Какой транспорт доступен в Китае

Во время подготовки к первой поездке в незнакомую страну важно уделить внимание изучению доступных в ней способов перемещения как внутри населенных пунктов, так и между ними, иначе вы можете потерять много времени и денег. Особенно это касается путешествий в такую огромную, колоритную и густозаселенную страну, как Китай. Поэтому стоит выяснить, как устроен транспорт в Китае и какие его виды доступны в разных городах.

Какой транспорт доступен в Китае

Система общественного транспорта

Несмотря на обширные территории, долгие годы транспортная система Поднебесной заметно уступала европейской. Активно развиваться она началась лишь со второй половины XX века, когда многочисленные войны, революции и перевороты в этом регионе закончились и государство стало на путь устойчивого развития.

Например, за 65 лет, прошедших со старта государственной программы строительства дорог, их общая протяженность повысилась с 80 тысяч до почти 4,5 миллионов км.

В настоящее время городской общественный транспорт в Китае является одним из самых развитых в мире – и это неудивительно, так как без него такие мегаполисы, как Пекин с населением более 21,7 миллиона человек, Шанхай (почти 25 млн чел.), Чунцин (30 млн) или Тяньцзинь (14 млн) были бы просто парализованы.

А вот междугородняя транспортная сеть отстает от США и стран Европы: несмотря на то, что на развитие инфраструктуры перевозок правительство КНР тратит порядка 9 % ВВП в год, многие регионы Поднебесной (особенно в ее северо-западной части) остаются сравнительно труднодоступными. Доходит до того, что в некоторых отдаленных сельских районах гужевой транспорт продолжает преобладать над механизированным.

Регулированием деятельности компаний-перевозчиков в КНР занимается межведомственное агентство, состоящее из представителей Министерства коммуникаций, Министерства железных дорог и Администрации гражданской авиации.

Рассмотрим подробнее наиболее распространенные виды транспорта в Китае.

Авиатранспорт

виды транспорта в КитаеПо состоянию на 2019 год в Поднебесной действуют порядка 230 коммерческих аэропортов, суммарный пассажиропоток которых составляет около 550 миллионов человек в год, из которых чуть меньше 140 миллионов – пассажиры внутренних рейсов.

В мегаполисы страны осуществляют рейсы все крупные международные авиалинии, включая «Аэрофлот». На внутренних рейсах обслуживание осуществляют в основном местные авиакомпании, самые крупные среди которых:

  • China Southern Airlines – самая крупная авиакомпания не только в Китае, но и во всей Азии. Большая часть ее бортов отправляется из Гуанчжоу и Пекина.
  • Air China – большая часть вылетов происходит из Пекина.
  • China Eastern Airlines – рейсы этой фирмы вылетают в основном из Шанхая и Пекина.
  • Hainan Airlines – ее базовый аэропорт расположен в городе Хайкоу.
  • Shandong Airlines – в отличие от предыдущих операторов, которые обслуживают и местные и международные направления. Эта компания занимается исключительно внутренними рейсами из городов Цзинань, Циндао и Яньтай.
  • Sichuan Airlines – еще одна преимущественно внутренняя компания, обслуживающая направления из городов Куньмин, Чэнду и Чунцин.
  • XiamenAir – обслуживает рейсы внутри страны, а также в Японию, Малайзию, Таиланд и Сингапур. Большинство бортов отправляется из Сямэня, Фучжоу, Уишаня и Ханчжоу.

Независимо от выбранной компании, следует помнить, что воздушный транспорт Китая до сих пор остается основным способом путешествия в отдаленные районы государства, поэтому пользуется огромной популярностью у местного населения. Так что билеты стоит бронировать заранее с помощью местных ресурсов (например Elong) или непосредственно на сайтах компаний.

Можно воспользоваться и традиционными сайтами вроде skyscanner.com, однако опытные путешественники в своих отзывах утверждают, что международные сайты часто показывают завышенные цены на рейсы внутри КНР.

И будьте готовы к частым задержкам внутренних рейсов и обязательной оплате аэропортового сбора в 50 юаней (7,4 $). С его учетом перелет из Пекина в Шанхай обойдется вам примерно в 340 $. Стоимость того же перелета в бизнес-классе будет примерно на 30 % дороже, а если вы захотите лететь первым классом, будьте готовы заплатить на 50 % больше.

Железные дороги

Железные дороги – самый популярный межрегиональный наземный транспорт Китая, охватывающий практически всю территорию страны. Их оператором является госкомпания China Railways.

