Транспортная сеть немецкой столицы постепенно складывалась на протяжении семисот последних лет. Первый в мире трамвай, троллейбус, электробус ─ все это появилось именно здесь. Добраться до любой точки в радиусе 15 километров от Бранденбургских ворот можно несколькими способами. Общественный транспорт Берлина развит настолько хорошо, что у туристов существует проблема выбора. Транспортные артерии плотно покрывают мегаполис как снаружи, так и под землей, как на суше, так и на воде. Остается только решить, чем пользоваться выгоднее.
Разновидности берлинского транспорта
Если бы городские и пригородные перевозки вдруг перестали функционировать, для покрытия нужд понадобился бы дополнительный миллион частных автомобилей. Карта общественного транспорта Берлина буквально испещрена маршрутами разной протяженности и направлений. И это не считая самого многочисленного в Германии на душу населения такси, а также хорошо развитого каршеринга (почасовой частной аренды авто) и канатной дороги протяженностью полтора километра.
Основные виды транспорта можно разделить на следующие группы:
- автобусы;
- трамваи;
- метро;
- городская электричка;
- паромы и речные трамвайчики.
Время работы транспорта в Берлине позволяет свободно передвигаться по городу большую часть суток: электрички ходят с 04.30 утра до 00.30 ночи ежедневно, а метро открыто с 4 утра до часу ночи. Причем, транспорт здесь ходит как часы: строго по расписанию и с точностью до минуты.
Есть ночные автобусные и трамвайные маршруты, а центральные линии метро в праздничные и выходные дни даже открыты 24 часа. Такси по определению ездит всегда круглосуточно.
Подземка и электрички
Метрополитен и городские электрички составляют основу транспортной системы города. Метро здесь называется U-bahn (сокращение от Untergrundbahn). На данный момент располагает 9 линиями и 173 станциями. Схема общественного транспорта Берлина в этой части представлена ниже.
Большая часть путей находится под землей, но есть и участки, которые проходят по улицам и мостам. Большие белые буквы U на синем фоне в городской инфраструктуре не заметить сложно.
В часы пик поезда курсируют с интервалами от 2 до 5 минут, в выходные и по праздникам реже ─ примерно каждые 10 минут. Здесь можно встретить два типа вагонов: узкие на линиях U1, U2, U3, U4 и широкие на U5, U6, U7, U8, U9.
В вагонах имеется бесплатный Wi-Fi, телефонная связь не затруднена, а на билетных автоматах можно подзарядить смартфон. На основных пересадочных станциях имеются магазины, банковские пункты, точки быстрого питания, а на некоторых ─ чугунные весы, изготовленные в 20-30-х годах прошлого века. Стоимость взвешивания ─ 10 центов.
Городская электричка называется S-bahn. Остановки обозначаются белыми буквами S на зеленом фоне. Пригородно-городские поезда соединяют центральные районы и окраины. Железнодорожная сеть имеет протяженность 327 км, 16 маршрутов и 166 станций.
Подавляющая часть путей пролегает на поверхности. Основные остановки совмещены с железнодорожными, автовокзалами, станциями метро и другими пересадочными узлами. Интервал движения поездов ─ 5-10 минут.
Берлинский трамвай
Городской электрический транспорт в Берлине невозможно представить без трамвая — старейшего в мире. В планах градостроительства этот вид транспорта занимает ведущее место ввиду экологичности. В основном они служат для соединения веток метро и автобусов.
Сегодня трамвайное сообщение представлено в основном в восточной части города. В западной работают всего две линии. Схема выглядит так:
Трамвайная система включает 22 маршрута общей протяженностью 440 км. В том числе 9 линий MetroTram (на схеме обозначаются буквами M).
В отличие от обычных Tram или Straßenbahn (маршруты 12-68), данная разновидность напоминает поезда метро. Число вагонов может быть пять и больше, плюс они более комфортабельные. Если обычный ходит до 12 часов вечера, то этот работает круглосуточно с интервалами 10 минут, а после полуночи –каждые 30 минут.
Автобусное сообщение
Наземный транспорт Берлина достойно представляет городская автобусная сеть, обслуживаемая единственный оператором ─ BVG. Четверть городских перевозок возложена на этот вид транспорта. Общая длина маршрутов 322 км, а парк насчитывает 681 автобус.
Стандартные маршруты ─ это №№ с 100 по 399. Первые цифры 1 и 2 указывают на частоту движения не больше 20 минут, а 3 — на движение по индивидуальному графику. Вторая цифра указывает на округ, а третья используется для сквозной нумерации.
Часть автобусов принадлежит сети MetroNetz. Такие обозначаются MetroBus (на схемах и остановках буквой М), а курсируют в северных районах города, где недостаточно маршрутов подземки и электрички.
Экспрессы маркируются буквой X.
