Налоговая система в Эстонии: просто и эффективно

Переезд в Эстонию сопряжен не только с трудностями перемены места жительства. Непохожий менталитет и сложный для изучения язык могут стать непреодолимым препятствием для многих мигрантов из России. В то же время налоги в Эстонии, система их сбора и контроля за плательщиками настолько просты, что это обеспечило стране высокое место в рейтинге государств с благоприятным бизнес-климатом.

налоги в Эстонии

Налоговые органы Эстонии

Администированием государственных налогов в Эстонии занимается Налогово-таможенный департамент (Maksu- ja Tolliamet). В обязанности департамента входит:

  • работа по повышению собираемости взносов;
  • предотвращение случаев вовлечения граждан в теневые схемы ухода от налогов;
  • разработка новых законодательных норм, а также внедрение сервисов и механизмов, облегчающих ведение предпринимательской деятельности;
  • ведение реестра налогоплательщиков (Maksukohustuslaste register) и трудоустроенных лиц (Töötamise register).

На местном уровне контролем и сбором взносов в бюджет занимаются органы городского или сельского самоуправления.

Эффективное выполнение своих обязанностей на каждом уровне обеспечивает Эстонии высокое место в рейтинге простоты ведения бизнеса. В 2019 году страна вошла в топ-20 по этому показателю.

На сегодняшний день процедура подачи отчетности занимает у рядового плательщика не более 5 минут, а отправить декларацию и оплатить обязательство можно дистанционно, через личный кабинет системы самообслуживания E-MTA.

Основы налоговой системы Эстонии

В Законе “О налогообложении” (Maksukorralduse seadus) определено, какие налоги в Эстонии относятся к основным государственным обязательствам для граждан и организаций, работающих в стране:

  • подоходный – tulumaks;
  • социальный – sotsiaalmaks;
  • земельный – maamaks;
  • на азартные игры – hasartmängumaks;
  • НДС – käibemaks;
  • таможенная пошлина – tollimaks;
  • акцизы – aktsiisid;
  • взнос на тяжелые транспортные средства – raskeveokimaks;
  • на прибыль юридических лиц – ettevõtlustulu maks.

Граждане Эстонии и организации-резиденты отчитываются и уплачивают налоги самостоятельно. Нерезидентам будет необходимо заручиться поддержкой лицензированного налогового представителя.

подоходный налог в Эстонии

Список лиц, получивших лицензию, можно найти на сайте Налогово-таможенного департамента.

Обложение доходов физических лиц

Принципы обложения доходов физических лиц изложены в Законе “О подоходном налоге” (Tulumaksuseadus). Шкала ставок НДФЛ в стране плоская, однако есть разделение тарифов по видам дохода.

Размер ставкиТип дохода
20 % (стандартная)Зарплата наемных работников и прочие доходы, для которых не предусмотрены более низкие ставки
0.1Страховые пособия на случай безработицы
0.07Удерживаются из суммы начисленных физлицу дивидендов

Более низкая ставка – 7 % – предусмотрена для выплаты дивидендов физическому лицу, если до этого к ним применялась ставка в 14 %. На практике это означает, что распределенные дивиденды облагаются налогом дважды: доначисление в 14 % на этапе распределения и удержание 7 % на этапе выдачи физическому лицу.

Например, если соучредитель компании имеет право на 1 000 евро дивидендных выплат, в бюджет нужно заплатить 162,79 евро за счет предприятия (1000 × 14/86) и 70 евро за счет получателя (1000*7 %). «Чистыми» на руки учредитель получает 930 евро.

С 2019 года в стране начал действовать единый подход к определению необлагаемой части годового дохода. Максимальный размер освобожденной части равен 6 000 евро при условии, что годовой заработок не превышает 14 400 евро.

