Ошибочно считать, что покупка автомобиля – самая крупная статья расходов его владельца. За годы эксплуатации транспортного средства ему придется выложить кругленькую сумму пошлин.
С 1997 года немецкое законодательство наметило четкий тренд на повышение экологичности используемых транспортных средств. Власти Германии поставили перед собой весьма амбициозную задачу – к 2020 году снизить объем выбрасываемого в атмосферу CO2 на 40%.
Аргументация для автовладельцев проста: загрязняешь атмосферу больше других – плати дороже. В результате разница в размере налога для владельцев менее экологичных машин может достигать 3-4 раз или 200-300 евро. Такой автомобильный налог получил название Kfz-Steuer. Он составляет значительную долю расходов автовладельцев, поэтому именно его величина – первое, на что стоит обратить внимание при покупке автомобиля.
Обязанность уплаты Kfz-Steuer возложена на владельцев всех автомобилей, которые эксплуатируются на территории Германии, в том числе:
Как правило, обязанность уплатить транспортный налог Kfz-Steuer возникает после регистрации.
До 2014 года его взиманием занималась налоговая служба (Finanzamt), однако теперь средства по налогу подлежат перечислению в таможенные органы (Zollamt). Определить, какое конкретно отделение таможни обслуживает территорию, на которой вы проживаете, можно здесь.
Именно туда из регистрационных органов будет направлен налоговый отчет; на го основании будет сформирована налоговая оценка, по которой и будет производиться оплата Kfz-Steuer.
В результате каждый новый владелец автомобиля получает по почте налоговую оценку, и ее размер останется действительным на все последующие годы. Обратим внимание, что в будущем таможенный орган не будет напоминать автовладельцам об обязанности уплатить налог в срок.
Новая налоговая оценка бедет проведена, если:
Попробуем разобраться в том, что же представляет собой транспортный налог и от чего зависит его размер.
Налог на владение автомобилем в Германии будет зависеть от ряда факторов, среди которых класс экологичности и возраст авто. Это первое, на что стоит обращать внимание при приобретении автомобиля, ведь два разных 2-литровых автомобиля могут обходиться как в 100 €, так и в 300 € в год.
Как уже понятно, владеть автомобилем в Германии отнюдь не дешево. Особенно если автомобиль «в возрасте» и обладает двигателем с внушительным объемом. По официальной трактовке, Kfz-Steuer взимается со всех транспортных средств с поршневым двигателем.
Итоговая сумма, которая будет подлежать уплате, зависит от:
[yop_poll id=”14″]
Большинство автомобилей, встречающихся сегодня на автомобильных дорогах Германии, относятся к эмиссионным классам Евро-3 и выше. Согласно §9 закона о налоге с транспортных средств (Kraftfahrzeugsteuergesetz, KraftStG), такая машина, если она была впервые поставлена на учет до 30.06.2009, облагается Kfz-Steuer в размере 6,75 € на 100 см3, если на ней установлен бензиновый двигатель, и 15,44 € на 100 см3, если дизельный. Конкретная ставка для автомобилей, зарегистрированных до июля 2009 года, на 100 см3 двигателя, далее в таблице.
Стандарт экологичности в зависимости от выбросов СО2 | Бензин | Дизель |
---|---|---|
Евро-3 и выше | 6,75 € | 15,44 € |
Евро-2 | 7,36 € | 16,05 € |
Евро-1 | 15,13 € | 27,35 € |
Евро-0 (ehemals ohne Ozonfahrverbot) | 21,07 € | 33,29 € |
Евро-0 (übrige) | 25,36 € | 37,58 € |
Чем машина новее, тем ставка налога ниже, однако порядок расчета несколько усложняется.
Для более нового автомобиля, зарегистрированного впервые после 01.07.2009 года, действуют другие общие ставки: 2 € на 100 см3 для бензиновых двигателей и 9,5 € на 100 см3 – для дизельных. Однако в дополнение к этой базовой ставке приходит доля СО2, которую автотранспортное средство «выдувает» сверх установленного предела на километр пробега. Такая ставка составляет + 2 евро за каждый лишний грамм сверх установленного предела. Объем выбросов определяется самим производителем и указывается в технической документации.
С 2014 и до 2020 года предел выбросов составляет 95 г/км пробега (в 2013 году он составлял 110 г/км, в 2012 году 120 г/км). Учитывая, что столь минимальным объемом выбросов обладают лишь «зеленые» экологически чистые автомобили, вроде Тойоты Prius, практически всем автовладельцам приходится уплачивать дополнительный налог помимо базовой ставки в 2 €/100 см3.
