Чехия – живописная страна со множеством достопримечательностей. Чтобы ознакомиться с ними, придется постоянно перемещаться как внутри городов, так и между ними. Поэтому, планируя путешествие в эту страну, следует выяснить, как устроен общественный транспорт в Чехии.

Общественный транспорт в Чехии

Общие сведения о системе общественного транспорта в Чехии

Подобно другим странам ЕС Чехия сделала ставку на развитие общественного транспорта. В настоящее время страна имеет разветвленную сеть железных дорог и множество городских и междугородных автобусных маршрутов.

В большинстве крупных городов Чехии имеется трамвайное сообщение, а в Праге есть еще метро и канатная дорога. В 2017 году после 45-летнего перерыва в столице возобновил работу троллейбус.

В небольших городах, например Карловых Варах, городской транспорт представлен преимущественно автобусами.

Особенность чешского транспорта заключается в строгом следовании расписанию.

Некоторые автобусы и трамваи продолжают свою работу и в ночное время, причем без увеличения стоимости проезда. Автобусы оборудованы кнопкой STOP, позволяющей осуществить остановку по требованию.

В крупных городах страны, включая Прагу и Брно, создана единая система городского транспорта, позволяющая пользоваться единым билетом для всех видов поездок. Это дает возможность путешественнику не только сэкономить на транспорте, но и довольно быстро добраться практически до любой точки столицы Чехии или другого города страны.

Как работает пражское метро

Единственный в стране метрополитен расположен в Праге. Он состоит из трех веток, которые принято называть буквами A, B и C. Совокупная протяженность его линий составляет порядка 65 км. Общее количество станций пражского метро – 61.

Схема метро Праги:

Схема метро Праги

Расположение станций подземки позволяет туристам добраться во все наиболее интересные районы столицы. Так, Hradcanska позволяет попасть в район Пражского Града (замка), Staroměstská расположена недалеко от Карлова моста и Староместской площади, а от Nádraží Holešovice можно легко добраться до знаменитых поющих Кржижиковых фонтанов.

Особенностью станций пражского метро является огромное количество выходов. При этом из-за того, что большая часть станций расположена не слишком глубоко, эскалаторы установлены далеко не везде.

Время работы пражского метро в будни и воскресенье – с 5.00 до 24.00. По пятницам и субботам его работа продлевается на час – до 01.00.

Интервал между прибытием поездов составляет от 4 до 10 минут, а в часы пик сокращается до 3 минут.

Получасовая поездка на метро по центру города обойдется порядка 25 крон (около 1 €).

Особенности железнодорожного сообщения

Все города Чехии соединены железнодорожным сообщением. При этом поезда следуют строго по расписанию, а билеты на них всегда есть в продаже.

Особенностью чешских железных дорог является то, что приобретенный билет не привязан к конкретному поезду, а действителен во всех составах, следующих по заказанному маршруту. Это значит, что произведенная вами оплата дает право выйти из поезда в любом промежуточном пункте его следования, ознакомиться с достопримечательностями и сесть в любой следующий состав, идущий в том же направлении.

Железнодорожное сообщение Чехии

В стране используются три основных типа вагонов: классические купейные и плацкартные, а также типичные для большинства небольших европейских стран общие вагоны с сидячими местами.

Через официальный сайт компании České dráhy, который доступен на английском и чешском языках, можно купить билеты на все поезда.

Одним из важнейших транспортных узлов Праги является расположенный на юго-западе столицы Смиховский вокзал. Его преимуществом является близость к нему станции метро и остановки множества трамвайных маршрутов.

Как работают автобусы в Чешской Республике

Единственный способ добраться до известных отдаленных городков, таких как Карловы Вары и Чески-Крумлов, – междугородные автобусы. Их маршруты и расписание приведены на сайте. Билеты на автобусы можно купить на автовокзалах или непосредственно у водителя.

