Во время подготовки к первой поездке в незнакомую страну важно уделить внимание изучению доступных в ней способов перемещения как внутри населенных пунктов, так и между ними, иначе вы можете потерять много времени и денег. Особенно это касается путешествий в такую огромную, колоритную и густозаселенную страну, как Китай. Поэтому стоит выяснить, как устроен транспорт в Китае и какие его виды доступны в разных городах.
Система общественного транспорта
Несмотря на обширные территории, долгие годы транспортная система Поднебесной заметно уступала европейской. Активно развиваться она началась лишь со второй половины XX века, когда многочисленные войны, революции и перевороты в этом регионе закончились и государство стало на путь устойчивого развития.
Например, за 65 лет, прошедших со старта государственной программы строительства дорог, их общая протяженность повысилась с 80 тысяч до почти 4,5 миллионов км.
В настоящее время городской общественный транспорт в Китае является одним из самых развитых в мире – и это неудивительно, так как без него такие мегаполисы, как Пекин с населением более 21,7 миллиона человек, Шанхай (почти 25 млн чел.), Чунцин (30 млн) или Тяньцзинь (14 млн) были бы просто парализованы.
А вот междугородняя транспортная сеть отстает от США и стран Европы: несмотря на то, что на развитие инфраструктуры перевозок правительство КНР тратит порядка 9 % ВВП в год, многие регионы Поднебесной (особенно в ее северо-западной части) остаются сравнительно труднодоступными. Доходит до того, что в некоторых отдаленных сельских районах гужевой транспорт продолжает преобладать над механизированным.
Регулированием деятельности компаний-перевозчиков в КНР занимается межведомственное агентство, состоящее из представителей Министерства коммуникаций, Министерства железных дорог и Администрации гражданской авиации.
Рассмотрим подробнее наиболее распространенные виды транспорта в Китае.
Авиатранспорт
По состоянию на 2019 год в Поднебесной действуют порядка 230 коммерческих аэропортов, суммарный пассажиропоток которых составляет около 550 миллионов человек в год, из которых чуть меньше 140 миллионов – пассажиры внутренних рейсов.
В мегаполисы страны осуществляют рейсы все крупные международные авиалинии, включая «Аэрофлот». На внутренних рейсах обслуживание осуществляют в основном местные авиакомпании, самые крупные среди которых:
- China Southern Airlines – самая крупная авиакомпания не только в Китае, но и во всей Азии. Большая часть ее бортов отправляется из Гуанчжоу и Пекина.
- Air China – большая часть вылетов происходит из Пекина.
- China Eastern Airlines – рейсы этой фирмы вылетают в основном из Шанхая и Пекина.
- Hainan Airlines – ее базовый аэропорт расположен в городе Хайкоу.
- Shandong Airlines – в отличие от предыдущих операторов, которые обслуживают и местные и международные направления. Эта компания занимается исключительно внутренними рейсами из городов Цзинань, Циндао и Яньтай.
- Sichuan Airlines – еще одна преимущественно внутренняя компания, обслуживающая направления из городов Куньмин, Чэнду и Чунцин.
- XiamenAir – обслуживает рейсы внутри страны, а также в Японию, Малайзию, Таиланд и Сингапур. Большинство бортов отправляется из Сямэня, Фучжоу, Уишаня и Ханчжоу.
Независимо от выбранной компании, следует помнить, что воздушный транспорт Китая до сих пор остается основным способом путешествия в отдаленные районы государства, поэтому пользуется огромной популярностью у местного населения. Так что билеты стоит бронировать заранее с помощью местных ресурсов (например Elong) или непосредственно на сайтах компаний.
Можно воспользоваться и традиционными сайтами вроде skyscanner.com, однако опытные путешественники в своих отзывах утверждают, что международные сайты часто показывают завышенные цены на рейсы внутри КНР.
И будьте готовы к частым задержкам внутренних рейсов и обязательной оплате аэропортового сбора в 50 юаней (7,4 $). С его учетом перелет из Пекина в Шанхай обойдется вам примерно в 340 $. Стоимость того же перелета в бизнес-классе будет примерно на 30 % дороже, а если вы захотите лететь первым классом, будьте готовы заплатить на 50 % больше.
Железные дороги
Железные дороги – самый популярный межрегиональный наземный транспорт Китая, охватывающий практически всю территорию страны. Их оператором является госкомпания China Railways.
Общая протяженность путей приближается к отметке в 125 000 км. По этому показателю Поднебесная занимает третье место в мире, уступая лишь США и РФ. При этом в государстве ведется активное строительство современных скоростных и сверхскоростных линий, по которым курсируют поезда со скоростью до 350 км/ч. Общая протяженность таких линий достигает 30 000 км, что является мировым рекордом.