Например, BMW Х5 3.0d «выдувает» 162 г/км, Volkswagen Passat 1.4 TSI – 145 г/км. Такой объем выбросов заставляет владельцев указанных автомобилей доплачивать к налогу 134 и 100 € соответственно. Таким образом власти Германии заставляют население пересаживаться на более экологичные транспортные средства.
В любом случае самостоятельный расчет представляется слишком сложным. Чтобы упростить жизнь обывателей, в 2019 году налоговая служба ФРГ запустила специальный калькулятор транспортного налога (KFZ steuer rechner). Все, что нужно – это ввести тип автомобиля, тип привода, объем двигателя (кубическая емкость двигателя указана в графе P.1 части I регистрационного свидетельства на транспортное средство) и объем выбросов (обычно указывается в поле V.7 части I регистрационного свидетельства).
Для
справедливости отметим, что германские власти всячески стимулируют использование более новых и экологичных транспортных средств. Например, для владельцев «зеленых» автомобилей вводятся специальные налоговые каникулы.Так, согласно §3d KraftStG, владельцы электроавтомобилей освобождаются от транспортного налога на первые 10 лет его использования, если первая регистрация пришлась на период 18.05.2011–31.12.2015. При регистрации после этой даты и до 31.12.2020 можно получить освобождение лишь на 5 лет.
Кроме владельцев таких автомобилей, освобождены от уплаты транспортного налога лица с тяжелыми физическими недостатками, в частности, имеющие «отметку»:
Обратим внимание еще на один нюанс. Если сумма налога в итоге превысит 500 €, автовладелец может обратиться в налоговые органы за рассрочкой его уплаты. При непогашении сумм налога в срок таможенные органы занимаются их принудительным взысканием.
Отметим, что с 01.09.2018 года автопроизводители будут применять более точные процедуры оценки объема выбросов углекислого газа (WLTP).
По словам экспертов, это приведет к увеличению итогового размера транспортного налога примерно на 20 %. Поэтому если в 2019 году вы планируете приобрести новый автомобиль в Германии, советуем сделать это до осени.
Впрочем, Kfz-Steuer – далеко не единственные налоги в Германии, которые приходится платить автовладельцам. Например, для владельцев большегрузов, проезжающих по немецкой сети автомагистралей, в ФРГ действует специальный дорожный сбор, взимаемый за каждый пройденный по трассе километр – LKW-MAUT (аналог российской системы «Платон»).
Налог применяется исключительно в отношении транспортных средств, используемых с целью грузоперевозок, на автобусы он не распространяется. Изначально минимальная масса большегрузного автомобиля для применения налога должна была быть не менее 12 тонн. Однако с 1.10.2015 она составляет 7,5 тонн – за все, что весит больше, обязательно уплачивают LKW.
Правовое регулирование этого вопроса осуществляется Законом о взимании дистанционных сборов за использование федеральных автомагистралей и федеральных автодорог (Gesetz über die Erhebung von streckenbezogenen Gebühren für die Benutzung von Bundesautobahnen und Bundesstraßen, BFStrMG).
Конкретная сумма подлежащего уплате налога зависит от:
Расчет осуществляюется в соответствии со ставками, указанными в Приложениях 1, 2, 3 к BFStrMG. На сегодня в зависимости от указанных факторов плата LKW-MAUT составляет от 0,125 до 0,244 € за 1 км пробега.
Обратим внимание, что существует 2 способа уплаты:
Обратите внимание, что обязанность уплачивать LKW-MAUT возлагается не просто на владельцев большегрузов, а лишь в том случае, если они двигаются по определенным автомобильным дорогам. С сетью дорог, при передвижении по которым потребуется уплачивать налог, можно ознакомиться здесь.
Владельцы большегрузов – не единственные, кому приходится платить пошлину за использование автомобильных дорог. Начиная с 2016 года всех немецких автовладельцев, чей легковой автомобиль весит менее 3,5 тонны, пытаются обязать платить налог Pkw-Maut – так называемый транспортный сбор на инфраструктуру.
В соответствии с принятыми Бундесратом изменениями, итоговая стоимость виньетки на 100 см3 объема двигателя составит
Класс экологичности | Бензин | Дизель |
---|---|---|
Евро-3 и ниже | 6,5 € | 9,5 € |
Евро-4 и Евро-5 | 2 € | 5 € |
Евро-6 | 1,8 € | 4,8 € |
При этом максимальная стоимость наклейки ограничена и составит 130 €.
Для иностранных транспортных средств плата вводится только при движении по автобанам. За 10-дневное разрешение им придется платить 4-14 €, а двухмесячное разрешение обойдется 11-30 €.
