Константинополь, Царьград ─ у этого города масса имен, но многоликая столица Турции представляет собой не только крупный центр туризма. Это быстро растущий мегаполис с огромным туристическим потоком и острыми транспортными проблемами. Метро в Стамбуле в решении этих проблем отводится ключевая роль. Турецкое правительство и муниципалитет города прилагают большие усилия для строительства современной системы, преимущественно подземной, которая уже сегодня надежно связывает европейскую и азиатскую части города и перевозит свыше 300 млн пассажиров в год.
Вехи стамбульской подземки
Подземка появилась здесь еще в XIX веке. Подземный фуникулер Tünel открылся в 1875 году. Линия длиной 573 м с двумя станциями с перепадом высот 61 м является важным частью городского транспорта. До 60-х годов прошлого века здесь ходил паровоз, и лишь в 1971-м появилась электротяга.
В 60-х было решено строить метро. Работы начались в 1992-м открытым способом ввиду сейсмоопасности, велись очень медленно из-за обилия археологических памятников. Зато Istanbul metro не страшно 9-балльное землетрясение.
- В 1989 году от Аксарая (микрорайон в Стамбуле) к западным окраинам протянулась первая линия легкого метро (Hafif Metro – M1). Через 10 лет ее продлили к аэропорту им. Ататюрка.
- В 1992-м началось строительство второй линии. В 2014 году эта ветка была продлена через Золотой Рог (залив, впадающий в пролив Босфор) метромостом.
- В 2006-м началось сооружение третьей линии, которую ввели в строй через семь лет.
- В 2012 году открылась первая линия в азиатской части. В том же году стартовали работы над пятой линией, а шестая открылась в 2015 году.
- Пока метрополитен располагает шестью линиями протяженностью 105 км и 79 станциями. В планах до 2025 года запустить седьмую линию длиной 18 км с 15 станциями, которая соединит ветки 2 и 3 в северной части города.
Уникальность стамбульской подземки в том, что она проходит через тоннель Marmaray, соединяющий восточную и азиатскую части города. Фактически это метро под водой, на глубине до 60 м. По глубине залегания тоннель Marmaray уступает лишь японскому Сэйкану.
Схема линий
Линия М1 (на схеме красного цвета) включает две ветки:
- M1ᴀ протяженностью 20,3 км и 18 станциями, 7 из которых подземные. Поездка из конца в конец займет 35 минут.
- M1ʙ длиной 14 км и 3 станциями. Время в пути между конечными ─ 25 минут.
На линии ежедневно выполняется 170 рейсов поездов производства ABB Group. Пассажиропоток ─ 400 тыс. чел/день. В часы пик интервал движения ─ 2,5 мин. Линия связывает юго-запад и центр города.
Обзорная карта метро Стамбула с городскими линями трамвая, электрички и метро автобуса представлена ниже.
М2 (зеленая) соединяет север и центр европейской части города. Имеет длину 23,5 км и 16 станций. Здесь курсируют составы Hyundai. Пассажиропоток ─ 320 тыс. чел/день.
М3 (голубая) имеет протяженность 16 км и 11 станций. Пролегает через центр. Тут ходят поезда французской компании Alstom (20 единиц) с интервалом 6,5 мин. В час перевозится 70 тыс. пассажиров.
М4 (розовая) полностью проходит под землёй в азиатской части под трассой D100 параллельно ж/д Стамбул-Анкара. Имеет протяженность 26,5 км и 19 станций, 3 из которых строятся. Ежедневно здесь перевозится порядка 140 тыс. пассажиров. Дорога между конечными станциями занимает 1 ч 5 мин.
Когда в 2013 году открылся тоннель под Босфором “Мармарай”, на линии появилась пересадочная станция «Айрылык Чешмези», через которую можно попасть в европейские районы турецкой столицы. Интервал движения ─ 4 мин.
М5 (фиолетовая) ─ вторая линия в азиатской части. Пересекает город с востока на запад, имеет длину 10 км и 9 станций с автоматическими платформенными воротами. Проехать ветку можно за 32 мин. Интервал движения ─ 8 мин. ежедневно здесь перевозится 180 тыс. человек.
