Турецкая столица на протяжении нескольких последних десятилетий является основным транзитным авиаузлом, связывающим Азию с остальным миром. Статистика неумолимо фиксировала рекордные показатели пассажиропотока, а главные воздушные ворота страны ─ международный аэропорт им. Ататюрка –давно требовали расширения. Но такой возможности не было. В 2013 году был проведен тендер, и построенный новый аэропорт Стамбула должен стать самым большим и первым в мире по всем показателям.
Официальное открытие нового аэропорта Стамбула, пока получившего скромное, но многообещающее название İstanbul Airport, состоялось 29.10.2018 года. Церемония, приуроченная ко Дню независимости Турецкой Республики, прошла при личном участии президента страны.
С этого времени началась тестовая эксплуатация, а полностью открыть аэропорт планировалось сначала в январе, затем в марте 2019 года. За первые три месяца работы воздушная гавань обслужила 187,5 тыс. пассажиров на внутренних линиях, а все пассажирские рейсы были переведены из аэропорта им. Ататюрка лишь 6 апреля 2019 года. К этому времени новый аэропорт получил код IATA старого аэропорта: IST.
Пока в строй введена первая очередь стоимостью порядка 12,5 млрд долларов. Общая стоимость аэропорта оценивается минимум в 26 млрд долларов, а завершение строительства намечено на 2023 год.
Новый хаб расположен вблизи пересечения дорог из районов Арнавуткёй и Чаталджа на севере европейской части турецкой столицы, у озера Теркос, на площади 7,6 тыс. гектаров. По замыслу турецкого правительства, аэропорт должен стать одним из самых крупных в мире.
На начальном этапе воздушная гавань способна справиться с пассажиропотоком до 90 млн человек в год, а к 2035 году пропускные возможности должны возрасти до 200 млн пассажиров.
Только с 6 по 30 апреля 2019 года хаб обслужил свыше 4,4 млн пассажиров. Сейчас он имеет 4 взлетно-посадочные полосы и 8 параллельных рулежных дорожек.
После окончания строительства полос станет 6, аэропорт сможет обслуживать до 45 взлетов и посадок одновременно, а число стоянок самолетов возрастет со 144 до 500.
Если сегодня здесь работает около 100 тыс. человек, к 2023 году число рабочих мест вырастет до 225 тысяч. Только за безопасность в аэропорту отвечают 3,5 тыс. сотрудников и 9 тыс. видеокамер. О масштабах комплекса можно даже судить по числу высаженных на территории деревьев ─ их более 5 млн!
В настоящее время аэропорт обслуживает около 49 внутренних и 255 международных направлений, а к 2023 году их количество увеличится до 350. Здесь намерены выполнять регулярные рейсы от 100 до 150 авиакомпаний мира (по разным данным).
Ультрасовременным дизайном здание обязано британскому архитектору Скотту Браунингу, использовавшему в интерьере орнаменты, характерные для исламской и турецкой традиций.
От терминала расходятся 5 пирсов-лучей: A, B, D и F — для международных и G — для внутренних рейсов. Предусмотрены 114 выходов (в аэропорте им. Ататюрка был всего 41), в том числе 77 телескопических.
Сооружение имеет полезную площадь 1,4 млн кв. м и размер кровли, сопоставимый с 58 футбольными полями (461 тыс. кв. м). С инфраструктурой, включая этаж с зонами прилета, можно ознакомиться на следующем фото.
Аэровокзал получил все необходимое для обеспечения пассажиров комфортом мирового уровня.
Здесь имеются:
Есть 114 терминалов самостоятельной регистрации, 44 молитвенных комнаты для мусульман (22 женских и столько же мужских), мечеть на 6 тыс. человек, два храма других религий, несколько детских игровых комнат. Под рестораны и кафе отдано 32 тыс. кв. м, а общая площадь бизнес-залов составляет 22 тыс. кв. м.
Лаунж-зоны Priority Pass в новом аэропорту Стамбула пока не работают, хотя есть два: IGA Lounge ─ € 59 с человека, и Turkish Airlines Lounge – только для сотрудников.
Для пассажиров с нарушениями зрения в терминале созданы специальные проходы. Для пожилых и людей с ограниченными возможностями предусмотрены специальные зоны в зонах регистрации.
