Столица Финляндии Хельсинки – один из самых крупных транспортных узлов в стране. Городской общественный транспорт здесь представлен автобусами, трамваями и метро. Следует отметить, что общественный транспорт в Финляндии признан одним из лучших в мире: автобусы и трамваи ходят четко по расписанию, обслуживание пассажиров находится на высоком уровне, а график движения электропоездов адаптирован к автобусному расписанию, чтобы пассажирам не пришлось испытывать дискомфорт в ожидании пересадок. К сожалению, метро в Финляндии пока есть только в столице. Оно соединяет восточную и западную часть Хельсинки и позволяет пересечь город всего за 23 минуты.
Коротко об истории финского метрополитена
Главная особенность столицы Финляндии состоит в том, что из любой ее точки можно попасть в другую, не пользуясь автомобилем или такси. Система общественного транспорта в Хельсинки развита настолько хорошо, что, по информации финских СМИ, многие его жители даже не думают о приобретении личного автотранспорта, поскольку передвигаться на городском им гораздо удобнее и быстрее. При этом одним из наиболее востребованных способов передвижения по городу является метрополитен.
Идея строительства метро возникла в сентябре 1955 года. Для ее реализации финским правительством был создан специальный строительный комитет. Первый проект был представлен в марте 1963 года. В соответствии с ним протяженность метро должна была составлять 86,5 км и насчитывать 108 станций. Однако было принято решение о строительстве только одной линии, соединяющей станции Камппи и Пуотила.
Строительные работы начались в мае 1969 года, а к началу 1971 года уже был возведен пробный перегон Роихупелто – Херттониеми. Полностью строительство метрополитена было завершено к 1977 году, однако из-за коррупционных схем он заработал лишь спустя 5 лет.
Даты | Расширение метрополитена |
---|---|
1971 год | Тестовый маршрут – “Херттониеми - депо “Роихупелто” |
01.06.1982 | Маршрут “Раутатиентори - Итякескус” еще без станций “Кайсаниеми”, “Серняйнен” и “Каласатама” |
02.08.1982 | Торжественное открытие метро |
01.03.1983 | Маршрут “Камппи – Раутатиентори” |
01.09.1984 | Открытие станции “Серняйнен” |
21.10.1986 | Маршрут “Итякескус – Контула” |
01.09.1989 | Маршрут “Контула – Меллунмяки” |
16.08.1993 | Маршрут “Руохолахти – Камппи” |
01.03.1995 | Открытие станции “Кайсаниеми” |
31.08.1998 | Маршрут “Итякескус – Вуосаари” |
01.01.2007 | Открытие станции “Каласатама”. |
Удобство, функционал и безопасность метро в Хельсинки
Каждая станция метро оснащена эскалаторами, на некоторых станциях есть лифты. Они ходят по диагонали и больше предназначены для людей с ограниченными возможностями. Однако обычные пассажиры также могут воспользоваться лифтом.
На станциях финского метро нет турникетов, поэтому даже в часы пик здесь не бывает столпотворения.Для контроля пассажиропотока на станциях дежурит группа работников. Они же проверяют наличие билетов и выписывают штрафы тем, кто решил проехать бесплатно. Проверки на станциях проходят редко, но рисковать не стоит – в случае поимки за безбилетный проезд нужно будет заплатить 80 евро.
Уровень безопасности в метро находится на высоком уровне. Перед эксплуатацией новых вагонов и линий проводится обязательное тестирование работы системы в целом для обеспечения совместимости и безопасности различных структур и элементов. Особое внимание при этом уделяется организации безопасного движения составов и пассажиропотока.
На испытательные работы уходит не меньше нескольких месяцев. Сначала работу системы безопасности принимает Отделение по чрезвычайным ситуациям Хельсинки, после чего свое согласие на готовность станций и туннелей к работе дают городские службы строительного надзора.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Производство составов происходит в Финляндии. Сеть метрополитена является небольшой, поэтому попасть из одного конца города в другой можно за 20 минут. Станции и вагоны метрополитена имеют все удобства для людей с ограниченными возможностями и для детей в колясках. | Станции объявляются диктором на 2 государственных языках – финском и шведском. |
Следует отметить, что случаи воровства в метро бывают крайне редко.
