужащих предусматривались административные меры в виде увольнения.
Тем не менее отмена «драконовских» наказаний не подтолкнула граждан КНР к демографическому буму. Высокий ритм жизни, патологическая занятость, высокие затраты на воспитание детей и отсутствие социальной поддержки от государства становятся причиной тому, что большинство пар не планируют нового пополнения в семействе.
Другие налоговые платежи
Кроме фискальных китов, таких, как НДС, налог на доходы граждан и предприятий, в КНР есть ряд более мелких и узкоспециализированных видов обязательств:
- Земельный налог – выражается в сборе за использование земельных участков в городской черте (может достигать 30 юаней за квадратный метр), а также в платежах за занятие земель сельхозназначения под новое строительство: ставка колеблется от 5 до 50 юаней за квадратный метр и зависит от обеспеченности региона землями, пригодными к сельхозобработке.
- Взнос на приобретение нового автомобиля – 10% от стоимости. Машины на вторичном рынке освобождены от обложения.
- Ежегодный транспортный налог – ставка зависит от вида средства передвижения, сборы выплачивают юридические и физические лица, в собственности которых есть мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, водный транспорт и сельхозтехника.
- Ресурсный налог в Китае – взносы платят юридические лица и предприниматели, которые добывают полезные ископаемые (золото, фосфорную и железную руды, нефть, газ и прочее) или используют водные ресурсы. Список объектов обложения и ставки утверждает правительство КНР; под действие сбора подпадают работы, которые ведутся как на суше, так и на материковом шельфе.
- Гербовый сбор – платеж за совершение сделок и юридических действий, требующих заверения. Взимается в фиксированном размере за каждый выданный документ, государственное свидетельство или удостоверение.
- Налог на городское строительство и проведение ремонтов – 1-7 % от суммы фактически оплаченного НДС.
Туристам и бизнесменам, отправляющимся в Китай самолетом, нужно учитывать, что в стоимость перелета авиаперевозчики могут не включать топливный сбор (доплату за риск подорожания горючего). Вследствие этого стоимость тура может существенно возрасти.
Международные договоренности КНР в отношении налогообложения
Экономические интересы Китая выходят далеко за пределы его государственных границ. Это касается и привлечения иностранных инвестиций в страну, и вложений китайского капитала по всему миру. Взаимная коммерчески активная деятельность невозможна без урегулирования вопросов двойного налогообложения и обмена фискальной информацией.
Чтобы иностранные плательщики не удерживали и перечисляли налоги в Китае и в России дважды, в 2016 году был подписан новый договор между КНР и РФ. Под его нормы с 2017 года подпадают доходы от источника, дивиденды и роялти, а также подразумевают обоюдный обмен информацией.
К 2019 году КНР уже заключила или обновила соглашения с более чем 100 государствами мира. Договоры о зачете уплаченных на территории другой страны налогов заключены с США, Германией и другими членами ЕС, республиками бывшего СССР, большинством стран Южной и Северной Америки, Африки, Азии и Ближнего Востока.
В силу особенностей территориального устройства, Китай вынужден был подписать подобные соглашения со своими же автономиями (Гонконг, Макао и даже спорной территорией островом Тайвань). В большинстве случаев в зону внимания международных договоренностей входят налог на прибыль и НДФЛ.
Часть участников международной экономической системы согласились лишь на обмен данными. К ним относятся Аргентина, Лихтенштейн, Виргинские и Каймановы острова, Багамы, Бермуды и Сан-Марино.
Правила предоставления отчетности
Традиционное празднование Нового года в Китае не имеет фиксированной даты и приходится на конец января – начало февраля. Однако в деле исчисления периодов для предоставления отчетов КНР придерживается общепринятых правил Григорианского календаря, то есть налоговый год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.
Пока отсутствует единый Налоговый кодекс Китая, который мог бы содержать одинаковые требования к срокам подачи годовой, поквартальной или ежемесячной отчетности. В каждом отдельном нормативном акте или временном положении приводятся свои рамки.
Например, крайняя дата предоставления декларации по НДФЛ зависит от вида полученного дохода и наличия налогового агента:
- годовая отчетность для резидентов при получении доходов из нескольких мест (в том числе из-за рубежа) или в целях реализации льготного вычета подается с 1 марта до 30 июня;
- получение пассивных доходов или выигрышей без налогового агента требует от налогоплательщика самостоятельной подачи декларации в ближайшие 15 дней от даты выплаты с одновременной уплатой подоходных обязательств.
