Во время подготовки к первой поездке в незнакомую страну важно уделить внимание изучению доступных в ней способов перемещения как внутри населенных пунктов, так и между ними, иначе вы можете потерять много времени и денег. Особенно это касается путешествий в такую огромную, колоритную и густозаселенную страну, как Китай. Поэтому стоит выяснить, как устроен транспорт в Китае и какие его виды доступны в разных городах.
Несмотря на обширные территории, долгие годы транспортная система Поднебесной заметно уступала европейской. Активно развиваться она началась лишь со второй половины XX века, когда многочисленные войны, революции и перевороты в этом регионе закончились и государство стало на путь устойчивого развития.
Например, за 65 лет, прошедших со старта государственной программы строительства дорог, их общая протяженность повысилась с 80 тысяч до почти 4,5 миллионов км.
В настоящее время городской общественный транспорт в Китае является одним из самых развитых в мире – и это неудивительно, так как без него такие мегаполисы, как Пекин с населением более 21,7 миллиона человек, Шанхай (почти 25 млн чел.), Чунцин (30 млн) или Тяньцзинь (14 млн) были бы просто парализованы.
А вот междугородняя транспортная сеть отстает от США и стран Европы: несмотря на то, что на развитие инфраструктуры перевозок правительство КНР тратит порядка 9 % ВВП в год, многие регионы Поднебесной (особенно в ее северо-западной части) остаются сравнительно труднодоступными. Доходит до того, что в некоторых отдаленных сельских районах гужевой транспорт продолжает преобладать над механизированным.
Регулированием деятельности компаний-перевозчиков в КНР занимается межведомственное агентство, состоящее из представителей Министерства коммуникаций, Министерства железных дорог и Администрации гражданской авиации.
Рассмотрим подробнее наиболее распространенные виды транспорта в Китае.
В мегаполисы страны осуществляют рейсы все крупные международные авиалинии, включая «Аэрофлот». На внутренних рейсах обслуживание осуществляют в основном местные авиакомпании, самые крупные среди которых:
Независимо от выбранной компании, следует помнить, что воздушный транспорт Китая до сих пор остается основным способом путешествия в отдаленные районы государства, поэтому пользуется огромной популярностью у местного населения. Так что билеты стоит бронировать заранее с помощью местных ресурсов (например Elong) или непосредственно на сайтах компаний.
Можно воспользоваться и традиционными сайтами вроде skyscanner.com, однако опытные путешественники в своих отзывах утверждают, что международные сайты часто показывают завышенные цены на рейсы внутри КНР.
И будьте готовы к частым задержкам внутренних рейсов и обязательной оплате аэропортового сбора в 50 юаней (7,4 $). С его учетом перелет из Пекина в Шанхай обойдется вам примерно в 340 $. Стоимость того же перелета в бизнес-классе будет примерно на 30 % дороже, а если вы захотите лететь первым классом, будьте готовы заплатить на 50 % больше.
Железные дороги – самый популярный межрегиональный наземный транспорт Китая, охватывающий практически всю территорию страны. Их оператором является госкомпания China Railways.
Общая протяженность путей приближается к отметке в 125 000 км. По этому показателю Поднебесная занимает третье место в мире, уступая лишь США и РФ. При этом в государстве ведется активное строительство современных скоростных и сверхскоростных линий, по которым курсируют поезда со скоростью до 350 км/ч. Общая протяженность таких линий достигает 30 000 км, что является мировым рекордом.
Стоимость билетов на железнодорожный транспорт в Китае зависит не только от расстояния, но и от выбранного класса поезда и вагона. В настоящее время в стране действует такая классификация поездов:
Название класса | Особенности | Средняя скорость, км/ч |
---|---|---|
K | Обычные поезда, которые делают остановки на всех станциях пути | 120 |
T | Экспрессы | 140 |
Z | Прямые рейсы без остановок или с остановками только в крупных городах | 160 |
C | Региональные скоростные маршруты | 200 |
D | Обычные скоростные составы | 250 |
G | Сверхскоростные поезда премиум-класса | 350 |
В обычных составах по комфортности вагоны делятся на:
В скоростных поездах используются исключительно сидячие вагоны, для которых принята иная классификация:
Поездка из Пекина в Шанхай, расстояние между которыми превышает 1 200 км, на скоростном поезде в вагоне 2 класса обойдется примерно в 85 $.
Приобрести билеты на поезд в Китае через интернет можно с помощью сервисов China DIY Travel, China highlights и Trip.com. Только учтите, что билеты на самые популярные и загруженные направления могут быть полностью выкуплены за несколько дней до поездки, так что их бронированием лучше заняться за 5 дней до планируемого путешествия (тем более, что именно с этого срока появляется возможность купить их).
Спланировать маршрут поможет схема железных дорог Поднебесной.