Крупнейшим в стране является пражский автовокзал Флоренц. Автобусы отсюда отправляются практически во все города Чехии. Добраться до автовокзала можно на метро, доехав до станции Florenc, воспользовавшись линиями B и C.

Поездка в автобусе обходится дешевле, чем в поезде, однако на нее придется потратить больше времени.

Кроме междугородных развиты и внутригородские автобусные маршруты. В большинстве городов значительная их часть проложена вдали от центра.

Расписание автобусов размещается на остановках. Отдельно существуют дневные и ночные маршруты. Дневное движение начинается в 04.30 и длится до 0.00. Интервал движения днем обычно составляет от 10 до 30 минут.

Автобусы в чешской республике

В 0.30 начинается работа ночных маршрутов. Проходит она с интервалом до 40 минут и заканчивается в 4.30.

Лучший способ попасть из Праги в аэропорт Рузине, расположенный за пределами города, – воспользоваться автобусными маршрутами № 100 и 119.

Как устроено трамвайное сообщение

Основным способом перемещения по крупным городам Чехии является трамвай. Так, в Праге в дневное время курсируют трамваи по 24 маршрутам с интервалом от 4 до 10 минут. В ночное время их количество сокращается до 9 (причем большая часть маршрутов не совпадает с дневными), а интервал движения возрастает до 40 минут.

Турникетов и кондукторов в пражских трамваях нет. Билеты нужно покупать в терминале или различных киосках, которые можно найти практически в любой точке города.

На входе в каждый вагон расположен специальный компостер, который автоматически проставляет дату и время компостирования.

Почти половину трамвайного парка Праги составляют несколько устаревшие вагоны Татра-Т3, а четверть – сверхсовременные Škoda 15T. Независимо от года выпуска, техническое состояние составов обычно очень хорошее.

Карта трамваев Праги, совмещенная со схемой метро:

Карта трамваев и метро Праги

Расписание движения по каждому маршруту доступно на сайте .

Кроме обычных, в Праге есть два трамвайных маршрута, предназначенных исключительно для туристов. На первом из них – № 23 – используются характерные для второй половины XX века трамвайные вагоны Tatra T3SU, а следует он от остановки Královka до остановки Zvonařka.

Второй маршрут был ранее известен под № 91, а сейчас это туристический маршрут № 41. По нему курсирует исторический трамвай, построенный еще в 1920 году.

Следует он от депо Vozovna Střešovice, в котором находится музей пражского трамвая. По ходу трамвая расположено множество достопримечательностей, включая Пражский Град, Королевский сад и Площадь Республики. А конечной его остановкой является Výstaviště Holešovice.

Еще один интересный трамвайный маршрут – № 22 – пролегает мимо множества знаменитых пражских пивных ресторанов, благодаря чему его называют “пивной маршрут”. Кстати, насладиться пенным напитком можно и в бывшем трамвайном депо, переоборудованном под пивную, которое теперь носит название První Pivní Tramwa. Добраться туда можно трамваями № 11 и 14, выйдя на остановке Spořilov.

Наслаждаясь неспешным и комфортным путешествием по столице Чехии, не стоит забывать о приобретении и компостировании билетов – их наличие проверяют контролеры, которые обычно ходят по вагонам в сопровождении сотрудников полиции.

Штраф за безбилетный проезд составляет 800 крон (32 €), что в 33 раза превышает стоимость получасовой поездки.

Полтора часа путешествия на пражском трамвая обойдутся в 32 кроны (1,33 €), а за 160 крон (6,67 €) можно кататься целые сутки.

Как работает канатная дорога в столице Чехии

В Праге расположена единственная во всей Чехии канатная дорога, соединяющая Петршин холм и центральную часть города. Маршрут ее движения – от трамвайной остановки Újezd через парк Nebozizek на вершину Петршина холма. Работает она в течение всей недели.

В период с ноября по март время ее работы с 09.00 до 23.20, в высокий сезон дорога работает на 10 минут дольше – с 09.00 до 23.30.