Предлагается платная услуга сопровождения пассажиров от выхода на посадку на багги.
И в здании и на парковке предусмотрена система внутренней навигации, включающая около 9 тыс. указателей с цветами и символикой международных стандартов.
О размерах зала регистрации и зоны паспортного контроля можно судить по количеству окон. Первый располагает 468 окнами, а вторая —
228 окнами. Поэтому перед вылетом стоит поинтересоваться схемой расположения инфраструктурных объектов, служебных помещений и так далее, указанных на следующей схеме.Сведения о местоположении объектов и информацию о перевозке можно получить на сайтах воздушной гавани и управляющей аэропортом компании IGA, а также в онлайн-приложениях, в которых доступна функция карты.
Кроме того, через мобильные приложения доступно:
В терминале предусмотрены два пункта досмотра: в зоне общего доступа (до паспортного контроля) и в стерильной зоне. Пройти через металлоискатель, как и раньше (и в других аэропортах), придется дважды: при входе на аэровокзал и при входе в зону вылета.
Здесь необходимо предоставить посадочный талон, предъявить гаджеты и все электронные устройства, по требованию сотрудников включить экраны планшетов и ноутбуков.При этом время процедуры сокращено за счет сканирования усовершенствованными рентгеновскими аппаратами, тепловизорами и другими инновационными сенсорами.
Паспортный контроль проходит оперативно и занимает не больше 2 минут.
Визовых стоек нет, поэтому прибывать в аэропорт необходимо с распечатанными электронными визами. Пассажирам доступна посадка на борт с помощью штрихкода на мобильном устройстве.
Прохождение безопасности без удостоверяющего личность документа невозможно. В целях безопасности в пункте досмотра необходимо предъявить оригинал документа, удостоверяющего личность (паспорт).
Если пересадка меньше чем 75 минут, следует найти розовый указатель Short Connection International.
Волонтеры в сиреневых футболках обязательно помогут, если вы заблудитесь.
Для автомобилистов доступна платная круглосуточная парковка на 40 тыс. автомобилей. Многоэтажная крытая стоянка рассчитана на 18 тыс. машин и включает 5 блоков: один трехэтажный и четыре семиэтажных.
Стоянка на открытом воздухе способна вместить 22 тыс. машин. После завершения всех этапов строительства возможности увеличатся до 70 тыс. авто.
Здесь можно воспользоваться услугами автомойки, шиномонтажа и заправить машину. Видеонаблюдение и физическая охрана ведутся круглосуточно. Найти свой автомобиль можно с помощью приложения WhereIsMyCar.
Размер сборов устанавливает администрация аэропорта. На официальном сайте хаба есть онлайн-калькулятор, с помощью которого можно определить стоимость стоянки заблаговременно.
Всего имеется 3 пункта приема автомобилей: по одному на каждом этаже вылета внутренних и международных терминалов и один в CIP-терминале. Между проездом Plaza Venue и автостоянкой есть 2 пункта доставки автомобилей: по одному для внутренних и международных терминалов.
Это самая большая в Европе и третья по размерам в мире гостиница, интегрированная в аэропортовый комплекс. Здесь 456 комфортабельных номеров, ввиду небольших размеров называемых кабинками: 174 в стерильной зоне и 277 – до паспортного контроля.
Гостиница находится рядом с дьюти-фри, располагает барами, ресторанами, зонами отдыха с зелеными атриумами для променада, оздоровительными центрами, круглосуточным тренажерным залом, конференц-залом для переговоров, собственными киосками для регистрации; предлагает сверхбыстрый бесплатный Wi-Fi.
Причем попасть в отель можно как с улицы, так и с той стороны, где расположена транзитная зона. Забронировать номер можно на сайте гостиницы. Номер на двоих стоит от € 160 за ночь без завтрака.
В нескольких километрах от аэропорта есть отели Park Inn by Radisson или Durusu Club Hotel, где можно сэкономить. Посмотрет стоимость проживание в других отелях можно на сайте.