К сожалению, действие Венской конвенции в Китае
распространяется исключительно на Макао и Гонконг. А значит, на остальной территории страны взять машину напрокат можно только при наличии временных местных прав. Получить их можно в отделениях дорожной полиции у стойки Apply temporary drive license.Для получения местного водительского удостоверения понадобятся:
Стоимость получения этого документа составляет 8 $.
К тому же, аренда авто в Китае потребует не только оплаты услуг прокатчика (от 10 до 50 $ в сутки), но и внесения залога за машину (от 700 до 1500 $, которые вносятся наличными или замораживаются на вашей кредитной карте) и страхового сбора (от 5 до 10 $ в день плюс 80 $ залога для уплаты штрафов в случае нарушения правил движения с вашей стороны).
Поэтому большинство туристов рекомендуют воспользоваться услугой аренды автомобиля с водителем, которая обходится в среднем в 100 $/день.
В крупных городах Поднебесной метро играет примерно ту же роль, что и в мегаполисах Америки и Европы. Ведь насколько хорошо не были бы развиты наземные общественные перевозки, только метрополитен позволяет обуздать пассажиропотоки, характерные для ритма жизни современных деловых центров.
Основное отличие большинства линий китайской подземки – их относительная новизна, так как массовое строительство метро в КНР началось сравнительно недавно.
Например, в столице страны подземка (которая по состоянию на 2019 год является наиболее загруженной в мире) открылась только в 1965 году, а в Шанхае (самый длинный метрополитен в мире)– и вовсе в 1993 г.
По состоянию на 2019 год из 15
систем метро в мире с наибольшей совокупной длиной 8 находятся именно в КНР, причем первые 3 строчки этого рейтинга занимают подземки Шанхая, Пекина и Гуанчжоу. Большая часть подвижного состава во всех городах составляют современные поезда и вагоны производства китайской корпорации CRRC, находящиеся в отличном техническом состоянии.К сожалению, далеко не все китайские мегаполисы имеют системы метрополитена, поэтому стоит знать, в каких городах есть метро:
В большинстве городов цена проезда определяется по принципу тарифных зон, как принято в Европе, и варьируется от 1,5 до 8 юаней (от 0,25 до 1,2 $) за исключением веток, ведущих в аэропорты, проезд в которых может стоить до 25 юаней (3,7 $).
Объявления и надписи обычно делаются на китайском и английском языках, что облегчает ориентацию. Практически все станции оборудованы подъемниками для людей на инвалидных колясках и рельефными дорожками для слабовидящих. Обозначается метрополитен иероглифами 地铁 (произносится как dìtiě).
Главное отличие принятой в Поднебесной системы оплаты метро – отсутствие проездных. Вход и выход со станций осуществляется по билетам, которые приобретаются в кассах и терминалах на входе. В некоторых городах (например Пекине) существует также универсальная бесконтактная карта, которую можно использовать для оплаты поездок во всех видах общественного транспорта, включая метро.
Основная проблема, с которой придется столкнуться гостю страны, – постоянная переполненность станций и вагонов.
Оплатить проезд можно, купив электронную проездную карту (при входе ее нужно приложить к валидатору) или у кондуктора, который обычно сидит возле водителя. Стоимость проезда колеблется от 1 до 2 юаней (от 0,15 до 0,3 $). Прокатиться на троллейбусе можно в таких городах КНР:
К сожалению, трамвайная система в Поднебесной находится в состоянии ликвидации и функционирует только в г. Дальянь.
Знаменитые трамваи без рельсов в Китае пока что функционируют в экспериментальном режиме и доступны только в городе Чжучжоу. На трамвай это средство передвижение похоже только внешне, являясь по сути беспилотным электроавтобусом. Его вместимость достигает 500 пассажиров, а максимальная скорость составляет 70 км/ч. В городе он перемещается по специальной «умной» разметке, которая играет роль виртуальных рельс.
Благодаря двойной функциональности пекинских троллейбусов они объединены с автобусами в единую сеть и ездят по одним и тем же маршрутам. Всего в городе порядка 1 200 разных маршрутов, по которым курсируют почти 30 000 автобусов. Их движение начинается в 5.00 и завершается в 23.00.
В ночное время количество маршрутов сокращается до 38.
Стоимость проезда составляет 2 юаня за первые 10 км пути и по 1 юаню за каждые следующие 5 км. Оплата производится с электронной карты с помощью валидатора или кондуктору.
На остановках висят инфостенды с номерами и расписанием движения проходящих через них автобусов. Большинство машин ходит строго по расписанию с минимальными отклонениями.
Подобная система реализована и во всех остальных городах страны. Также существует система региональных и междугородных автобусов, которые отправляются с автовокзалов.
К сожалению, заранее купить билет на автобус в Китае можно только на автовокзале – системы онлайн-бронирования в стране пока не созданы.