Особое обозначение имеет маршрут TXL-bus, связывающий центр, главный железнодорожный вокзал и аэропорт Тегель.
В ночное время перевозки осуществляют ночные линии (номер маршрута начинается с буквы N). Автобусы с трехзначной нумерацией заменяют основные дневные маршруты, а с однозначными номерами — соответствующие линии метрополитена. Интервал движения не превышает 30 минут.
Речное сообщение
Водный транспорт Берлина ─ старейший в городе. Первый паром появился еще в XIV веке.
Общая площадь водоемов в районе немецкой столицы ─ примерно 60 кв. км. Природные возможности не могли не использоваться. Сегодня здесь работает 6 паромных линий (три из них ─ F10, F11, F12 ─ круглогодично, три ─ F21, F23, F24 — с Пасхи до 3 октября), ежегодно перевозящих до миллиона человек. Интервал движения ─ от 10 минут до часа.
Паромы, или «плавающие автобусы», как их называет BVG, курсируют только днем, а в туман и гололед движение ограничивается.
Некоторые другие линии обслуживают частные перевозчики. Например, к острову Рфауэнинзель или из Хакенфельде в Тегельорт. Кстати, последний паром является единственным, переправляющим лошадей, легковые автомобили и экскурсионные автобусы.
Возможности немецкой столицы не нуждаются в оценке. А как пользоваться общественным транспортом в Берлине, мы расскажем далее.
Городское такси
Такси здесь представлено парком из более восьми тысяч автомобилей «Мерседес-Бенц». В основном перевозки осуществляют мелкие частные предприниматели. Автомобили легко узнаваемы благодаря цвету светлой слоновой кости.
Оплата осуществляется по счетчику. Стоимость посадки ─ 3,90 евро. Такса за проезд:
- первые семь км ─ 2 евро/км;
- далее 1,50 евро/км.
За пределами города допускается оплата по договоренности. Возможен заказ такси по телефону или через мобильные приложения.
Кроме того, в Берлине можно встретить экзотические велорикши Bike Taxi, Berlin Rikscha Tours или Velotaxi.
Берлинские аэропорты
В Берлине два действующих аэропорта. Это Тегель, расположенный в 8 км северо-западнее города, и Шёнефельд, который находится в 18 км к юго-востоку. Первый ─ это основные международные воздушные ворота, принимающие борта из 130 стран мира.
Второй обслуживает рейсы преимущественно чартерных и малобюджетных перевозчиков. В 2020 году должен открыться аэропорт Берлин-Бранденбург. Два действующих аэропорта после этого закроют.
Тарифные зоны
Зоны общественного транспорта Берлина с доступными на сегодня маршрутами представлены на следующей карте:
На схеме видно, что город поделен на три тарифные зоны:
- А ─ центр в пределах кольцевой ж/д дороги;
- В ─ охватывает остальную площадь германской столицы;
- С ─ включает большинство пригородов, включая Потсдам, мемориал Заксенхаузен и аэропорт Шенефельд.
Виды билетов
Существуют следующие виды и названия билетов на общественный транспорт Берлина:
- Kurzstrecke ─ короткая поездка. Рассчитан на проезд трех станций на метро и электричке или до шести на автобусе и трамвае без пересадок в зонах А и В. В зоне С можно использовать только для электричек.
- Einzelfahrschein ─ билет в один конец. Действует в течение 120 минут. Допускаются пересадки, смена вида транспорта в одном направлении. Чтобы вернуться, необходим новый билет.
- 4-Fahrten-Karte ─ на четыре поездки. Аналог Kurzstrecke/Einzelfahrschein, но со скидкой.
- Anschlussfahrschein ─ соединительный (сквозной) между зонами А и С. Позволяет добавить поездку до зоны, не отмеченной в основном билете.
- Tageskarte ─ суточный. Для поездок на любом транспорте со времени, отмеченного компостером, до трёх часов утра следующих суток.
- 7-Tage-Kart ─ проездной на неделю на всех видах транспорта.
- Kleingruppen-Tageskarte ─ на день для группы до 5 человек.
- Monatskarte ─ месячный проездной.
- 10-Uhr-Karte ─ проездной на месяц для тех, кто любит поспать. Пользоваться можно на любом транспорте с 10 утра среди недели или с 24.00 в выходные и праздники до трех часов следующего дня.
- Jahreskarte ─ абонемент на 12 календарных месяцев.