Стоимость билетов на железнодорожный транспорт в Китае зависит не только от расстояния, но и от выбранного класса поезда и вагона. В настоящее время в стране действует такая классификация поездов:
Название класса | Особенности | Средняя скорость, км/ч |
---|---|---|
K | Обычные поезда, которые делают остановки на всех станциях пути | 120 |
T | Экспрессы | 140 |
Z | Прямые рейсы без остановок или с остановками только в крупных городах | 160 |
C | Региональные скоростные маршруты | 200 |
D | Обычные скоростные составы | 250 |
G | Сверхскоростные поезда премиум-класса | 350 |
В обычных составах по комфортности вагоны делятся на:
- YZ (Yingzuo) – 110-местный общий вагон с жесткими сиденьями, наиболее экономичный и популярный среди местного населения. Поэтому не редкость, когда они набиты не только сидящими, но и стоящими пассажирами.
- RZ (Ruanzuo) – по планировке эти вагоны похожи на предыдущий класс, но сиденья в них обтянуты мягкой тканью, поэтому билеты обходятся дороже и людей в них обычно намного меньше.
- YW (Yingwo) – привычный плацкарт с 66 спальными местами в вагоне, расположенными в три эшелона. На удивление достаточно просторны и комфортабельны, но билет в них стоит в среднем в 2 раза дороже, чем в вагон категории YZ.
- RW (Ruanwo) – классический купейный вагон, самый дорогой и комфортабельный из доступных на обычных рейсах.
В скоростных поездах используются исключительно сидячие вагоны, для которых принята иная классификация:
- Класс 2 – экономичные места, расположенные в 5 рядов. Обычно бывают переполнены.
- Класс 1 – места в таком вагоне расположены в 4 ряда, что дает больше личного пространства. Кресла оборудованы подушкой, подставкой для ног и складным столиком.
- Премиум-класс – отличаются расположением сидений в 3 ряда (в каждом вагоне всего 16 мест)
- Бизнес-класс – используются только в составах класса G, отличаются наивысшей степенью комфорта и высоким уровнем цен на билеты.
Поездка из Пекина в Шанхай, расстояние между которыми превышает 1 200 км, на скоростном поезде в вагоне 2 класса обойдется примерно в 85 $.
Приобрести билеты на поезд в Китае через интернет можно с помощью сервисов China DIY Travel, China highlights и Trip.com. Только учтите, что билеты на самые популярные и загруженные направления могут быть полностью выкуплены за несколько дней до поездки, так что их бронированием лучше заняться за 5 дней до планируемого путешествия (тем более, что именно с этого срока появляется возможность купить их).
Спланировать маршрут поможет схема железных дорог Поднебесной.
Автопрокат
К сожалению, действие Венской конвенции в Китае распространяется исключительно на Макао и Гонконг. А значит, на остальной территории страны взять машину напрокат можно только при наличии временных местных прав. Получить их можно в отделениях дорожной полиции у стойки Apply temporary drive license.
Для получения местного водительского удостоверения понадобятся:
- российские права и их заверенный перевод на китайский;
- международное водительское удостоверение;
- китайская виза и бронь отеля;
- справка о регистрации временного пребывания;
- справка о прохождении медкомиссии (проходится на месте);
- фотография (можно сделать прямо в отделении).
Стоимость получения этого документа составляет 8 $.
К тому же, аренда авто в Китае потребует не только оплаты услуг прокатчика (от 10 до 50 $ в сутки), но и внесения залога за машину (от 700 до 1500 $, которые вносятся наличными или замораживаются на вашей кредитной карте) и страхового сбора (от 5 до 10 $ в день плюс 80 $ залога для уплаты штрафов в случае нарушения правил движения с вашей стороны).
Поэтому большинство туристов рекомендуют воспользоваться услугой аренды автомобиля с водителем, которая обходится в среднем в 100 $/день.
Метрополитен
В крупных городах Поднебесной метро играет примерно ту же роль, что и в мегаполисах Америки и Европы. Ведь насколько хорошо не были бы развиты наземные общественные перевозки, только метрополитен позволяет обуздать пассажиропотоки, характерные для ритма жизни современных деловых центров.
Основное отличие большинства линий китайской подземки – их относительная новизна, так как массовое строительство метро в КНР началось сравнительно недавно.
Например, в столице страны подземка (которая по состоянию на 2019 год является наиболее загруженной в мире) открылась только в 1965 году, а в Шанхае (самый длинный метрополитен в мире)– и вовсе в 1993 г.