Duty Free занимает огромную площадь ─ 55 тысяч кв. м, разделенную на 9 секторов. Желающим предоставляется
платная услуга сопровождения. В зонах регистрации и прибытия представлены магазины, в которых можно приобрести мобильные телефоны и оплатить услуги связи.Услуга упаковки багажа предоставляется в зоне регистрации на вылет. В зоне прибытия имеются два пункта хранения утерянного багажа, а в зоне регистрации ─ электронные камеры хранения. Утерянные вещи с личной подписью пассажира можно получить в бюро находок по специальному заявлению.
В залах прибытия есть 21 пункт обмена валют, работающих круглосуточно. Терминалы основных турецких банков (Denizbank, QNB, Yapı Kredi Bank, Halkbank, TEB, Ziraat Bank, İş Bank) можно найти на этажах прибытия (16 штук) и отправления (32). В стерильной зоне установлены 9 банкоматов.
Бесплатным Wi-Fi можно пользоваться два часа, но для этого требуется регистрация по номеру мобильного. Услуги доступа в интернет также предоставляются во многих кафе.
Медицинские пункты на уровне отправления и трансферов работают круглосуточно, имеется аптека.
В терминале также расположены ателье, аппарат для чистки, киоск ремонта обуви и парикмахерские.
В зоне для встречающих находится химчистка.
У входов № 1, 3, 5 и 7, соединяющих парковку с зоной вылета, установлены телефон и кнопка вызова персонала. В зоне прилета имеется еще четыре телефона, по которым пассажиры с ограниченными возможностями могут запросить сопровождение. Подробная информация содержится на сайте аэропорта.
Курение на территории запрещено, однако в общей сложности терминал располагает 14 местами, где это позволено: 4 в зоне вылета международных рейсов, 2 ─ в зоне вылета внутренних, 1 – в зоне международного трансфера, 2 на приземном уровне H (Mezzanine) и 5 – возле каждого пирса.
Если время пересадки превышает 6 часов (стыковка до 24 часов включительно), можно воспользоваться бесплатными туристическими услугами турецкого национального авиаперевозчика. “Туристанбул” (TourIstanbul) уже работает в новом аэропорту. С расписанием экскурсий в Стамбул можно ознакомиться в специальном разделе сайта Turkish Airlines.
Пункты возврата налога
на добавленную стоимость находятся в зоне общего доступа перед вылетом, а также после зоны паспортного контроля для международных рейсов.Аэропорт расположен вдали от городских кварталов. Примерно в 35 км от границы турецкой столицы и в 55 км от основного туристического района Султанахмет. Расстояние до Таксима составляет 53 км, а до Кадыкёя ─ 65 км. Поэтому прилетевших туристов особенно волнует вопрос, как добраться до центра.
На сегодняшний день у них немного вариантов. Это такси, личный автомобиль или арендованный, либо автобус. В период 2019-2020 годов аэропорт с городом свяжут две линии метро, а со вторым аэропортом (Сабиха) ─ ветка скоростного трамвая. Дорога в город сегодня занимает примерно 1,5 часа без учета пробок.
Уже в конце этого года – начале следующего должно заработать метро. Первая ветка свяжет аэропорт со станцией Gayrettepe (находится в районе «Левент»), где доступна пересадка на линию М2.
Вторая ветка появится к концу 2020 года и позволит доезжать до станции Halkalı (выход к железнодорожному вокзалу) за 20-30 минут.
Правда, появляется информация о возможном переносе сроков.
Автобусы из третьего аэропорта Стамбула компаний Havaist и IETT ходят в город в дневное и ночное время с интервалом 15-50 мин. Компания Istanbul Seyahat обеспечивает перевозки пассажиров с 06.00 до 21.30 ежедневно. В пути от нового аэропорта до центра Стамбула придется провести 90-100 минут.
Стоимость проезда варьируется от 15 до 25 турецких лир. Проезд для детей до 6 лет – бесплатный.
Оплата производится только картами Istanbul Card, которые нужно пополнять на 25 лир минимум. Приобретать их рекомендуется заранее в киосках, которые, в том числе, имеются в аэропорту.
