Варшавское метро: молодость старого города

Метро в Варшаве (по-польски Metro Warszawskie) ─ одно из новейших в Европе и единственное в Польше. Это красивое современное сооружение, обладающее всеми необходимыми атрибутами безопасности и инновационными технологиями, упрощающими его использование. Сегодня это один из самых удобных видов транспорта в польской столице – ежедневно варшавским метрополитеном пользуется до 400 тысяч человек, которые ценят личное время и комфорт. Каждый год столичная подземка перевозит свыше 140 млн. поляков и иностранцев.

Метро в Варшаве

История варшавской подземки

Многие туристы даже не задаются вопросом, есть ли в Варшаве метро. И напрасно – данный вид транспорта позволяет быстро и сравнительно недорого передвигаться по большому городу.

Следует отметить, что метрополитен в польской столице планировали построить еще после окончания Первой мировой войны. Самый первый проект был представлен в 1918 году, когда польское государство вновь появилось на европейских картах, однако он так и не был реализован из-за экономических проблем.

Еще раз к этому вопросу польское правительство вернулось в 30-х годах прошлого века, когда было запланировано строительство двух линий метро. Работы начались в 1938 году, однако завершить их не позволила Вторая мировая. Сегодня тоннели недостроенного тогда метро превращены в винные погреба.

В 50-е годы возникла острая потребность в глубоком метрополитене, пересекающем Вислу и способном, согласно планам Сталина, служить для скрытой переброски войск. Но воплотить эти планы в жизнь помешала смерть вождя народов.

В силу разных причин приступить к строительству подземки Польша не могла до 1982 года. В результате варшавский метрополитен открылся совсем недавно – 28 марта 1995 года.

Архитектурно-строительные решения

Строительство первой линии в южной части города, начавшееся в конце 1983 года, велось открытым способом. Такой же метод использовался в дальнейшем практически везде, где позволяли условия. Станции первой очереди строились по советским стандартам:

  • длина платформы составляла 120 м, что давало возможность принимать поезда, состоящие из шести вагонов;
  • технические помещения располагались в туннелях перед и за станцией;
  • на перегонах и станциях использовались герметичные стальные ворота большой толщины;
  • усиленная конструкция туннелей, станций и вспомогательных помещений и оснащение их системами жизнеобеспечения предусматривала возможность использования метро в качестве бомбоубежища.

Концепцию архитектурного и художественного оформления метрополитена разрабатывали польские архитекторы при активном участии советских метростроевцев, поэтому первым станциям польской подземки были присущи черты соцреализма с некоторой долей местного колорита.

Нехватка денег в 90-е заставила строителей пересмотреть архитектурные проекты большинства станции в сторону упрощения. В результате вместо подземных дворцов, планировавшихся вначале, появились павильоны с минимумом отделки. В дальнейшем дизайн столичной подземки совершенно не напоминал о помпезном советском стиле, хотя для отделки некоторых станций все же использовалась характерная для него керамическая плитка. Метро у поляков получилось яркое, светлое, оригинальное и уютное.

Подвижной состав варшавского метро

Изначально подвижной состав был исключительно советского производства. В 1990 году в качестве подарка Польше от СССР прибыли первые 10 вагонов Мытищинского машиностроительного завода. Однако после распада Союза ждать еще 80 требующихся не было смысла. Очередная партия из 32 единиц, заказанных на петербургском «Вагонмаше», прибыла в Польшу лишь в 1994 году, еще 18 были поставлены в 1997-м.

Подвижной состав варшавского метро

Более современные, модернизированные вагоны метро Варшавы, приобретенные Польшей у французской фирмы Alstom в количестве 108 единиц, появились в 1998 году. Еще 30 вагонов для удлинения составов были заказаны на Мытищинском заводе в 2006-м, а в следующем году 20 – на «Вагонмаше» В 2009-м питерский завод получил заказ еще на одну партию вагонов. В ходе выполнения этого заказа российские вагоны дорабатывались до европейских стандартов, оснащались дополнительным оборудованием и скамейками с мягкими подушками и спинками.

На тот момент из сорока поездов 18 были французской сборки, а 22 – российской. С 2012 года в Польшу начались поставки поездов Siemens Inspiro, которые используются на второй, самой новой линии варшавского метро.

Сегодня все вагоны варшавской подземки оборудованы табло с объявлением текущей станции и камерами видеонаблюдения, в них используется довольно интересная конструкция поручней. Кстати, табло на станциях информируют не только о времени прибытия следующего поезда, но сообщают о том, какой будет подан состав.

Часы работы и стоимость билетов

Варшавский метрополитен начинает работу в пять часов утра, а прекращает в час ночи. В пятницу и субботу время работы увеличено на два часа – до 03.00 утра.

Билетные автоматы

Стоимость метро в Варшаве привязана к цене на проезд в других видах муниципального транспорта.

Единый билет позволяет пользоваться автобусом, трамваем и метро. Приобрести его можно в специальном автомате при входе на станцию, в автобусе, трамвае или на остановках.

Говоря о том, сколько стоит метро в Варшаве, то есть, сколько придется заплатить за поездку, следует отметить, что это зависит не от количества поездок, как, например, в Москве, а от их продолжительности. Самый дешевый билет – на 20 минут – обойдется в 3,4, а на 75 минут ─ в 4,4 злотых. Это примерно 0,8 и 1 евро соответственно или 600 и 780 российских рублей. Дорога во вторую зону (самая окраина города) обойдется в 7 злотых.

