Латвия исторически была ключевым транспортным узлом на пути из Северной Европы в Азию. Удобное расположение на побережье Балтийского моря и хорошие дороги традиционно играли важную роль для страны, которая после интеграции с ЕС окончательно утвердила европейский вектор развития транспортной системы. Сегодня транспорт в Латвии ─ это прежде всего сеть автомобильных, железных дорог и связанная с ними инфраструктура, а также морские и авиационные порты, модернизации которых в соответствии с современными международными стандартами уделяется огромное внимание.
Структура общественного транспорта Латвии постепенно избавляется от постсоветского наследия, но действительно инновационных проектов даже в ближайшей перспективе нет. Тем не менее транспортные возможности покрывают потребности граждан страны и многочисленных туристов, прибывающих посмотреть на прибалтийскую жемчужину из различных уголков мира.
Кстати, многие из них интересуются, есть ли в Риге метро. К сожалению, идея строительства рижского метрополитена так и не была реализована.
В Латвии представлены практически все известные на сегодня виды общественного транспорта: автобусы, трамваи¸ троллейбусы, городские электрички, маршрутные и легковые такси. Все они удобны, вызывают уважение, а что касается дальнейших перспектив, то, видимо, развитие потребует больше сил и терпения латышей, чем предполагалось.
Трамваями могут похвастаться три латышских города: Рига, Даугавпилс и Лиепая. Рижский трамвай является одним из старейших в Европе, если учитывать историю конки. В этом году ему исполняется 137 лет.
Столичная трамвайная сеть ─ крупнейшая в стране. Включает 8 маршрутов, а парк насчитывает 252 вагона.
В настоящее время эксплуатируются вагоны чешской компании Škoda Т3А и Т6В5 сине-белой раскраски. С 2010 года парк пополняется подвижным составом с новыми трех- и четырехсекционными вагонами с пониженным уровнем пола серии 15T. Увидеть подобные, к примеру, можно в Санкт-Петербурге.
В Даугавпилсе всего три маршрута общей протяженностью около 27 км.
В парке 48 вагонов Рижского, Усть-Катавского вагоностроительных заводов и чешской «Татры». К 2020 году планируется построить новый маршрут, который свяжет центр города с районом Новый Форштадт. Расписание доступно на satiksme.daugavpils.lv (есть русский язык).
В Лиепая имеется одна двусторонняя линия протяженность около 13 км, проходящая через город с северо-востока на юго-запад. Но это старейшая линия трамвая на электрической тяге в странах Балтии (введена в 1899 году).
С новостями и актуальной информацией для пассажиров можно познакомиться на сайте liepajas-tramvajs.lv (доступен только латышский язык).
Местный трамвай отличается использованием узкой колеи (1000 мм). В отличие от других трамвайных латвийских систем, где используются штанговые токоприемники, здесь в ходу традиционные пантографы. В парке вагоны производства «Татра».
Сцепки не практикуются, в будние дни курсируют не более десяти вагонов, что позволяет поддерживать интервал движения 7 минут. В выходные ─ восемь вагонов с интервалом 8 минут.
Трамваи и троллейбусы в латвийских городах начинают ходить в 05.30 утра, а заканчивают около 00.00. Точное расписание общественного транспорта в Риге можно найти на saraksti.rigassatiksme.lv. В любом городе расписание с расчетным временем прибытия очередного транспорта висит непосредственно на остановке.
Автобус – наиболее распространенный и самый популярный вид транспорта в стране. Помимо транзитных и международных рейсов, автобусное сообщение связывает подавляющее большинство населенных пунктов Латвии.
Общая протяженность автодорог превышает 74 тыс. км.
Основная часть междугородних и международных автобусов отправляется с Рижского автовокзала, расположенного на ул. Прагас, 1. Подробно ознакомиться с расписанием и тарифами можно на сайте вокзала www.autoosta.lv (поддерживается русский язык).
В Юрмалу ходят только маршрутные такси, которые имеются в каждом латвийском городе. Стоимость проезда по городу, как правило, такая же, как и на остальном городском транспорте. Проезд оплачивается непосредственно водителю при посадке.
Городской транспорт Риги, а также движение городских автобусов в крупных городах Латвии строго регламентированы расписанием. На сайтах, указанных выше, можно без труда выбрать маршрут и получить всю интересующую информацию.
В столице имеется возможность воспользоваться услугами ночных и экскурсионных маршрутов. В Риге работают шестьдесят маршрутов, в Даугавпилсе и Лиепая ─ примерно по тридцать.
В автобусных парках преимущественно новые и современные машины Solaris Urbino, Volvo и микроавтобусы Mercedes, оснащенные всем необходимым для комфорта пассажиров.