Протяженность маршрута – чуть больше 500 метров.

На фуникулере действуют единые пражские проездные билеты.

Как и где можно купить билеты на проезд в общественном транспорте

Купить билеты на все виды транспорта в Праге можно в автоматах, киосках или кассах под вывеской “Prazska integrovana doprava”. Найти такие кассы можно на больших трамвайных и автобусных остановках или на станциях метро.

Билеты на проезд бывают следующих категорий:

  • короткий –на 30 минут проезда в любом виде транспорта, включая пересадки. Стоит 24 кроны (1 €);
  • стандартный – на 90 минут проезда за 32 кроны (1,33 €);
  • на 24 часа – 110 крон (4,58 €);
  • на 72 часа – 310 крон (12,92 €).

Кроме того, доступны следующие виды проездных:

  • на 30 дней – 670 крон (27,92 €);
  • на 90 дней – 1880 крон (78,33 €);
  • на 1 год – 6100 крон (254,16 €).

В отличие от обычных билетов, проездные доступны для покупки только в специальных кассах, расположенных на станциях метро и в аэропорту.

Основные категории билетов можно также купить с помощью SMS на номер 90206. Со счета спишется сумма, равная стоимости выбранного билета + тариф за сообщение.

С 2016 года обычные проездные вытесняются пластиковой картой, которая называется “литачка”. Приобрести ее можно в тех же кассах, что и проездные, при этом стоит она дешевле – карта на месяц обойдется в 550 крон (22,91 €).

Как работает чешское такси

Как и во всех цивилизованных странах, служба такси в Чехии развита достаточно хорошо. Ночью, когда интервал движения автобусов увеличивается, а метро закрывается, такси становится основным средством передвижения по Праге.

Как работает чешское такси

Иногда туристическая привлекательность Праги и природная предприимчивость чехов приводит к тому, что некоторые водители пытаются обсчитать своих пассажиров-иностранцев. Поэтому при посадке в такси нужно убедиться в том, что водитель включил счетчик.

Тарифы у разных служб отличаются, но в среднем поездка обходится в 25 крон (1 €) за километр пути плюс 35 крон (1,40 €) за посадку.

Транспортные приложения и сайты

Не запутаться в разветвленной сети чешского общественного транспорта поможет планировщик маршрутов. Такие сайты и программы обычно позволяют задать начальную и конечную точку путешествия, а затем выбрать предпочитаемые виды транспорта. Многие из них позволяют исключить пересадки.

Одним из самых полезных ресурсов подобной направленности, позволяющим спланировать поездки как на каком-то определенном виде транспорта, так и с использованием разных его видов практически по всей территории Чехии, является сайт idos.cz, доступный на чешском, английском и немецком языках.

Альтернативный вариант – сайт http://spojeni.dpp.cz/ConnForm.aspx?tt=PID&cl=E5.

Составлять маршруты “на лету” с помощью мобильного телефона и планшета могут помочь специальные программы. Самая удобная из них – DPP INFO, доступная для скачивания на сайте. Разработанное транспортной компанией приложение позволяет проложить маршрут по Праге на любом виде общественного транспорта.

В заключение

Для знакомства с Прагой вполне достаточно приобрести единый проездной, с которым можно ездить и на трамвае, и в метро, и на автобусе, и даже по канатной дороге. При более длительном пребывании в стране выгоднее всего будет купить «литачку» на месяц.

Перемещаться между городами Чехии удобнее поездом, поскольку всегда можно выйти на промежуточной станции и немного прогуляться, не опасаясь того, что состав отправится без вас: продолжить путешествие можно другим поездом, следующим в оплаченном вами направлении.

Сайты транспортных компаний и специальные приложения могут значительно облегчить составление маршрута и покупку билетов. К сожалению, на русском языке они недоступны.

ТРАНСПОРТ В ПРАГЕ | КАК НЕ ТРАТИТЬ ЛИШНЕЕ ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ: Видео