Юридические лица обязаны подавать предварительную отчетность о прибыли (помесячно или поквартально в течение 15 дней после окончания периода), а также вносить авансовые платежи. Годовая отчетность подается до 31 мая следующего годового периода. Декларации по НДС составляются ежемесячно, до 15 числа следующего календарного периода.
Отследить сроки, воспользоваться онлайн-формами предоставления отчетов и даже оформить заявление на отсрочку для уплаты обязательств можно через Официальную консультационную службу Главного государственного налогового управления КНР.
Преследование за неуплату налогов
В сравнении с российскими китайские меры воздействия на хозяйствующие субъекты, не желающие платить налоги, в разы строже. Относительно недавно (еще до 2011 года) за уклонение от фискальных обязательств могли приговорить к смертной казни.
Отмена высшей меры тем не менее не означает послабления в отношении уклонистов и неплательщиков. В распоряжении фискальных служб КНР остались другие способы наказания:
- Административные – штрафы, кратно превышающие незадекларированные суммы. Например, при незаконном возврате экспортного НДС санкция может составлять от 1 до 5 размеров нарушения и повлечь запрет на возврат налога в будущем; в соответствии с главой V Закона о сборе налогов минимальный штраф составляет 2000 юаней.
- Конфискация незаконно полученных доходов в дополнение к штрафу и предписанию по уплате налогов.
- Ограничение выезда за пределы страны.
- Если плательщик игнорирует решение суда, но при этом совершает крупные приобретения, власти могут принудительно ограничить его личные расходы.
Срок давности по неуголовным нарушениям составляет 5 лет.
Если к субъекту хозяйствования уже дважды применялось административное взыскание, то при установлении нового факта сокрытия доходов его ждет уголовное наказание в виде тюремного заключения от 3 до 10 лет. Самая строгая мера предусмотрена за особо крупные размеры недоплаты сборов – более 100 000 юаней. Те же сроки предусмотрены и для контрабандистов.
Свободные экономические зоны КНР
В 80-е годы прошлого века Китай решил либерализовать условия для иностранных инвесторов. Изначально это касалось всего нескольких прибрежных городов и острова Хайнань, где были организованы специальные экономические зоны (СЭЗ).
Приоритетные условия обеспечиваются, если на закрытых территориях:
- организовываются полностью иностранные или совместные предприятия;
- производимая продукция ориентирована на экспорт.
В обмен на заграничные вложения Китай снижает ставки налогообложения почти вдвое, предоставляет льготы и дает большую свободу в международной торговле, а также в принятии регионального законодательства.
К текущему моменту к специальным экономическим регионам относятся:
- провинция Хайнань (полностью);
- города Шэнчьжэнь, Чжухай, Шаньтоу в провинции Гуандун;
- Сямэнь в провинции Фуцзянь;
- Кашгар в автономном районе СУАР.
Приравненные регионы
Сравнимым с СЭЗ по степени экономических преференций считают Новый Пудун (территория Шанхая). В отличие от других СЭЗ, Пудун не является закрытым и его часто посещают туристы.
Кроме того, в КНР успешно действуют прибрежные районы развития (14 городов), 15 регионов свободной торговли, 32 зоны технологического развития, 53 района с высокотехнологичными производствами.
Положительный экономический эффект от создания специальных условий для инвесторов на побережье стал причиной тому, что в 1985 году Госсовет Китая распространил действие льготных условий на полуострова Ляодун и Шандунь, дельты рек Янцзы и Жемчужной, а также на район Гуанси.
Заключение
Феноменом КНР можно считать умение совместить, казалось бы, нежизнеспособную идею построения коммунизма с принципами рыночной экономики. Отчасти это было бы невозможно, если бы не было решено реформировать налогообложение в Китае и создать благоприятные условия для инвесторов и местных коммерсантов.
Кроме того, властям КНР удается удерживать равновесие в одновременных попытках упростить налоговое законодательство путем снижения фискальной нагрузки и обеспечить строжайший государственный надзор с целью противодействия коррупции и уклонению от исполнения обязательств.