Общая протяженность путей приближается к отметке в 125 000 км. По этому показателю Поднебесная занимает третье место в мире, уступая лишь США и РФ. При этом в государстве ведется активное строительство современных скоростных и сверхскоростных линий, по которым курсируют поезда со скоростью до 350 км/ч.  Общая протяженность таких линий достигает 30 000 км, что является мировым рекордом.

как устроен транспорт в Китае

Стоимость билетов на железнодорожный транспорт в Китае зависит не только от расстояния, но и от выбранного класса поезда и вагона. В настоящее время в стране действует такая классификация поездов:

Название классаОсобенностиСредняя скорость, км/ч
KОбычные поезда, которые делают остановки на всех станциях пути120
TЭкспрессы140
ZПрямые рейсы без остановок или с остановками только в крупных городах160
CРегиональные скоростные маршруты200
DОбычные скоростные составы250
GСверхскоростные поезда премиум-класса350

В обычных составах по комфортности вагоны делятся на:

  • YZ (Yingzuo) – 110-местный общий вагон с жесткими сиденьями, наиболее экономичный и популярный среди местного населения. Поэтому не редкость, когда они набиты не только сидящими, но и стоящими пассажирами.
  • RZ (Ruanzuo) – по планировке эти вагоны похожи на предыдущий класс, но сиденья в них обтянуты мягкой тканью, поэтому билеты обходятся дороже и людей в них обычно намного меньше.
  • YW (Yingwo) – привычный плацкарт с 66 спальными местами в вагоне, расположенными в три эшелона. На удивление достаточно просторны и комфортабельны, но билет в них стоит в среднем в 2 раза дороже, чем в вагон категории YZ.
  • RW (Ruanwo) – классический купейный вагон, самый дорогой и комфортабельный из доступных на обычных рейсах.

В скоростных поездах используются исключительно сидячие вагоны, для которых принята иная классификация:

  • Класс 2 – экономичные места, расположенные в 5 рядов. Обычно бывают переполнены.
  • Класс 1 – места в таком вагоне расположены в 4 ряда, что дает больше личного пространства. Кресла оборудованы подушкой, подставкой для ног и складным столиком.
  • Премиум-класс – отличаются расположением сидений в 3 ряда (в каждом вагоне всего 16 мест)
  • Бизнес-класс – используются только в составах класса G, отличаются наивысшей степенью комфорта и высоким уровнем цен на билеты.

Поездка из Пекина в Шанхай, расстояние между которыми превышает 1 200 км, на скоростном поезде в вагоне 2 класса обойдется примерно в 85 $.

Приобрести билеты на поезд в Китае через интернет можно с помощью сервисов China DIY Travel, China highlights и Trip.com. Только учтите, что билеты на самые популярные и загруженные направления могут быть полностью выкуплены за несколько дней до поездки, так что их бронированием лучше заняться за 5 дней до планируемого путешествия (тем более, что именно с этого срока появляется возможность купить их).

Спланировать маршрут поможет схема железных дорог Поднебесной.

схема железных дорог Поднебесной

Автопрокат

К сожалению, действие Венской конвенции в Китае распространяется исключительно на Макао и Гонконг. А значит, на остальной территории страны взять машину напрокат можно только при наличии временных местных прав. Получить их можно в отделениях дорожной полиции у стойки Apply temporary drive license.

Для получения местного водительского удостоверения понадобятся:

Стоимость получения этого документа составляет 8 $.

К тому же, аренда авто в Китае потребует не только оплаты услуг прокатчика (от 10 до 50 $ в сутки), но и внесения залога за машину (от 700 до 1500 $, которые вносятся наличными или замораживаются на вашей кредитной карте) и страхового сбора (от 5 до 10 $ в день плюс 80 $ залога для уплаты штрафов в случае нарушения правил движения с вашей стороны).

Поэтому большинство туристов рекомендуют воспользоваться услугой аренды автомобиля с водителем, которая обходится в среднем в 100 $/день.

Метрополитен

В крупных городах Поднебесной метро играет примерно ту же роль, что и в мегаполисах Америки и Европы. Ведь насколько хорошо не были бы развиты наземные общественные перевозки, только метрополитен позволяет обуздать пассажиропотоки, характерные для ритма жизни современных деловых центров.

Основное отличие большинства линий китайской подземки – их относительная новизна, так как массовое строительство метро в КНР началось сравнительно недавно.