Как пользоваться финским метрополитеном
Станции метро в центре Хельсинки являются наземными, однако на пути есть участки, которые поезд преодолевает под землей. Если вы хотите воспользоваться этим видом транспорта, вам нужно спуститься по эскалатору на платформу, придерживаясь правой стороны, так как по левой всегда спускаются спешащие пассажиры (как и в России).
На каждой платформе имеется схема метрополитена, а также экраны и табло, показывающие конечную станцию (северная ветка (на западе) – станция Ruoholahti, северная ветка (на востоке) – станция Mellunmaki и южная ветка – станция Vuosaari).
Сначала пассажиры должны выйти из вагона поезда, и только после этого происходит посадка. Если двери не открылись в автоматическом режиме, то справа и слева от дверей есть кнопка “Open” или “Avoin”. Нажмите на нее – и дверь откроется.
Диктор объявляет название станции при подходе состава к новой остановке.
Имейте в виду, что на русском языке или на английском объявлений вы здесь не услышите. Однако все вагоны оснащены электронными табло, на которых высвечивается информация о следующей станции.
Метро, как и любой другой вид транспорта в Хельсинки, работает четко по расписанию. Часы работы метрополитена:
- с 05.30 до 23.30 с понедельника по четверг;
- с 05.30 до 01.30 в пятницу и субботу;
- с 06.30 до 23.30 в воскресенье.
Стоимость и правила проезда в метро
Метрополитен в Хельсинки является частью городского предприятия Helsinki Region Transport, поэтому отдельные билеты на проезд в метро не предусмотрены. Существует единый билет, который действует и в метро, и в трамваях, и в автобусах и предназначен только для проезда в черте города.
За пределами Хельсинки следует пользоваться региональным билетом. Ближайшие пригороды – это Vantaa, Espoo и Kauniainen, более дальними считаются Kirkkonummi, Sipoo и Kerava.
Дети до 6 лет имеют право на бесплатный проезд, а дети от 7 до 16 лет – на льготный (50 % от взрослого тарифа).
Билет | Распространение | Зона действия | Цена на взрослый билет | Цена на билет для детей (7-16 лет) |
---|---|---|---|---|
Одноразовый билет, или Kertalippu, или Single ticket | В метро, трамвае, автобусе, электричке (в течение часа с момента приобретения) | Город | 2,20 евро (автомат) 2,80 евро (у водителя) | 1,10 евро (автомат) 1,40 евро (у водителя) |
Ближний регион | 4,50 евро (автомат) | 2,30 евро (автомат) | ||
Дальний регион | 7,00 евро (автомат) | 3,50 евро (автомат) | ||
Одноразовый билет на 2 часа, или Kahden tunnin lippu, или 2-hour ticket | В метро, трамвае, автобусе, электричке с возможностью пересадки (в течение 2-х часов) | Город | 3,80 евро (автомат) | 1,90 евро (автомат) |
Ближний регион | 6,40 евро (автомат) | 3,20 евро (автомат) | ||
Дальний регион | 8,40 (автомат) | 4,20 евро (автомат) |
На разовом билете указаны условия тарифа и время окончания его действия, то есть время, до которого пассажир должен успеть войти в транспорт. Прикладывать одноразовый билет к считывающему устройству – валидатору не нужно.
Суточный билет обойдется дороже. При этом чем больше период его действия, тем больше средств получится сэкономить.
Билет | Распространение | Зона действия | Цена на взрослый билет | Цена на билет для детей (7-16 лет) |
---|---|---|---|---|
Суточный билет | В метро, трамвае, автобусе, электричке с возможностью пересадки | Город | 8,40 евро | 4,20 евро |
Ближний регион | 12,00 евро | 6,00 евро | ||
Дальний регион | 18,00 евро | 9,00 евро | ||
На 2 суток | Город | 12,00 евро | 6,00 евро | |
Ближний регион | 18,00 евро | 9,00 евро | ||
Дальний регион | 27 евро | 13,50 евро | ||
На 7 суток | Город | 32,00 евро | 16,00 евро | |
Ближний регион | 48,00 евро | 24,00 евро | ||
Дальний регион | 72,00 евро | 36,00 евро |
Суточные проездные билеты можно купить также на 3, 4, 5 и 6 суток. Для изготовления суточных проездных используется одноразовый пластик, и при входе в общественный транспорт их следует прикладывать к валидатору.