Латвийская железная дорога обслуживается национальной государственной компанией Latvijas dzelzceļš (есть сайт на русском языке www.pv.lv/ru). Железнодорожная сеть страны включает 2 263 км путей с колеей 1 520 мм. Основная статья дохода ─ пассажирские перевозки, за которые отвечает дочернее предприятие Pasažieru Vilciens.
Электрифицировано лишь чуть более 10 % путей (используется 249 км). В настоящее время эксплуатируются 4 электрифицированных линии, по которым ходят поезда серии ЭР:
Для международных пассажирских перевозок в Москву, Минск, Санкт-Петербург используется тепловоз ТЭП70. На маршруте в Валгу (пограничная станция, где возможна пересадка на поезда в Тарту и Таллинн) курсирует дизельный ДР1А.
Поезд Вильнюс—Санкт-Петербург в Ригу не заходит, но следует через Резекне, Карсава и Даугавпилс, где объединяется с составом Рига—Санкт-Петербург.
С 2016 года введено зонирование тарифов поездов на маршрутах из Риги в Скулте, Елгаву, Тукумс, Сигулду и Айзкраукле. На каждом направлении предусмотрено пять зон (A, B, C, D и E).
Два вида промежуточных зон делают короткие поездки с пересечением границ зон более дешевыми.
Общий парк официальных операторов такси превышает 5 тысяч машин. Деятельность такси в Латвии регулируется государством. Лицензирование обязательно.
Желающий работать водителем вносится в специальный регистр. Автомобили получают особые регистрационные знаки, удовлетворяют общим требованиям правил перевозки, принятым в ЕС.
Заказать машину можно по телефону либо с помощью мобильного приложения. Компаний, предоставляющих услуги, и агрегаторов здесь предостаточно. В том числе доступны Taxify, “Яндекс.Такси” и Uber.
В Риге работает единая служба вызова такси: +371-88-08. Некоторые перевозчики предоставляют услугу «трезвый водитель».
Есть компания, в которой водителями работают исключительно девушки (Lady Taxi).
Тарифная политика также регулируется государством, предусмотрена оплата по счетчику. Водители обязательно проходят медицинские проверки перед выездом на линию, регулярно сдают экзамены на знание ПДД, всегда носят униформу. Чаевые берут в пределах одного евро.
Небольшая удаленность от столицы предоставляет идеальный вариант для начала путешествия по Европе.
Небольшие пассажирские аэропорты есть также в Лиепае и Вентспилсе, которые используются в летний период национальной компанией Air Baltic. Однако сезонное расписание для них нестабильно и его следует уточнять на официальном сайте www.airbaltic.com.
В стране 300 км водных путей, доступных для судоходства круглый год, благодаря чему паромы в Латвии необычайно популярны. Кроме того, имеется восемь действующих морских портов, крупнейшими из которых являются:
Первый является наиболее оживленным в странах Балтии, поскольку задействован в экспортной цепочке российской нефти и каменного угля. Кроме того, здесь работают две регулярные паромные переправы, обслуживаемые компанией Stena Line:
С интересующими туристов деталями можно ознакомиться на сайте www.portofventspils.lv.
Рижский пассажирский порт хорош тем, что отсюда каждый день отходит паром в Стокгольм эстонской компании Tallink. Грузовое подразделение ориентировано на импорт.
Детали можно найти на сайте порта www.rop.lv и оператора паромного сообщения www.tallink.lv.
Лиепайский порт занят по большей мере транзитными грузовыми перевозками (ориентирован на экспорт), поэтому туристам мало интересен.
Аренда авто в Латвии ничем не отличается от проката в других развитых странах. Требования примерно те же:
Отличием являются требования для найма элитных автомобилей. Возраст водителя должен быть не меньше 25, а стаж ─ трех лет. Стоимость услуг варьируется от 40 евро в день и до нескольких тысяч, в зависимости от престижности и класса авто. Понадобится банковская карточка с суммой, равной размеру депозита, который здесь входит в число обязательных требований.
Базовая страховка (аналог ОСАГО) включена по определению. Есть возможность дополнительного страхования на все случаи жизни.
Как и везде, доступно онлайн-бронирование. Здесь работают компании, пользующиеся доверием миллионов клиентов в других странах мира. Уже в рижском аэропорту вас сразу встретят несколько офисов.
Прочие условия аренды, например, касающиеся возврата и оплаты, как правило, стандартные ─ европейские.
Помимо правил дорожного движения, стоит учесть стоимость парковки с учетом зонирования. Самая дорогая — зона R в Старой Риге:
Приводим схемы общественного транспорта крупнейших городов страны.
Естественно, наибольший интерес вызывает карта транспорта Риги, ведь именно в латвийскую столицу направляется основной поток туристов. Общей схемы найти не получилось, поэтому мы представили для каждого вида транспорта отдельную. Самая сложная и обширная ─ это схема автобусных маршрутов.