По состоянию на 2019 год из 15 систем метро в мире с наибольшей совокупной длиной 8 находятся именно в КНР, причем первые 3 строчки этого рейтинга занимают подземки Шанхая, Пекина и Гуанчжоу. Большая часть подвижного состава во всех городах составляют современные поезда и вагоны производства китайской корпорации CRRC, находящиеся в отличном техническом состоянии.
К сожалению, далеко не все китайские мегаполисы имеют системы метрополитена, поэтому стоит знать, в каких городах есть метро:
- Гонконг;
- Гуйян;
- Гуанчжоу;
- Далянь;
- Дунгуань;
- Куньмин;
- Нанкин;
- Наньнин;
- Наньчан;
- Нинбо;
- Пекин;
- Сиань;
- Сучжоу;
- Сямынь;
- Тяньцзинь;
- Урумчи;
- Уси;
- Ухань;
- Фошань;
- Фучжоу;
- Ханчжоу;
- Харбин;
- Хэфэй;
- Цзинань;
- Циндао;
- Чанчунь;
- Чанша;
- Чжэнчжоу;
- Чунцин;
- Чэнду;
- Шанхай;
- Шицзячжуан;
- Шэньчжэнь;
- Шэньян.
В большинстве городов цена проезда определяется по принципу тарифных зон, как принято в Европе, и варьируется от 1,5 до 8 юаней (от 0,25 до 1,2 $) за исключением веток, ведущих в аэропорты, проезд в которых может стоить до 25 юаней (3,7 $).
Объявления и надписи обычно делаются на китайском и английском языках, что облегчает ориентацию. Практически все станции оборудованы подъемниками для людей на инвалидных колясках и рельефными дорожками для слабовидящих. Обозначается метрополитен иероглифами 地铁 (произносится как dìtiě).
Главное отличие принятой в Поднебесной системы оплаты метро – отсутствие проездных. Вход и выход со станций осуществляется по билетам, которые приобретаются в кассах и терминалах на входе. В некоторых городах (например Пекине) существует также универсальная бесконтактная карта, которую можно использовать для оплаты поездок во всех видах общественного транспорта, включая метро.
Основная проблема, с которой придется столкнуться гостю страны, – постоянная переполненность станций и вагонов.
Городской электротранспорт
В отличие от стандартизированных поездов и метро, китайские троллейбусы заметно отличаются в зависимости от города. В частности, в Шанхае и некоторых других городах они очень похожи на привычные россиянам. А вот в Пекине все троллейбусы оснащены аккумуляторами и преодолевают немалую часть дистанции в режиме электроавтобуса.
Оплатить проезд можно, купив электронную проездную карту (при входе ее нужно приложить к валидатору) или у кондуктора, который обычно сидит возле водителя. Стоимость проезда колеблется от 1 до 2 юаней (от 0,15 до 0,3 $). Прокатиться на троллейбусе можно в таких городах КНР:
- Гуанчжоу;
- Далянь;
- Лоян;
- Пекин;
- Тайюань;
- Ухань;
- Фэйчэн;
- Ханчжоу;
- Цзинань;
- Циндао;
- Чанчжи;
- Шанхай.
К сожалению, трамвайная система в Поднебесной находится в состоянии ликвидации и функционирует только в г. Дальянь.
Знаменитые трамваи без рельсов в Китае пока что функционируют в экспериментальном режиме и доступны только в городе Чжучжоу. На трамвай это средство передвижение похоже только внешне, являясь по сути беспилотным электроавтобусом. Его вместимость достигает 500 пассажиров, а максимальная скорость составляет 70 км/ч. В городе он перемещается по специальной «умной» разметке, которая играет роль виртуальных рельс.
Автобусы
Благодаря двойной функциональности пекинских троллейбусов они объединены с автобусами в единую сеть и ездят по одним и тем же маршрутам. Всего в городе порядка 1 200 разных маршрутов, по которым курсируют почти 30 000 автобусов. Их движение начинается в 5.00 и завершается в 23.00.
В ночное время количество маршрутов сокращается до 38.
Стоимость проезда составляет 2 юаня за первые 10 км пути и по 1 юаню за каждые следующие 5 км. Оплата производится с электронной карты с помощью валидатора или кондуктору.
На остановках висят инфостенды с номерами и расписанием движения проходящих через них автобусов. Большинство машин ходит строго по расписанию с минимальными отклонениями.
Подобная система реализована и во всех остальных городах страны. Также существует система региональных и междугородных автобусов, которые отправляются с автовокзалов.
К сожалению, заранее купить билет на автобус в Китае можно только на автовокзале – системы онлайн-бронирования в стране пока не созданы.
