Переезд в Эстонию сопряжен не только с трудностями перемены места жительства. Непохожий менталитет и сложный для изучения язык могут стать непреодолимым препятствием для многих мигрантов из России. В то же время налоги в Эстонии, система их сбора и контроля за плательщиками настолько просты, что это обеспечило стране высокое место в рейтинге государств с благоприятным бизнес-климатом.
Налоговые органы Эстонии
Администированием государственных налогов в Эстонии занимается Налогово-таможенный департамент (Maksu- ja Tolliamet). В обязанности департамента входит:
- работа по повышению собираемости взносов;
- предотвращение случаев вовлечения граждан в теневые схемы ухода от налогов;
- разработка новых законодательных норм, а также внедрение сервисов и механизмов, облегчающих ведение предпринимательской деятельности;
- ведение реестра налогоплательщиков (Maksukohustuslaste register) и трудоустроенных лиц (Töötamise register).
На местном уровне контролем и сбором взносов в бюджет занимаются органы городского или сельского самоуправления.
Эффективное выполнение своих обязанностей на каждом уровне обеспечивает Эстонии высокое место в рейтинге простоты ведения бизнеса. В 2019 году страна вошла в топ-20 по этому показателю.
На сегодняшний день процедура подачи отчетности занимает у рядового плательщика не более 5 минут, а отправить декларацию и оплатить обязательство можно дистанционно, через личный кабинет системы самообслуживания E-MTA.
Основы налоговой системы Эстонии
В Законе “О налогообложении” (Maksukorralduse seadus) определено, какие налоги в Эстонии относятся к основным государственным обязательствам для граждан и организаций, работающих в стране:
- подоходный – tulumaks;
- социальный – sotsiaalmaks;
- земельный – maamaks;
- на азартные игры – hasartmängumaks;
- НДС – käibemaks;
- таможенная пошлина – tollimaks;
- акцизы – aktsiisid;
- взнос на тяжелые транспортные средства – raskeveokimaks;
- на прибыль юридических лиц – ettevõtlustulu maks.
Граждане Эстонии и организации-резиденты отчитываются и уплачивают налоги самостоятельно. Нерезидентам будет необходимо заручиться поддержкой лицензированного налогового представителя.
Список лиц, получивших лицензию, можно найти на сайте Налогово-таможенного департамента.
Обложение доходов физических лиц
Принципы обложения доходов физических лиц изложены в Законе “О подоходном налоге” (Tulumaksuseadus). Шкала ставок НДФЛ в стране плоская, однако есть разделение тарифов по видам дохода.
Размер ставки | Тип дохода |
---|---|
20 % (стандартная) | Зарплата наемных работников и прочие доходы, для которых не предусмотрены более низкие ставки |
0.1 | Страховые пособия на случай безработицы |
0.07 | Удерживаются из суммы начисленных физлицу дивидендов |
Более низкая ставка – 7 % – предусмотрена для выплаты дивидендов физическому лицу, если до этого к ним применялась ставка в 14 %. На практике это означает, что распределенные дивиденды облагаются налогом дважды: доначисление в 14 % на этапе распределения и удержание 7 % на этапе выдачи физическому лицу.
Например, если соучредитель компании имеет право на 1 000 евро дивидендных выплат, в бюджет нужно заплатить 162,79 евро за счет предприятия (1000 × 14/86) и 70 евро за счет получателя (1000*7 %). «Чистыми» на руки учредитель получает 930 евро.
С 2019 года в стране начал действовать единый подход к определению необлагаемой части годового дохода. Максимальный размер освобожденной части равен 6 000 евро при условии, что годовой заработок не превышает 14 400 евро.
Диапазон, евро в год | Формула определения необлагаемой части | Сумма освобождения |
---|---|---|
До 14 400 | 6 000 евро за год или 500 евро в месяц | |
От 14 400 до 25 200 | 6 000 – 6 000/10 800* (фактическая сумма дохода – 14 400) | От 0 до 6 000 евро. Например, при годовой зарплате в 20 000 евро необлагаемая часть будет равна 3 111 (6 000 – 6 000/10 800*5 600) |
Свыше 25 200 | Необлагаемой части нет, НДФЛ рассчитывается со всей суммы |
Годовую сумму заработанных средств, и соответственно, подоходный налог в Эстонии можно уменьшить за счет дополнительных вычетов:
- исключаются из налогооблагаемой базы взносы на социальное страхование на случай безработицы и на обязательную накопительную часть пенсии, уплаченные гражданами-непредпринимателями;
- если в семье есть дети, то НДФЛ не облагается еще 1 848 евро за каждого малыша, начиная со второго;
- из базы можно вычесть проценты по жилищному кредиту – до 300 евро в год;
- расходы на обучение и пожертвования – до 1 200 евро за год.
Кроме подоходного, из зарплаты наемных работников уплачиваются:
- социальный налог – 33 % от начисленного заработка (до удержания НДФЛ), за счет нанимателя;
- взнос на страхование от безработицы – 0,8 % от оклада за счет работодателя и 1,6 % – удержание за счет самого сотрудника.
Для простоты исчисления можно воспользоваться онлайн-калькулятором определения «чистой» зарплаты и размера страховых платежей.
Правила обложения прибыли организаций
Одним из наиболее привлекательных факторов ведения бизнеса в Эстонии является то, что прибыль компаний, работающих в стране, облагается налогами по факту распределения. Это означает, что фирма платит налог на прибыль в Эстонии не с начисленных сумм, выведенных по данным бухгалтерского учета, а с выплаченных соучредителям дивидендов.