Услуги такси
Как и во всех странах мира, в Китае действует множество самых разных такси. Вызвать машину можно по телефону или с помощью приложений Yidao YongChe, Kuaidi One, Shenzhou Zhuanche или Didi Chuxing.
Также можно остановить свободную машину на улице: если такси свободно, на его лобовом стекле загорается сигнал или появляется флажок. Но для этого нужно стоять в месте, где разрешена остановка, иначе таксисты не будут останавливаться, опасаясь штрафа.
Чтобы избежать обмана, стоит выяснить заранее, сколько стоит такси в Поднебесной. Средняя стоимость посадки и первых 3 км пути составляет 11 юаней (1,6 $), стоимость каждого последующего километра составляет 3 юаня (0,45 $). Если ваш маршрут пройдет через платные дороги или мосты, то проезд по ним оплачивать придется вам.
Стоит проследить, чтобы ваш водитель включил счетчик. Зато если вы договоритесь с таксистом, то сможете заказать машину на весь день и получить неплохую скидку.
Учтите, что во многих городах КНР для водителей в порядке вещей подбирать попутчиков по дороге. Еще один нюанс – в стране мало англоязычных водителей, поэтому нужный вам адрес стоит заранее распечатать по-китайски или показать таксисту в своем гаджете.
Развит в стране и морской транспорт: кроме круизных лайнеров, между всеми портами страны налажено регулярное пассажирское сообщение с помощью рейсовых теплоходов и паромов. Так, путешествие из Даляня в Шанхай на пароме (расстояние около 1 100 км) займет до 40 часов и обойдется в сумму от 200 до 1 000 юаней (от 30 до 150 $).
[yop_poll id=”11″]
В январе 2004 года между Шанхаем и находящимся в 30 км от него аэропортом Пудун был запущен скоростной маглев – чуть ли не самый необычный транспорт в Китае. Внешне он выглядит как поезд, вот только движется не по рельсам, а над ними. Принцип действия маглева – подъем состава над дорогой за счет сильного электромагнитного поля.
Благодаря полному отсутствию трения такой поезд может достигать скоростей порядка 600 км/ч, которые характерны скорее для самолетов, чем железных дорог. При этом, несмотря на необходимость создания сильных электрических полей, затраты энергии на работу маглева даже меньше, чем у обычных электропоездов. К тому же из-за отсутствия трения он значительно медленнее изнашивается и практически не производит шума при движении.
Стоимость проезда в этом поезде будущего составляет 50 юаней (7,4 $). Движение начинается в 6.45 и закрывается в 22.40.
Весной 2016 года второй маглев в стране был запущен в г. Чанша. Он курсирует между аэропортом и железнодорожным вокзалом, а общая длина пути составляет порядка 18,5 км. Наконец, в 2017 году третья в стране линия левитирующих поездов была интегрирована в пекинское метро. Ее длина составляет чуть более 10 км.
Наряду со сверхтехнологичными способами перемещения во многих городах доступен и такой традиционный китайский транспорт, как рикши. Конечно, тех самых рикш, которые впрягались в повозку и тащили ее силой своих ног, в наш век не встретить даже в самых отдаленных уголках Поднебесной, зато их место заняли многочисленные вело- и моторикши.
Стоимость их услуг обычно договорная и варьируется в зависимости от города, расстояния, и даже вашего внешнего вида (насколько платежеспособными вы выглядите и как много весите). В среднем за удовольствие прокатиться на велорикше придется заплатить от 3 юаней (0,45 $).
Еще один из популярных в КНР видов городского транспорта – велосипед. Его аренда обойдется до 1 юаня в час, что делает его одним из самых дешевых способов передвижения. К тому же велосипеду не страшны пробки.
Правда, далеко не все туристы готовы к передвижению на велосипеде в условиях сверхплотного трафика китайских дорог. Услуги аренды велосипеда во всей Поднебесной предлагает, например, компания Mobike.
Система общественного транспорта КНР динамично развивается вместе с экономикой государства. В большинстве крупных городов она организована по европейскому образцу и оснащена по последнему слову техники. А вот добраться до отдаленных провинций и тем более путешествовать по ним может быть проблематично.
Из-за огромного населения страны давка в городском транспорте стала привычным явлением, а билеты на популярные межрегиональные поезда и самолеты стоит бронировать заранее.
Планируете заграничное путешествие? Не забудьте про туристическую страховку! Она станет вашим надежным помощником в случае…
Один из самых увлекательных способов исследовать Россию - это пешие прогулки. Это позволит вам полностью…
Эстония, маленькая страна на побережье Балтийского моря, привлекает туристов своей уникальной культурой, красивой природой и…
Россия - это не только огромная территория, но и невероятное разнообразие природы, культуры и истории.…
Сегодня, в эпоху глобализации и сверхсвязности, многие русские ищут новые возможности за пределами своей родины.…
Мир меняется, и многие люди в России задумываются о переезде в другую страну. Причин может…