Для тех, кто постоянно пользуется общественным транспортом, существуют пластиковые карточки Matkakortti. Их можно купить в билетных автоматах HSL и там же пополнить на определенную сумму. Преимущество данного проездного состоит в том, что он дает хорошую скидку на проезд.
Направление | Обычная стоимость | Цена проезда при покупке проездного |
---|---|---|
Город | Взрослый – 2,20 евро Детский – 1,10 евро | Взрослый – 1,90 евро Детский – 0,95 евро |
Ближний регион | Взрослый – 4,50 евро Детский – 2,30 евро | Взрослый – 3,47 евро Детский – 1,74 евро |
Дальний регион | Взрослый – 7,00 евро Детский – 3,50 евро | Взрослый – 5,60 евро Детский – 2,80 евро |
Пустая пластиковая карточка, которую можно пополнять, обойдется в 5 евро. Есть возможность приобрести карту сразу на месяц с неограниченным количеством поездок. Карточку можно купить в билетных автоматах, торговых точках R-kioski, в ТЦ Stockman, в офисах HSL, а также в информационно-туристических офисах.
Есть еще одна карточка – Helsinki card, предназначенная для туристов. В Хельсинки ее можно приобрести в аэропорту, на Центральном железнодорожном вокзале или на официальном сайте в режиме онлайн. Карточки бывают 2 видов: городские и региональные.
Карта | Город | Регион (город + пригород) |
---|---|---|
Helsinki card | 24 часа Взрослый – 35,00 евро Детский – 16,00 евро 48 часов Взрослый – 45,00 евро Детский – 19,00 евро 72 часа Взрослый – 55,00 евро Детский – 22,00 евро | 24 часа Взрослый – 44,00 евро 48 часов Взрослый – 54,00 евро 72 часа Взрослый – 64,00 евро |
Владелец такой карточки получает следующие привилегии:
- Бесплатное посещение основных достопримечательностей и музеев. Это касается и Finnair Sky Wheel (при обычном посещении билет для взрослого посетителя обойдется в 12 евро, а для ребенка – в 9 евро).
- Неограниченное пользование общественным транспортом.
- Бесплатная поездка на территорию морской крепости Суоменлинна.
- Аудиоэкскурсия для взрослых по Хельсинки.
- Туристический путеводитель.
О других привилегиях можно узнать, пройдя по ссылке.
Как приобрести билет на проезд
Разовые билеты, билеты на сутки, туристические карточки (помимо Helsinki card) можно приобрести в автоматах HSL. Покупка билета является очень простой процедурой. Например, вам нужен одноразовый билет для взрослого для поездки в пределах Хельсинки.
- Для начала выбираем язык – английский, финский или шведский. Далее нажимаем на дисплее опцию – “Single ticket”.
- Выбираем на дисплее взрослый билет и город – Хельсинки и нажимаем на кнопку справа.
- Следующий шаг – выбор способа оплаты. Есть два варианта: внести наличные или оплатить банковской карточкой.
- После внесения оплаты вы получаете билет.
Еще один вариант приобретения билета – купить его в R-kioski. Карта города не содержит обозначений таких пунктов, однако следует иметь в виду, что такие киоски всегда находятся рядом со станцией метро. Если вам нужен билет для поездки в пределах Хельсинки, в кассе нужно сказать: “Metro ticket Helsinki”.
Можно получить билет с помощью СМС. Сообщение с кодом “А1” нужно отправить на номер 16355. Мобильный билет придет в качестве ответа на отправленное сообщение. Стоимость отправки – 2,90 евро.
По такому билету можно проехаться в метро, в трамвае и на пароме к Суоменлинне. На проезд в автобусе действие этого билета не распространяется.
Услуга отправки сообщения является доступной только с номеров таких финских операторов, как Saunalahti, Tele Finland, Elisa, Kolumbus и DNA.