Диапазон, евро в годФормула определения необлагаемой частиСумма освобождения
До 14 4006 000 евро за год или 500 евро в месяц
От 14 400 до 25 2006 000 – 6 000/10 800* (фактическая сумма дохода – 14 400)От 0 до 6 000 евро.
Например, при годовой зарплате в 20 000 евро
необлагаемая часть будет равна 3 111
(6 000 – 6 000/10 800*5 600)
Свыше 25 200Необлагаемой части нет, НДФЛ рассчитывается со всей суммы

Годовую сумму заработанных средств, и соответственно, подоходный налог в Эстонии можно уменьшить за счет дополнительных вычетов:

  • исключаются из налогооблагаемой базы взносы на социальное страхование на случай безработицы и на обязательную накопительную часть пенсии, уплаченные гражданами-непредпринимателями;
  • если в семье есть дети, то НДФЛ не облагается еще 1 848 евро за каждого малыша, начиная со второго;
  • из базы можно вычесть проценты по жилищному кредиту – до 300 евро в год;
  • расходы на обучение и пожертвования – до 1 200 евро за год.

Кроме подоходного, из зарплаты наемных работников уплачиваются:

  • социальный налог – 33 % от начисленного заработка (до удержания НДФЛ), за счет нанимателя;
  • взнос на страхование от безработицы – 0,8 % от оклада за счет работодателя и 1,6 % – удержание за счет самого сотрудника.

Для простоты исчисления можно воспользоваться онлайн-калькулятором определения «чистой» зарплаты и размера страховых платежей.

Правила обложения прибыли организаций

налог на прирост капиталаОдним из наиболее привлекательных факторов ведения бизнеса в Эстонии является то, что прибыль компаний, работающих в стране, облагается налогами по факту распределения. Это означает, что фирма платит налог на прибыль в Эстонии не с начисленных сумм, выведенных по данным бухгалтерского учета, а с выплаченных соучредителям дивидендов.

Ставка налога определяется в Законе “О подоходном налоге”. С 1 января 2019 года ее размер снижен с 20 % (или 20/80 с нетто-суммы) до 14 % (или 14/86 от выплаченной нетто-суммы), при условии, что дивиденды выплачиваются на регулярной основе не менее 3 лет подряд.

На практике законодатель предлагает использовать следующую схему:

  • в 2019 году ставка в 14 % будет применяться к сумме, равной 1/3, выплаченной в 2019 году, остаток облагается по ставке 20/80;
  • в 2020 году этот предел будет повышен до 1/3 от общей суммы, выплаченной в 2019 и 2019 годах;
  • полноценный переход на сниженную ставку возможен с 2021 года (однако размер выплат не должен превысить средний показатель за последние 3 года).

Обязанность удержания и перечисления налога в бюджет возлагается на источник – фирму, выплачивающую средства. Часть прибыли компании, которая получена в виде дивидендов от участия в другом бизнесе, освобождена от обложения.

В стране также отсутствует отдельный налог на прирост капитала. Все операции по отчуждению ценного имущества или нематериальных активов, в результате которых бывший собственник получил финансовую выгоду, расцениваются как стандартные продажи с получением корпоративной прибыли.

Положительный результат сделки облагается по правилам Закона “О подоходном налоге” (в части, касающейся распределения дивидендов).

Налог на добавленную стоимость

налог на прибыль в ЭстонииПравила учета и уплаты налога на добавленную стоимость изложены в Законе “Об НДС” (Käibemaksuseadus). Большинство операций облагается по основной ставке в 20 %.

Пониженный тариф в 9 % применяется только при продаже:

  • книг и учебных пособий;
  • лекарственных средств и санитарно-гигиенических изделий для инвалидов;
  • периодических изданий, если они не содержат рекламный или развлекательный контент для взрослых;
  • услуг по временному размещению лиц.

Нулевая ставка применяется к товарам, вывозимым за пределы таможенной территории Эстонии, транзитным операциям, продаже товаров и услуг, предоставляемых пассажирам иностранных морских и воздушных судов.