Тот, кто не оплатил пошлину, попадет под штрафные санкции, размеры которых еще не определены. Однако точно известно, кто будет контролировать соблюдение данного требования, – это BAG, немецкое ведомство по грузопассажирским транспортным перевозкам. В будущем автомагистрали будут оборудованы специальными автоматическими средствами, самостоятельно определяющими нарушителей.
На этом, к слову, расходы автовладельцев тоже не заканчиваются. Обязательными для них является наличие страховки.
Как и в любой другой цивилизованной стране, водительская ответственность в Германии должна быть застрахована. Топ-3 компаний-автострахователей ФРГ по числу клиентов: Allianz, Huk-Coburg, Axa.
Различают три традиционные формы страхования:
В борьбе за улучшение экологической ситуации еще с начала 90-х Европейская экономическая комиссия ООН принимает экологические стандарты для автотранспорта, обеспечивая тем самым защиту окружающей среды. Различают 6 таких стандартов, начиная с Евро-1, принятого в 1992 году, и заканчивая Евро-6, который был введен в 2014 году.
Евро-стандарт регламентирует объем углеводородов (угарного газа, оксидов азота, твердых частиц и так далее), содержащихся в выхлопных газах автотранспортных средств. Указанные стандарты отличаются не только для разных типов двигателей (бензин/дизель) – отдельные стандарты предусмотрены для автобусов, для большегрузов, для легкого коммерческого транспорта и так далее.
Что же касается обычных легковых автомобилей, для них установлены следующие стандарты в г/км:
Класс | Бензин | Дизель | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Евро | СО | ТНС | NMHS | NOx | HC+NO | PM | СО | ТНС | NMHS | NOx | HC+NO | PM |
Euro-1 | 2.72 | - | - | 0.97 | - | 2.72 | - | - | 0.97 | 0.14 | ||
Euro -2 | 2.2 | - | - | 0.5 | - | 1 | - | - | 0.7 | 0.08 | ||
Euro -3 | 2.3 | 0.2 | - | 0.15 | - | - | 0.64 | - | - | 0.5 | 0.56 | 0.05 |
Euro -4 | 1 | 0.1 | - | 0.8 | - | - | 0.5 | - | - | 0.25 | 0.3 | 0.025 |
Euro -5 | 1 | 0.1 | 0.68 | 0.06 | - | 0.005 | 0.5 | - | - | 0.18 | 0.23 | 0.005 |
Euro -6 | 1 | 0.1 | 0.68 | 0.06 | - | 0.005 | 0.5 | - | - | 0.08 | 0.17 | 0.005 |
С января 2008 года в Германии действуют специальные природоохранные экологические зоны – первыми их учредили власти в Берлине, Кельне и Ганновере, а их примеру последовали десятки других населенных пунктов. «Зеленые зоны» в центральной части крупных городов (Umwelt zone) обозначены специальными знаками.
Для попадания на такую территорию на автомобиле должна содержаться специальная экологическая плакетка определенного цвета – знак перед въездом в зону будет сообщать, автомобили с плакетками какого цвета (зеленый, желтый и красный) имеют право находиться в ней.
Автомобилям без экологической плакетки въезд в природоохранную зону запрещен – штраф составляет 80 евро.
Цветовое разделение делит автомобили на три условных класса:
Право наклеить зеленую плакетку имеют авто, обладающие Euro-4 и выше или же Euro-3 со специальным фильтром твердых частиц. Стоимость плакеток составляет 5-19 €.
Таким образом, можем сделать очевидный вывод – стоимость содержания автомобиля, а иногда и возможности въезда на нем на отдельные территории зависит от экологичности автомобиля. Чем меньше транспорт приносит вреда окружающей среде, тем меньше владельцу придется платить за его содержание.
Это касается всех случаев – и уплаты всеобщего транспортного налога, и инфраструктурных соборов, и даже налогов для большегрузов. Такой принцип налогообложения обусловлен заботой немецких властей о защите окружающей среды и экологической обстановке в Германии.
Планируете заграничное путешествие? Не забудьте про туристическую страховку! Она станет вашим надежным помощником в случае…
Один из самых увлекательных способов исследовать Россию - это пешие прогулки. Это позволит вам полностью…
Эстония, маленькая страна на побережье Балтийского моря, привлекает туристов своей уникальной культурой, красивой природой и…
Россия - это не только огромная территория, но и невероятное разнообразие природы, культуры и истории.…
Сегодня, в эпоху глобализации и сверхсвязности, многие русские ищут новые возможности за пределами своей родины.…
Мир меняется, и многие люди в России задумываются о переезде в другую страну. Причин может…