В Варшаве есть возможность купить краткосрочный или долгосрочный электронный билет на все виды транспорта:

  • суточный;
  • недельный;
  • на один или три месяца;
  • действующий в одной или обеих зонах;
  • на одного человека;
  • групповой.

Стоимость варьируется от 15 до 536 злотых.

Привычный для нас жетон в метро Варшавы вы не увидите – для входа здесь используются одноразовые талоны, которые изготовлены из плотной мелованной бумаги. Их можно приобрести в билетных автоматах, в которых доступен выбор нескольких языков, в том числе русского.

Автомат принимает как бумажные деньги, так и пластиковые карты, причем карту даже не нужно вставлять в автомат – достаточно просто приложить ее к считывающему устройству.

Приобретенный талон нужно вставить в турникет-валидатор, который пробьет на нем время входа и отметит время окончания валидности на его обратной стороне.

Карта метрополитена

Сравнительно небольшая схема метро Варшавы на карте города появилась сразу после его открытия. Первая его ветка, которая со временем связала север и юг польской столицы, включала всего 11 станций на участке «Кабаты ─ Политехника». А вот восток и запад города в течение целых 25 лет оставались разделенными Вислой – не случайно поляки шутят, что их метро строилось четверть века (хотя на самом деле ─ сто лет). По первому участку второй линии первые поезда пошли лишь в 2008 году.

схема метро Варшавы

Говоря о том, сколько станций метро в Варшаве, отметим, что сегодня их насчитывается 28. Однако у мэра польской столицы имеются грандиозные планы расширения метрополитена – тендер на восемь станций в западном, а также по шесть в северо-восточном и юго-восточном направлениях уже объявлен. Строительство должно начаться в 2019 году. Первые шесть новых станций планируется ввести в эксплуатацию уже к 2022 году.

Линия M1

Старая «синяя» ветка метро в настоящее время включает 21 станцию и соединяет северную и южную окраины польской столицы. Изначально планировалось строительство еще двух станций, однако от этих намерений решили отказаться. Таким образом, карта метро Варшавы в направлении с севера на юг выглядит так:

  1. Mlociny (Млочины).
  2. Wawrzyszew (Вавжишев).
  3. Stare Bielany (Старе Биеланы).
  4. Slodowiec (Слодовец).
  5. Marymont (Марымонт).
  6. Plac Wilsona (Плац Вильсона).
  7. Dworzec Gdanski (Дворжец Гданьски).
  8. Ratusz Arsenal (Ратуш Арсенал).
  9. Swietokrzyska (Свентокшиска) ─ узловая, где пересекаются обе линии, и единственная, где возможна пересадка.
  10. Centrum (Центрум) ─ именно здесь находится выход на центральный вокзал польской столицы. Кстати, не так далеко от железнодорожного расположен и автовокзал Заходня, однако чтобы добраться до него, придется воспользоваться наземным транспортом.
  11. Politechnika (Политехника).
  12. Pole Mokotowskie (Поле Мокотовские).
  13. Raclawicka (Рацлавицка).
  14. Wierzbno (Вежбно).
  15. Wilanowska (Виляновска).
  16. Sluzew (Служев).
  17. Ursynow (Урсынов).
  18. Stoklosy (Стоклосы).
  19. Imielin (Имиелин).
  20. Natolin (Натолин).
  21. Kabaty (Кабаты).

Линия M2

Вторая – «красная» ветка соединяет западные и восточные кварталы польской столицы. В этом направлении расположены следующие станции метро Варшавы:

  1. Dworzec Wilenski (Дворжец Виленьски).
  2. Stadion Narodowy (Стадион Народовы).
  3. Centrum Nauki Kopernik (Центрум Науки Коперник).
  4. Nowy Swiat-Uniwersytet (Новы Свят-Универсытет).
  5. Swietokrzyska (Свентокшиска).
  6. Rondo ONZ (Рондо ОНЗ).
  7. Rondo Daszynskiego (Рондо Дашиньскиего).

Маршрут передвижения по Варшаве

Безусловно, перечень станций метрополитена не дает полного представления обо всех возможностях городской транспортной инфраструктуры. А в Варшаве она развита по европейским меркам весьма неплохо.

Оптимальный маршрут передвижения можно спланировать заранее, если воспользоваться специально созданным для этого интерактивным сервисом «Jak dojade» («Как добраться»).

Для этого нужно войти на сайт jakdojade.pl/warszawa/rozklad-jazdy, выбрать город, язык, вкладку “Trasa” (в переводе на русский – маршрут) и буквально проложить дорогу на карте двумя кликами. Регистрация на сайте не обязательна. Необходимо лишь задать начальный и конечный пункты, а система сама предложит доступные варианты с расписанием движения и количеством времени, оставшегося до отправления автобуса или трамвая.

Сервис очень удобен и работает безукоризненно, причем не только в Варшаве. Во вкладке “Rozklady” можно ознакомиться с расписанием и маршрутами городского транспорта.

В заключение

Варшава ─ красивый европейский город с богатой историей. Здесь есть на что посмотреть и чем заняться путешественнику. Причем передвигаться по городу совершенно несложно, а самым удобным способом для этого является метро. Дело в том, что скорость передвижения там выше за счет отсутствия пробок, а комфорт довольно приличный ввиду сравнительно невысокой загруженности поездов.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что это еще и красивейшая достопримечательность польской столицы – дизайну станций варшавской подземки могут позавидовать многие метрополитены мира.

Метро Варшавы: Видео

Adblock
detector