Теперь о том, сколько стоит проезд на транспорте в Берлине:
- Kurzstrecke стоит 1,70 евро, на ребенка ─ 1,30;
- стоимость Einzelfahrschein (по зонам): 2,70 евро АВ, 3 евро ВС и 3,30 евро ABC. Для детей от 6 до 14 лет: 1,70, 2,10 и 2,40 евро соответственно;
- полный на четыре короткие поездки стоит 5,60 евро, льготный (детский) ─ 4,40. На четыре поездки в один конец взрослый 4-Fahrten-Karte стоит от 9 до 13,20 евро, детский ─ от 5,60 до 9,60 евро;
- цены на дневные билеты в зависимости от зон меняются от 7 до 7,7 евро;
- Anschlussfahrschein стоит 1,60 евро;
- групповой Kleingruppen-Tageskarte стоит от 19,9 до 20,8 евро;
- недельный 7-Tage-Kart – от 30 до 37,50;
- стоимость месячного проездного варьируется от 81 до 100,5 евро;
- билеты 10-Uhr-Karte оцениваются от 59 до 73,30 евро:
- проездной на год стоит от 761 до 976 евро.
Впрочем, бывают и особенные случаи. К примеру, BVG совместно с Adidas выпустили кроссовки стоимостью 180 евро с уже вшитым в подошву годовым проездным билетом. Обувь раскупили моментально.
Чем больше зон покрывает билет, тем он дороже. Это самые свежие данные, однако они не статичны и обновляются ежегодно. Стоимость проезда в Берлине на общественном транспорте в 2019 году может измениться.
Туристические маршруты
Для туристов в Берлине действуют специальные предложения:
- Berlin WelcomeCard – билет на проезд в любом транспорте по всему городу, скидки от 25 до 50 % от 200 партнеров, бесплатные путеводитель и карта.
- Berlin WelcomeCard Museumsinsel – аналогичный билет, но дающий дополнительные скидки.
Оба предложения интересны для тех, кто ищет варианты, как сэкономить на транспорте в Берлине, а заодно приобщиться к культурно-историческому наследию города.
“Берлинская приветственная карта” доступна на определенный срок для использования в зонах АВ/АВС по следующим ценам, евро:
- на 48 часов ─ 19,90/22,90;
- на 72 часа ─ 28,90/30,90;
- на 4 дня ─ 33,50/35,90;
- на 5 дней ─ 36,90/41,50;
- на 6 дней ─ 42,50/46,50.
Карты Берлина для музеев и транспорта выпускаются только на 72 часа и стоят 45 и 47 евро соответственно тарифным зонам. Эти билеты позволяют посетить “Музейный остров” со скидкой 30 %.
Со списком партнёров и скидками можно ознакомиться на www.visitberlin.de/welcomecard. Самое новое предложение – Berlin Welcome Card all inclusive% стоит от 79 евро и дает еще больше возможностей.
Покупка и пользование билетом
Пару слов о том, как купить билеты в Берлине на транспорт. Билеты продаются в киосках и автоматах на платформах и станциях, в терминалах аэропорта, у водителей автобусов. В трамваях есть специальные автоматы. На автобус билет можно купить прямо в салоне. Такой компостировать не надо, так как на нём уже стоит печать. Остальные билеты перед поездкой обязательно нужно компостировать ─ вставить в специальное устройство на поручне.
Безбилетный проезд
«Зайцев» наказывают штрафом размером 40 евро. Так же поступают с теми, кто забыл прокомпостировать проездной или купил билет для другой зоны. Контролеры в Берлине форму не носят и послаблений туристам не делают.
Как спланировать маршрут
Официальный сайт общественного транспорта Берлина www.bvg.de позволяет спланировать маршрут с высокой точностью, посмотреть расписание, найти ближайшую остановку, выбрать и купить билеты, а также узнать много другой полезной информации. Удивительно, но факт ─ даже с учетом поездок на метро, электричках и пароме планировщик работает стопроцентно корректно, а пользоваться им легко.
Чтобы проложить маршрут на сайте общественного транспорта Берлина, нужно:
- Открыть портал.
- Выбрать язык (доступны немецкий и английский).
- Ввести в форму наименования мест отправления и прибытия, выбрать тип транспорта, дату, время и активировать поиск.
Появится исчерпывающая информация о платформах посадки/высадки, остановках, пересадках, времени в пути, прибытия и стоимости проезда.
К примеру, доступный транспорт от Ист-сайд галереи до Александерплац в Берлине представлен сразу тремя разновидностями, не считая пешего путешествия. Кстати, указывается его длина с точностью до метра. В разделе Maps можно взглянуть на маршрут, наложенный на карту города.
Это же позволяют утилиты BVG, Öffi, VBB, имеющиеся в свободном доступе в Google Play и AppStore. Перед путешествием достаточно скачать и установить на смартфон такое приложение и изучить систему городского транспортного сообщения заочно.
Заключение
Берлин ─ ультрасовременный город и использовать весь его потенциал стоит. С транспортом в городе проблем нет, а изучить особенности работы, маршруты и ценообразование можно предварительно. Так же, как и составить календарь и маршрут путешествия.