Освобождены от уплаты НДС:

  • универсальные почтовые услуги;
  • медицинские услуги, связанные с использованием крови и ее компонентов, предоставлением грудного молока, а также трансплантацией органов и тканей человека;
  • услуги профессиональных стоматологов;
  • работа социальных служб, организованных муниципалитетом;
  • базовое профессиональное, среднее и высшее образование;
  • транспортировка больных, пострадавших и инвалидов;
  • страховые услуги;
  • аренда и лизинг недвижимого имущества;
  • продажа лотерейных билетов и организация азартных игр;
  • оборот инвестиционного золота.

Обязательная регистрация в качестве плательщика НДС предусмотрена для субъектов хозяйствования, облагаемый оборот которых на начало календарного года превысил отметку в 40 000 евро.

Иностранная фирма, продающая товары или услуги эстонскому потребителю дистанционно, не обязана уплачивать и отчитываться по НДС. Исключение предусмотрено только для тех, кто реализует подакцизную продукцию. В этом случае обязанности по перечислению фискального обязательства берут на себя налоговые представители.

Прочие обязательства

налог на недвижимостьВ отличие от большинства европейских стран, в Эстонии не взимают налог на недвижимость. Однако при совершении сделок по покупке или отчуждению имущества придется заплатить гербовый сбор в размере до 0,04 % от суммы сделки. Формально бюджет пополняют только те владельцы недвижимого имущества, в собственности которых есть земельные участки.

Земельный налог обязаны платить собственники, постоянные пользователи и застройщики выделенных им территорий. Ставки обязательства утверждаются на уровне муниципалитетов и находятся в диапазоне 0,1–2,5 % от стоимости налогообложения земли (тарифы, актуальные на 2019 год, с разбивкой по регионам можно найти на сайте налогового департамента).

Освобождается от обложения только часть участка, находящаяся под жилым домом (от 0,15 до 2 гектаров). Но только при условии, что это здание является местом официальной регистрации владельца земли. Основанием для взимания фискального обязательства является Закон “О земельном налоге” в Эстонии.

Некоторые обязательства действуют только на отдельных территориях. Например, таллинский рекламный сбор. С 2017 года он начисляется ежедневно из расчета 0,55 евро за квадратный метр рекламной площади в день. Уплата производится авансом, в первый день выбранного отчетного периода; на усмотрение плательщика это может быть неделя, месяц, квартал или год.

Кроме того, местные администрации могут установить собственные сборы:

  • за использование и загрязнение окружающей среды;
  • на закрытие дорог и улиц;
  • на механическое транспортное средство;
  • на развлечения;
  • на содержание животных;
  • за парковку.

Пройдите социологический опрос!

[yop_poll id=”14″]

Противодействие налоговому мошенничеству

Противодействие налоговому мошенничествуУклонение от платы налогов не приветствуется ни в одной стране. Эстония работает сразу по нескольким направлениям:

  • штрафные санкции – для тех, кто пренебрегает обязанностью декларировать и уплачивать налоги вовремя (0,06 % от неуплаченной суммы фискального обязательства в день);
  • раскрытие и переквалификация фиктивных сделок, искажающих суть операции с целью получить налоговое послабление или занизить сумму бюджетного платежа;
  • трансфертное ценообразование – соотношение стоимости проведенных между связанными лицами сделок с «обычными ценами» на рынке.

Налоговый департамент постоянно призывает плательщиков самостоятельно проявлять бдительность при выборе партнеров.

В помощь бизнесу и обычным гражданам с октября 2019 года запускается электронный сервис «Оценки налогового поведения» (сайт e-MTA), который даст представление о наличии регистрации НДС, действующих лицензий, непогашенных долгов и других показателей, формирующих представление о финансовой состоятельности контрагента.

Кроме того, Эстония применяет так называемые белые списки стран, с которыми можно иметь дело без опасений попасть в мошенническую схему. В них входят юрисдикции, которые власти Эстонии не считают офшорными или предоставляющими льготные режимы налогообложения. Остальные страны попадают в «черный список».