Услуги такси
Как и во всех странах мира, в Китае действует множество самых разных такси. Вызвать машину можно по телефону или с помощью приложений Yidao YongChe, Kuaidi One, Shenzhou Zhuanche или Didi Chuxing.
Также можно остановить свободную машину на улице: если такси свободно, на его лобовом стекле загорается сигнал или появляется флажок. Но для этого нужно стоять в месте, где разрешена остановка, иначе таксисты не будут останавливаться, опасаясь штрафа.
Чтобы избежать обмана, стоит выяснить заранее, сколько стоит такси в Поднебесной. Средняя стоимость посадки и первых 3 км пути составляет 11 юаней (1,6 $), стоимость каждого последующего километра составляет 3 юаня (0,45 $). Если ваш маршрут пройдет через платные дороги или мосты, то проезд по ним оплачивать придется вам.
Стоит проследить, чтобы ваш водитель включил счетчик. Зато если вы договоритесь с таксистом, то сможете заказать машину на весь день и получить неплохую скидку.
Учтите, что во многих городах КНР для водителей в порядке вещей подбирать попутчиков по дороге. Еще один нюанс – в стране мало англоязычных водителей, поэтому нужный вам адрес стоит заранее распечатать по-китайски или показать таксисту в своем гаджете.
Водные виды транспорта
Наиболее развит водный транспорт Китая вдоль реки Янцзы, где он представлен многочисленными туристическими теплоходами, которые отправляются с пристаней крупных городов. Еще одно популярное направление речных круизов – между Сучжоу и Ханчжоу вдоль Великого канала. Также очень популярны туристические поездки по озеру Тайху, особенно на «драконовом челне».
Развит в стране и морской транспорт: кроме круизных лайнеров, между всеми портами страны налажено регулярное пассажирское сообщение с помощью рейсовых теплоходов и паромов. Так, путешествие из Даляня в Шанхай на пароме (расстояние около 1 100 км) займет до 40 часов и обойдется в сумму от 200 до 1 000 юаней (от 30 до 150 $).
Пройдите социологический опрос!
[yop_poll id=”11″]
Необычные виды транспорта
В январе 2004 года между Шанхаем и находящимся в 30 км от него аэропортом Пудун был запущен скоростной маглев – чуть ли не самый необычный транспорт в Китае. Внешне он выглядит как поезд, вот только движется не по рельсам, а над ними. Принцип действия маглева – подъем состава над дорогой за счет сильного электромагнитного поля.
Благодаря полному отсутствию трения такой поезд может достигать скоростей порядка 600 км/ч, которые характерны скорее для самолетов, чем железных дорог. При этом, несмотря на необходимость создания сильных электрических полей, затраты энергии на работу маглева даже меньше, чем у обычных электропоездов. К тому же из-за отсутствия трения он значительно медленнее изнашивается и практически не производит шума при движении.
Стоимость проезда в этом поезде будущего составляет 50 юаней (7,4 $). Движение начинается в 6.45 и закрывается в 22.40.
Весной 2016 года второй маглев в стране был запущен в г. Чанша. Он курсирует между аэропортом и железнодорожным вокзалом, а общая длина пути составляет порядка 18,5 км. Наконец, в 2017 году третья в стране линия левитирующих поездов была интегрирована в пекинское метро. Ее длина составляет чуть более 10 км.
Наряду со сверхтехнологичными способами перемещения во многих городах доступен и такой традиционный китайский транспорт, как рикши. Конечно, тех самых рикш, которые впрягались в повозку и тащили ее силой своих ног, в наш век не встретить даже в самых отдаленных уголках Поднебесной, зато их место заняли многочисленные вело- и моторикши.
Стоимость их услуг обычно договорная и варьируется в зависимости от города, расстояния, и даже вашего внешнего вида (насколько платежеспособными вы выглядите и как много весите). В среднем за удовольствие прокатиться на велорикше придется заплатить от 3 юаней (0,45 $).
Еще один из популярных в КНР видов городского транспорта – велосипед. Его аренда обойдется до 1 юаня в час, что делает его одним из самых дешевых способов передвижения. К тому же велосипеду не страшны пробки.
Правда, далеко не все туристы готовы к передвижению на велосипеде в условиях сверхплотного трафика китайских дорог. Услуги аренды велосипеда во всей Поднебесной предлагает, например, компания Mobike.
Заключение
Система общественного транспорта КНР динамично развивается вместе с экономикой государства. В большинстве крупных городов она организована по европейскому образцу и оснащена по последнему слову техники. А вот добраться до отдаленных провинций и тем более путешествовать по ним может быть проблематично.
Из-за огромного населения страны давка в городском транспорте стала привычным явлением, а билеты на популярные межрегиональные поезда и самолеты стоит бронировать заранее.