Также есть возможность приобрести билет на удобное время, отправив СМС с текстом “А1 hhmm”. На месте “hhmm” нужно указать время, с которого бы начался отсчет действия билета. Формат времени должен быть 24-часовой.
И последний вариант – скачать приложение на сайте и покупать билеты через него. Стоимость билета составляет 2,90 евро.
Схема метрополитена Хельсинки
Метрополитен в Хельсинки состоит всего из одной линии, которая имеет две ветки, на которых расположено 17 станций. Общая протяженность путей составляет 22 км. Перегоны между станциями короткие, поэтому время в пути от станции до станции составляет 2 минуты.
Достопримечательности, расположенные вблизи главных станций метро Хельсинки
Тем, кто хочет осмотреть основные достопримечательности Хельсинки как можно быстрее, следует воспользоваться метрополитеном.
Станции | Достопримечательности |
---|---|
Станция Helsingin yliopisto (“Хельсинкский университет”) | Это ближайшее метро к одной из финских площадей – Сенатской. Здесь находится Кафедральный собор, в котором ежегодно 13 декабря происходит самое зрелищное мероприятие – празднование Дня Люсии. В ходе празднования Люсию выбирают из 10 претенденток и венчают ее короной. Прямо перед собором установлен памятник российскому императору - Александру II. Повернувшись лицом к площади, слева можно видеть Государственный совет, а справа – здание университета. |
Станция Rautatientori, или Вокзальная площадь | На Вокзальной площади возвышается сооружение из серого гранита с красной крышей – это Национальный театр. Рядом с ним находится памятник финскому драматургу Алексису Киви. За Национальным театром расположен парк Кайсаниеми, а на противоположной стороне - художественный музей “Атенеум”. Напротив здания вокзала расположена необычная постройка – Маккаратало (“колбасный дом”). Эта площадь может стать отправной точкой для шопинга – прямо по подземному переходу, ведущему от вокзала, находятся торговые центры Sokos, Kamppi и Forum. |
Станция Kamppi | У станции Камппи находится одноименный шопинг-центр. Недалеко от станции расположен Художественный музей Синебрюхова, а также музей современного искусства “Киасма”. Рядом расположен и автовокзал. |
Станция Itakeskus | Молл Итакескус – один из самых больших торговых центров Северной Европы. На четырех его этажах находится до 300 торговых точек. Там есть рестораны, отделения финучреждений, офисы по продаже недвижимости, медицинские центры и билетные кассы. По будням молл работает с 10.00 до 21.00, в субботу – с 9.00 до 18.00, в воскресенье – с 12.00 до 18.00. |
Станция Vuosaari | Торговый центр Columbus несколько уступает по размеру моллу Итакескус. В торговом центре находятся супермаркеты, магазины одежды и электрооборудования, рестораны, аптеки и салоны красоты. Большой плюс этого торгового центра в том, что он работает по будням с 7.00 до 22.00 и в нем представлены российские бренды. Главный недостаток – небольшой выбор брендов. |
Перспективы развития метрополитена в Хельсинки
Метро в Хельсинки понемногу развивается и расширяется. Не так давно было завершено строительство станции Kalasatama, однако движение по ней пока происходит в тестовом режиме.
Параллельно ведутся работы по строительству станции, которая будет связывать центр города с новыми жилыми кварталами на окраинах. 11 лет назад городские чиновники приняли решение расширить ветку, ведущую к западному порту, и в 2010 году началось строительство первого участка, протяженность которого составляет 14 км.
В планах также продлить линию до аэропорта и дальше на запад. Из краткосрочных планов стоит отметить замену обычных составов на автоматические поезда.
В заключение
Метрополитен в Хельсинки – прекрасный вариант для передвижения по городу. Финское метро произведет впечатление на каждого, кто в нем побывает: стены разрисованы странными фигурами, вестибюлей и станций нет (как привыкли в России), а автоматы по продаже билетов расположены среди киосков с газетами.
Туристам выгоднее всего приобретать суточные билеты на несколько дней сразу либо Helsinki Card. Наличие карточки дает ее владельцу определенные привилегии: бесплатное посещение музеев, неограниченное пользование транспортом и др.