М6 (коричневая) ─ самая короткая, полностью подземная. Протяженность линии всего 3,3 км, число станций ─ 4, максимальное время поездки между которыми ─ 7 минут. Интервал движения в часы пик ─ 5 минут. Соединяет линию М2 с Босфорским университетом.
Схема метро Стамбула с сервисными возможностями станций выглядит так.
Седьмой линии пока на картах нет. С планом развития можно ознакомиться на схеме ниже.
Перечень станций
Список станций, обслуживающих обе ветки линии М1, таков:
- “Еникапы” ─ пересадка: M2, “Мармарай”, İDO.
- “Аксарай” ─ пересадка: T1.
- “Эмниет Фатих”.
- “Топкапи Улубатли” ─ пересадка: T4.
- “Байрампаша Малтепе”.
- “Сагмалджилар”.
- “Коджатепе”.
- “Отогар”.
Станция “Еникапы” является не только старейшей, но и основной транспортно-связующей. На ветке M1ᴀ расположены станции:
- “Теразидере”.
- “Давутпаша УТУ”.
- “Мертер” ─ пересадка: метро-бас.
- “Зейтинбурну”─ пересадка: T1, Metrobüs.
- “Бакиркой Инджирли”.
- “Бахчелиевлер” ─ пересадка: метро-бас.
- “Атакой-Шириневлер” ─ пересадка: метро-бас.
- “Енибосна”.
- “ДТМ Истанбул Фуар Меркези”.
- “Ататюрк Хавалимани” ─ аэропорт.
На M1ʙ размещены станции:
- “Эсенлер”.
- “Мендерес”.
- “Учуюзлю”.
- “Багджилар Мейдан” ─ пересадка: T1.
- “Киразли” ─ пересадка: M3.
Схема показана ниже.
На линии М2 можно найти следующие станции метро Стамбула:
- “Хаджыосман”.
- “Дарюшшафака”.
- “Ататюрк Ото Санайи”.
- “ИТУ Айазага”.
- “Сейрантепе”.
- “Санайи Махаллеси”.
- “4 Левент”.
- “Левент” ─ пересадка: M6.
- “Гейреттепе” ─ пересадка: метро-бас.
- “Шишли Меджиккой” ─ пересадка: M7, метро-бас.
- “Османбей”.
- “Таксим” ─ пересадка: F1, T2.
- “Шишхане” ─ пересадка: F2, T2.
- “Халич”.
- “Везнеджилер” ─ пересадка: T1.
- “Еникапы” ─ пересадка: M1ᴀ, M1ʙ, Marmaray, İDO.
Схема показана на фото ниже.
Третья линия включает станции:
- “Метрокент Башакшехир”.
- “Башак Конутлари”.
- “Сителер”.
- “Тургут Озал”.
- “Олимпият”.
- “Зия Гокалп Махаллеси”.
- “Икителли Санайи”.
- “Источ”.
- “Махмутбей”.
- “Ени Махалле”.
- “Киразли” ─ пересадка: M1ʙ.
На линии М4 расположены:
- “Кадикёй” ─ пересадка: T3, İDO.
- “Айрилик Чешмеси” ─ пересадка: Marmaray.
- “Аджибадем”.
- “Юналан” ─ пересадка: метро-бас.
- “Гёзтепе”.
- “Енисахра”.
- “Козьятаджи”.
- “Боштанджи”.
- “Кючюкяйли”.
- “Малтепе”.
- “Хузуреви”.
- “Гюльсуйу”.
- “Эсенкент”.
- “Хастане Адлийе”.
- “Соджанлык”.
- “Картал”.
Станции Yakacık, Pendik и Kaynarca стамбульский метрополитен пока не использует. На пятой линии имеются такие станции:
- “Юшкюдар” ─ пересадка: Marmaray.
- “Фистикаджачи”.
- “Багларбаши”.
- “Алтунзаде”─ пересадка: метро-бас.