Видно, что город буквально испещрен линиями и названиями
остановок, чем и объясняется высокая популярность автобусов в латвийской столице. На следующей схеме – сеть трамвайных линий, соединяющая наиболее густонаселенные районы города.На третьей можно изучить сеть троллейбусных маршрутов, которые дополняют две предыдущих, формируя общую картину достаточности транспортного сообщения.
В Даугавпилсе схемы значительно проще. Для автобусных маршрутов от выглядит так:
Трамвайные линии второго по размерам латвийского города представлены на следующей картинке.
Схема движения автобусов в Лиепае не отличается сложностью. Ознакомиться с маршрутами можно на фото ниже.
Здесь красным цветом указаны вечерние и сезонные маршруты, синим ─ основные.
В Вентспилсе с городскими маршрутами поможет разобраться следующая схема.
На сайте www.1188.lv/ru/transport есть удобный планировщик маршрута, который предназначен специально для гостей республики. Примерно такой же имеется на портале рижского транспорта (ссылку ищите выше). Но функций здесь гораздо больше. В частности, можно изучить карту остановок.
Наша рекомендация ─ сесть на экскурсионный автобус в Риге и получить полное удовольствие от комфортабельного красного двухэтажного автобуса и аудиогида, вещающего на русском. На сайте www.citytour.lv можно найти расписание, выбрать один из трех маршрутов, ознакомиться с порядком цен (сейчас это € 15 или 10 латов) и забронировать билет.
Но в Латвии много и других достойных посещения мест:
Использование бумажных билетов не представляет сложности. Купить их можно в киосках печати, на остановках, у водителей.
В столице действуют особые правила. Перед тем как оплачивать общественный транспорт в Риге, необходимо выбрать оптимальный вариант билета и загрузить его на Э-талон (смарт-карта), общий для всех видов рижского транспорта.
Таких «носителей» средств оплаты существует несколько разновидностей: персонифицированный, неперсонифицированный (синий) и желтый ─ для тех, кто редко пользуется транспортом.
Самые простые смарт-карты выдаются бесплатно, а пополнить их можно в билетных автоматах, киосках Narvesen, отделениях Latvijas Pasts (почта), точках продаж Rīgas satiksme. При посадке в общественный транспорт билет прикладывается к считывающему устройству, которое должно быть во всех рижских автобусах, троллейбусах и трамваях.
Стоимость транспорта в Риге не самая демократичная:
Электронный билет действителен в течение 12 месяцев с момента приобретения, за исключением случаев, когда меняется тариф или аннулируется вид выбранного билета. Приобретаемые у водителя билеты на общественный транспорт в Риге стоят 2 евро.
Стоимость проезда на трамвае в Даугавпилсе – 0,5 евро (билет на выходные зеленого цвета стоит вдвое дешевле).
В Лиепае билет оценивается следующим образом:
С 1 марта 2019 года АО «Пасажиеру вилциенс», управляющее пассажирскими железнодорожными перевозками, подняло размер штрафа за безбилетный проезд в поездах с 10–15 до 25 евро. Штраф за провоз багажа сверх нормы или животных останется прежним ─ 5 евро.
Штраф за проезд без билета в городских автобусах, на трамвае и троллейбусе сегодня составляет 20 евро. На междугородных автобусных рейсах размер наказания увеличен до 22–25 евро в зависимости от перевозчика (размер определяется на договорных условиях).
Латвия ─ это Европа не только географически или в плане принадлежности к Евросоюзу. Высокий уровень культуры ─ общечеловеческой, бытовой, общения и обслуживания здесь буквально витает в воздухе. Все это в полной мере касается и транспортной системы страны, хотя понятие «высокий» в данном случае применимо не только к качеству, но и стоимости проезда.
Рижский транспорт, как и подобает транспорту любой европейской столицы, представлен всеми возможными видами средств передвижения: трамваями, троллейбусами, автобусами, поездами, такси и даже катерами, так как город стоит на реке Даугава. Ну, а тем, кто любит покрутить педали на свежем воздухе, путешествуя по улицам Старой Риги, предоставляется прокат велосипедов.
Планируете заграничное путешествие? Не забудьте про туристическую страховку! Она станет вашим надежным помощником в случае…
Один из самых увлекательных способов исследовать Россию - это пешие прогулки. Это позволит вам полностью…
Эстония, маленькая страна на побережье Балтийского моря, привлекает туристов своей уникальной культурой, красивой природой и…
Россия - это не только огромная территория, но и невероятное разнообразие природы, культуры и истории.…
Сегодня, в эпоху глобализации и сверхсвязности, многие русские ищут новые возможности за пределами своей родины.…
Мир меняется, и многие люди в России задумываются о переезде в другую страну. Причин может…