Например, в столице страны подземка (которая по состоянию на 2019 год является наиболее загруженной в мире) открылась только в 1965 году, а в Шанхае (самый длинный метрополитен в мире)– и вовсе в 1993 г.

По состоянию на 2019 год из 15 систем метро в мире с наибольшей совокупной длиной 8 находятся именно в КНР, причем первые 3 строчки этого рейтинга занимают подземки Шанхая, Пекина и Гуанчжоу. Большая часть подвижного состава во всех городах составляют современные поезда и вагоны производства китайской корпорации CRRC, находящиеся в отличном техническом состоянии.

К сожалению, далеко не все китайские мегаполисы имеют системы метрополитена, поэтому стоит знать, в каких городах есть метро:

В большинстве городов цена проезда определяется по принципу тарифных зон, как принято в Европе, и варьируется от 1,5 до 8 юаней (от 0,25 до 1,2 $) за исключением веток, ведущих в аэропорты, проезд в которых может стоить до 25 юаней (3,7 $).

Объявления и надписи обычно делаются на китайском и английском языках, что облегчает ориентацию. Практически все станции оборудованы подъемниками для людей на инвалидных колясках и рельефными дорожками для слабовидящих. Обозначается метрополитен иероглифами 地铁 (произносится как dìtiě).

Главное отличие принятой в Поднебесной системы оплаты метро – отсутствие проездных. Вход и выход со станций осуществляется по билетам, которые приобретаются в кассах и терминалах на входе. В некоторых городах (например Пекине) существует также универсальная бесконтактная карта, которую можно использовать для оплаты поездок во всех видах общественного транспорта, включая метро.

Основная проблема, с которой придется столкнуться гостю страны, – постоянная переполненность станций и вагонов.

Городской электротранспорт

 китайские троллейбусыВ отличие от стандартизированных поездов и метро, китайские троллейбусы заметно отличаются в зависимости от города. В частности, в Шанхае и некоторых других городах они очень похожи на привычные россиянам. А вот в Пекине все троллейбусы оснащены аккумуляторами и преодолевают немалую часть дистанции в режиме электроавтобуса.

Оплатить проезд можно, купив электронную проездную карту (при входе ее нужно приложить к валидатору) или у кондуктора, который обычно сидит возле водителя. Стоимость проезда колеблется от 1 до 2 юаней (от 0,15 до 0,3 $). Прокатиться на троллейбусе можно в таких городах КНР:

  • Гуанчжоу;
  • Далянь;
  • Лоян;
  • Пекин;
  • Тайюань;
  • Ухань;
  • Фэйчэн;
  • Ханчжоу;
  • Цзинань;
  • Циндао;
  • Чанчжи;
  • Шанхай.

К сожалению, трамвайная система в Поднебесной находится в состоянии ликвидации и функционирует только в г. Дальянь.

Знаменитые трамваи без рельсов в Китае пока что функционируют в экспериментальном режиме и доступны только в городе Чжучжоу. На трамвай это средство передвижение похоже только внешне, являясь по сути беспилотным электроавтобусом. Его вместимость достигает 500 пассажиров, а максимальная скорость составляет 70 км/ч. В городе он перемещается по специальной «умной» разметке, которая играет роль виртуальных рельс.

Автобусы

Благодаря двойной функциональности пекинских троллейбусов они объединены с автобусами в единую сеть и ездят по одним и тем же маршрутам. Всего в городе порядка 1 200 разных маршрутов, по которым курсируют почти 30 000 автобусов. Их движение начинается в 5.00 и завершается в 23.00.

В ночное время количество маршрутов сокращается до 38.

Стоимость проезда составляет 2 юаня за первые 10 км пути и по 1 юаню за каждые следующие 5 км. Оплата производится с электронной карты с помощью валидатора или кондуктору.

На остановках висят инфостенды с номерами и расписанием движения проходящих через них автобусов. Большинство машин ходит строго по расписанию с минимальными отклонениями.

Подобная система реализована и во всех остальных городах страны. Также существует система региональных и междугородных автобусов, которые отправляются с автовокзалов.

К сожалению, заранее купить билет на автобус в Китае можно только на автовокзале – системы онлайн-бронирования в стране пока не созданы.

Услуги такси

Как и во всех странах мира, в Китае действует множество самых разных такси. Вызвать машину можно по телефону или с помощью приложений Yidao YongChe, Kuaidi One, Shenzhou Zhuanche или Didi Chuxing.

Также можно остановить свободную машину на улице: если такси свободно, на его лобовом стекле загорается сигнал или появляется флажок. Но для этого нужно стоять в месте, где разрешена остановка, иначе таксисты не будут останавливаться, опасаясь штрафа.