Межгосударственные налоговые соглашения

Подчинятся всем налоговым правилам Эстонской республики обязаны налоговые резиденты страны. Таковыми признаются физические лица, прожившие в Эстонии 183 и более дней. Предприятия получают статус резидента при условии, что регистрируют в республике свое постоянное представительство.

Для улучшения взаимодействия с налоговыми органами других стран Эстония заключает соглашения об избежании двойного обложения доходов и активов, а также об обмене фискальной информацией. Алфавитный список стран, подписавших договоренности, расположен на сайте Налогово-таможенного департамента.

Отчетность организаций и предпринимателей

какие налоги в ЭстонииВ соответствии с Законом “О бухучете” в Эстонии все предприятия обязаны регулярно подавать отчет об итогах хозяйственного года. Предоставлять его нужно в органы регистрации субъектов хозяйствования в течение первых 6 месяцев после окончания отчетного периода.

В большинстве случаев он длится 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря), однако законодательство дает возможность зафиксировать в уставе другие даты начала и окончания хозяйственного года.

Годовой бухгалтерский отчет представляет собой документ, раскрывающий полные и достоверные данные о финансовом состоянии организации. Основные составляющие финансовой отчетности:

  • баланс (развернутый или краткий);
  • отчет о прибыли или убытках;
  • отчета о движении денежных средств;
  • данные об изменении стоимости собственных активов.

В зависимости от величины предприятия состав годовой отчетности будет меняться.

Категории предприятийСостав отчетности
Микропредприятие (сумма активов не превышает 175 000 евро, а годовая выручка не более 50 000 евро)Может составить только сокращенный баланс и отчет о прибыли, раскрывать информацию о хозяйственной деятельности ему не обязательно. Максимальное число приложений не должно превышать 3 документов
Малое предприятие. Признается таковым, если выполняется одно из условий: совокупные активы более 4 млн евро; годовая выручка больше 8 млн евро; средняя численность персонала более 50 человекОбязаны составлять подробный баланс и отчет о деятельности. Максимальное число приложений – 9
Средняя компания. Признается таковой, если выполняется одно из условий: совокупные активы более 20 млн евро; годовая выручка больше 40 млн евро; средняя численность персонала более 250 человекПолная отчетность в соответствии с эстонскими или международными стандартами бухучета. В среднем пакет документов состоит из 4 обязательных отчетов и 15 приложений
Крупная корпорация. Признается таковой, если выполняется минимум два из условий: совокупные активы более 20 млн евро; годовая выручка больше 40 млн евро; средняя численность персонала более 250 человек

К годовой отчетности нужно приложить заключение аудитора. По Закону “О деятельности аудитора” такая проверка является обязательной, если:

  • верно хотя бы два из условий: выручка выше 4 млн евро в год, активы по балансу более 2 млн евро, численность наемного персонала более 50 человек;
  • или хотя бы одно из условий: выручка от продаж – более 12 млн евро в год, активы – более 6 млн евро, численность работников более 180 человек.

Налоговую отчетность должны подавать как юридические лица, так и частные. Граждане, в зависимости от обстоятельств, должны ежегодно:

  • Подавать декларацию о доходах по форме А (с 15 февраля до 1 апреля ежегодно). Ее подают предприниматели, получатели доходов из-за границы, лица, желающие получить налоговый возврат или зачесть ранее понесенные убытки.
  • Уплачивать земельный налог (до 15 июля).
  • Уплачивать взносы на транспортные средства (до 1 октября).

Предприниматели должны ежегодно предоставлять в налоговые службы декларацию о коммерческих доходах по форме Е.

Заключение

Членство в Евросоюзе накладывает на Эстонскую республику определенные обязательства в сфере налогообложения и обмена информацией. Однако стране удалось сохранить низкий уровень налоговых ставок, простые и удобные способы взаимодействия с фискальными органами, соединив их с эффективными методами контроля над исполнением законодательства.

Налоговые вопросы в Эстонии: Видео

Adblock
detector