Точное расписание, маршруты и как доехать до нового аэропорта в Стамбуле, можно узнать на официальном портале перевозчика Havaist. Также советуем установить мобильные приложения, в которых можно посмотреть маршрут:
Каждый час автобусы отправляются в Алибекей, Арнавуткей, Бахчешехир, Бакыркей, Башакшехир, Хаджи Осман, Халкалы, Кемербургаз, Махмутбей, Пендик, Санджактепе и Сарыер.
Компания Havaist осуществляет их аэропорта рейсы по следующим маршрутам:
Компания IETT своими метробасами обслуживает следующие маршруты:
Запуск скоростного поезда до аэропорта Сабиха Гёкчен запланирован на конец текущего года. Если взглянуть на третий аэропорт Стамбула на карте, станет понятно, что маршрут движения будет пересекать турецкую столицу с запада на восток целиком. Это будет самый удобный способ поездки, возможно, и самый экономичный.
В Стамбуле работает Uber и его турецкий аналог BiTaksi, а также KiwiTaxi. Но в новый аэропорт их не пускают, поскольку здесь организуется собственная служба такси, которая будет насчитывать 660 машин в отличительных ливреях.
Зато можно заказать трансфер из нового аэропорта Стамбула в любую точку страны. Стоимость услуги будет чуть повыше, но водитель встретит с табличкой, примет багаж и проводит до машины. У вас будет его телефон, если что-то пойдет не так.
Кроме того, он не станет возить вас кругами, поскольку стоимость поездки известна заранее. А у местных таксистов здесь такое в норме, ведь оплата всегда только по счетчику.
На стоянке у внутреннего и международного терминалов можно взять такси из нового аэропорта Стамбула одного из трех цветов: черного (класс авто Е), синего (класс D) или оранжевого (класс С). Тарифы у операторов одинаковы:
Средняя поездка в центр обойдется примерно в 140 лир ($ 23,5 или 1 530 руб.). Если вы собираетесь улетать, нелишним будет знать, как называется новый аэропорт в Стамбуле правильно. Собственного наименования пока нет, а по-турецки он называется Istanbul Havalimani (Истанбул Хавалимани) или Yeni Havalimani (Ени Хавалимани ─ “новый аэропорт” в переводе на русский).
Аренда машины доступна в терминале прибытия. В настоящее время услуги в аэропорту предоставляют 17 компаний, среди которых несколько серьезных: Avis, Europcar, Hertz, Avec Car Rental и Budget.
Стойки расположены в зоне прибытия.
Стоимость бюджетного седана ─ от $ 30 в сутки. Подобрать вариант аренды удобнее с помощью сайта Rentalcars.
Телефон горячей линии: 444-1-442.
По интересующим вопросам к администрации можно обратиться через email: customercare@igairport.aero.
С аэропортом можно заочно познакомиться с помощью виртуального гида, а с окружающей инфраструктурой – с помощью карты Google.
Непосредственно на главной странице сайта воздушной гавани можно ознакомиться с онлайн-табло. Рейсы можно отслеживать на аналоге в приложениях Istanbul Airport для iOS и Android, которые бесплатны в официальных магазинах Play Market и AppStore.
Аэропорт огромен, а транспорт пока не идеален. Переходы между спусками/подъемами на разные уровни, прохождение всех процедур в аэропорте (регистрация, досмотр служб безопасности, паспортный контроль) занимает достаточно много времени.
Учитывая размеры воздушной гавани и сложности с дорогой, по отзывам наших туристов, планировать поездку необходимо за два часа раньше обычного. Кстати, во избежание опозданий на рейсы “Аэрофлот” официально попросил пассажиров прибывать в аэропорт не менее чем за три часа до планируемого времени вылета.
Калининград, ранее известный как Кёнигсберг, - это город с богатой историей и неповторимой атмосферой, который…
Экотуризм - это не просто отпуск на свежем воздухе. Это погружение в мир дикой природы…
Планируете заграничное путешествие? Не забудьте про туристическую страховку! Она станет вашим надежным помощником в случае…
Один из самых увлекательных способов исследовать Россию - это пешие прогулки. Это позволит вам полностью…
Эстония, маленькая страна на побережье Балтийского моря, привлекает туристов своей уникальной культурой, красивой природой и…
Россия - это не только огромная территория, но и невероятное разнообразие природы, культуры и истории.…