Чтобы избежать обмана, стоит выяснить заранее, сколько стоит такси в Поднебесной. Средняя стоимость посадки и первых 3 км пути составляет 11 юаней (1,6 $), стоимость каждого последующего километра составляет 3 юаня (0,45 $). Если ваш маршрут пройдет через платные дороги или мосты, то проезд по ним оплачивать придется вам.

Стоит проследить, чтобы ваш водитель включил счетчик. Зато если вы договоритесь с таксистом, то сможете заказать машину на весь день и получить неплохую скидку.

Учтите, что во многих городах КНР для водителей в порядке вещей подбирать попутчиков по дороге. Еще один нюанс – в стране мало англоязычных водителей, поэтому нужный вам адрес стоит заранее распечатать по-китайски или показать таксисту в своем гаджете.

Водные виды транспорта

автобус в КитаеНаиболее развит водный транспорт Китая вдоль реки Янцзы, где он представлен многочисленными туристическими теплоходами, которые отправляются с пристаней крупных городов. Еще одно популярное направление речных круизов – между Сучжоу и Ханчжоу вдоль Великого канала. Также очень популярны туристические поездки по озеру Тайху, особенно на «драконовом челне».

Развит в стране и морской транспорт: кроме круизных лайнеров, между всеми портами страны налажено регулярное пассажирское сообщение с помощью рейсовых теплоходов и паромов. Так, путешествие из Даляня в Шанхай на пароме (расстояние около 1 100 км) займет до 40 часов и обойдется в сумму от 200 до 1 000 юаней (от 30 до 150 $).

Пройдите социологический опрос!

[yop_poll id=”11″]

Необычные виды транспорта

В январе 2004 года между Шанхаем и находящимся в 30 км от него аэропортом Пудун был запущен скоростной маглев – чуть ли не самый необычный транспорт в Китае. Внешне он выглядит как поезд, вот только движется не по рельсам, а над ними. Принцип действия маглева – подъем состава над дорогой за счет сильного электромагнитного поля.

Благодаря полному отсутствию трения такой поезд может достигать скоростей порядка 600 км/ч, которые характерны скорее для самолетов, чем железных дорог. При этом, несмотря на необходимость создания сильных электрических полей, затраты энергии на работу маглева даже меньше, чем у обычных электропоездов. К тому же из-за отсутствия трения он значительно медленнее изнашивается и практически не производит шума при движении.

Стоимость проезда в этом поезде будущего составляет 50 юаней (7,4 $). Движение начинается в 6.45 и закрывается в 22.40.

Весной 2016 года второй маглев в стране был запущен в г. Чанша. Он курсирует между аэропортом и железнодорожным вокзалом, а общая длина пути составляет порядка 18,5 км. Наконец, в 2017 году третья в стране линия левитирующих поездов была интегрирована в пекинское метро. Ее длина составляет чуть более 10 км.

Наряду со сверхтехнологичными способами перемещения во многих городах доступен и такой традиционный китайский транспорт, как рикши. Конечно, тех самых рикш, которые впрягались в повозку и тащили ее силой своих ног, в наш век не встретить даже в самых отдаленных уголках Поднебесной, зато их место заняли многочисленные вело- и моторикши.

Стоимость их услуг обычно договорная и варьируется в зависимости от города, расстояния, и даже вашего внешнего вида (насколько платежеспособными вы выглядите и как много весите). В среднем за удовольствие прокатиться на велорикше придется заплатить от 3 юаней (0,45 $).

Еще один из популярных в КНР видов городского транспорта – велосипед. Его аренда обойдется до 1 юаня в час, что делает его одним из самых дешевых способов передвижения. К тому же велосипеду не страшны пробки.

Правда, далеко не все туристы готовы к передвижению на велосипеде в условиях сверхплотного трафика китайских дорог. Услуги аренды велосипеда во всей Поднебесной предлагает, например, компания Mobike.

Заключение

Система общественного транспорта КНР динамично развивается вместе с экономикой государства.  В большинстве крупных городов она организована по европейскому образцу и оснащена по последнему слову техники. А вот добраться до отдаленных провинций и тем более путешествовать по ним может быть проблематично.

Из-за огромного населения страны давка в городском транспорте стала привычным явлением, а билеты на популярные межрегиональные поезда и самолеты стоит бронировать заранее.

Скоростной поезд в Китае: Видео

Adblock
detector