- “Кисикли”.
- “Булгурлу”.
- “Умрание”.
- “Чарши”.
- “Яманевлер”.
- “Чакмак”.
- “Иламуркую”.
- “Алтыншехир”.
- “Имам Хатип”.
- “Дудуллу”.
- “Неджип Фазил”.
- “Чекмекой”.
На М6 можно воспользоваться станциями:
- “Левент” ─ пересадка: M2.
- “Ниспетийе”.
- “Этилер”.
- “Боджазичи Юниверситеси”.
Стоимость проезда
Оплата проезда в Стамбуле возможна несколькими способами:
- с помощью жетона стоимостью 5 лир, действующего только на линии, на которой был куплен (можно купить в автомате Jetonmatik);
- одноразового билета: цена полного ─ 2,6, студенческого ─ 1,35, социального ─ 1,85 лиры;
- посредством электронного билета Electronic Ticket Istanbulcard, цена которого зависит от количества проходов в метро: один раз ─ 5, два ─ 8 лир, три ─ 11; пять ─ 17, десять ─ 32 лиры;
- с помощью универсальной синей карты Mavi Istanbulcard стоимостью 205 лир, рассчитанной на 180 использований.
Пару слов о том, как купить билет на метро в Стамбуле. Жетоны доступны в автоматах, имеющихся на каждой станции метро и принимающих монеты и банкноты. Istambulkart можно купить в автоматах на некоторых станциях и в киосках по всему городу. Пополнение возможно в точках продаж и автоматах на многих станциях (принимаются исключительно купюры). Дети до 6 лет провозятся бесплатно.
График работы
Туристу важно понимать, до скольких часов работает метро в Стамбуле, чтобы не опоздать в аэропорт, в гостиницу или сэкономить на проезде. Все линии, за исключением второй, открываются в 6 утра, закрываются в полночь. Линия М2 начинает работать на четверть часа позже. Часы ее работы: 06.15 ─ 24.00.
На официальном портале www.metro.istanbul в разделе Timetables можно определить время отправления от каждой станции или по определенному маршруту. Расписание метро в Стамбуле в привычном для нас понимании (в печатном виде) не используется.
Чтобы узнать, когда необходимо быть на перроне, следует открыть сайт, выбрать линию, станцию (либо маршрут), время (now – сейчас или later – позже) и активировать поиск. Здесь же можно узнать время отправления первого и последнего поезда с конкретной станции.
Во время официальных государственных праздников и в выходные дни график работы изменяется, о чем пассажиров информируют на сайте предприятия.
Популярные вопросы
Туристам нужно успеть посмотреть все, побывать везде ─ и на рынке, и в магазинах, и у исторических достопримечательностей. И сделать это хочется без лишних затрат.
Такси дороговато везде. Стамбул не исключение, поэтому стоит использовать общественный транспорт, в частности метро. Вот ответы на самые распространенные вопросы.
- Как добраться из аэропорта Ататюрк до Султанахмет ─ исторического центра Стамбула? На метро (красная ветка) следует доехать до станции “Зейтинбурну”, выйти, пересесть на трамвай и следовать до станции “Султанахмет”.
- Как добраться до площади Таксим? Из аэропорта на метро нужно ехать по красной ветке до станции “Еникапы”, затем перейти на зеленую ветку и выйти на конечной остановке. Из аэропорта сюда ходит автобусный экспресс компании Havabus.
- Как доехать до улицы Истикляль? Нужно выйти на станции “Еникапы” или “Ак-Сарай” и немного пройтись пешком.
- Есть ли мобильное приложение с картами метро? Да, Google Play и AppStore предлагают такую возможность. Приложение Metro Istanbul бесплатно, поддерживает русский язык.
Заключение
Разобраться, как пользоваться метро в Стамбуле, несложно. Благодаря метро вы забудете о такси с его дороговизной и пробками, о городской жаре и духоте. Зная схему стамбульского метро, перечень станций и стоимость проезда, можно перемещаться по мегаполису легко, недорого, а главное – быстро и с комфортом.