Ставка налога определяется в Законе “О подоходном налоге”. С 1 января 2019 года ее размер снижен с 20 % (или 20/80 с нетто-суммы) до 14 % (или 14/86 от выплаченной нетто-суммы), при условии, что дивиденды выплачиваются на регулярной основе не менее 3 лет подряд.
На практике законодатель предлагает использовать следующую схему:
- в 2019 году ставка в 14 % будет применяться к сумме, равной 1/3, выплаченной в 2019 году, остаток облагается по ставке 20/80;
- в 2020 году этот предел будет повышен до 1/3 от общей суммы, выплаченной в 2019 и 2019 годах;
- полноценный переход на сниженную ставку возможен с 2021 года (однако размер выплат не должен превысить средний показатель за последние 3 года).
Обязанность удержания и перечисления налога в бюджет возлагается на источник – фирму, выплачивающую средства. Часть прибыли компании, которая получена в виде дивидендов от участия в другом бизнесе, освобождена от обложения.
В стране также отсутствует отдельный налог на прирост капитала. Все операции по отчуждению ценного имущества или нематериальных активов, в результате которых бывший собственник получил финансовую выгоду, расцениваются как стандартные продажи с получением корпоративной прибыли.
Положительный результат сделки облагается по правилам Закона “О подоходном налоге” (в части, касающейся распределения дивидендов).
Налог на добавленную стоимость
Правила учета и уплаты налога на добавленную стоимость изложены в Законе “Об НДС” (Käibemaksuseadus). Большинство операций облагается по основной ставке в 20 %.
Пониженный тариф в 9 % применяется только при продаже:
- книг и учебных пособий;
- лекарственных средств и санитарно-гигиенических изделий для инвалидов;
- периодических изданий, если они не содержат рекламный или развлекательный контент для взрослых;
- услуг по временному размещению лиц.
Нулевая ставка применяется к товарам, вывозимым за пределы таможенной территории Эстонии, транзитным операциям, продаже товаров и услуг, предоставляемых пассажирам иностранных морских и воздушных судов.
Освобождены от уплаты НДС:
- универсальные почтовые услуги;
- медицинские услуги, связанные с использованием крови и ее компонентов, предоставлением грудного молока, а также трансплантацией органов и тканей человека;
- услуги профессиональных стоматологов;
- работа социальных служб, организованных муниципалитетом;
- базовое профессиональное, среднее и высшее образование;
- транспортировка больных, пострадавших и инвалидов;
- страховые услуги;
- аренда и лизинг недвижимого имущества;
- продажа лотерейных билетов и организация азартных игр;
- оборот инвестиционного золота.
Обязательная регистрация в качестве плательщика НДС предусмотрена для субъектов хозяйствования, облагаемый оборот которых на начало календарного года превысил отметку в 40 000 евро.
Иностранная фирма, продающая товары или услуги эстонскому потребителю дистанционно, не обязана уплачивать и отчитываться по НДС. Исключение предусмотрено только для тех, кто реализует подакцизную продукцию. В этом случае обязанности по перечислению фискального обязательства берут на себя налоговые представители.
Прочие обязательства
В отличие от большинства европейских стран, в Эстонии не взимают налог на недвижимость. Однако при совершении сделок по покупке или отчуждению имущества придется заплатить гербовый сбор в размере до 0,04 % от суммы сделки. Формально бюджет пополняют только те владельцы недвижимого имущества, в собственности которых есть земельные участки.
Земельный налог обязаны платить собственники, постоянные пользователи и застройщики выделенных им территорий. Ставки обязательства утверждаются на уровне муниципалитетов и находятся в диапазоне 0,1–2,5 % от стоимости налогообложения земли (тарифы, актуальные на 2019 год, с разбивкой по регионам можно найти на сайте налогового департамента).
Освобождается от обложения только часть участка, находящаяся под жилым домом (от 0,15 до 2 гектаров). Но только при условии, что это здание является местом официальной регистрации владельца земли. Основанием для взимания фискального обязательства является Закон “О земельном налоге” в Эстонии.
Некоторые обязательства действуют только на отдельных территориях. Например, таллинский рекламный сбор. С 2017 года он начисляется ежедневно из расчета 0,55 евро за квадратный метр рекламной площади в день. Уплата производится авансом, в первый день выбранного отчетного периода; на усмотрение плательщика это может быть неделя, месяц, квартал или год.
Кроме того, местные администрации могут установить собственные сборы:
- за использование и загрязнение окружающей среды;
- на закрытие дорог и улиц;
- на механическое транспортное средство;
- на развлечения;
- на содержание животных;
- за парковку.
Пройдите социологический опрос!
[yop_poll id=”14″]
Противодействие налоговому мошенничеству
Уклонение от платы налогов не приветствуется ни в одной стране. Эстония работает сразу по нескольким направлениям:
- штрафные санкции – для тех, кто пренебрегает обязанностью декларировать и уплачивать налоги вовремя (0,06 % от неуплаченной суммы фискального обязательства в день);
- раскрытие и переквалификация фиктивных сделок, искажающих суть операции с целью получить налоговое послабление или занизить сумму бюджетного платежа;
- трансфертное ценообразование – соотношение стоимости проведенных между связанными лицами сделок с «обычными ценами» на рынке.
Налоговый департамент постоянно призывает плательщиков самостоятельно проявлять бдительность при выборе партнеров.
В помощь бизнесу и обычным гражданам с октября 2019 года запускается электронный сервис «Оценки налогового поведения» (сайт e-MTA), который даст представление о наличии регистрации НДС, действующих лицензий, непогашенных долгов и других показателей, формирующих представление о финансовой состоятельности контрагента.
Кроме того, Эстония применяет так называемые белые списки стран, с которыми можно иметь дело без опасений попасть в мошенническую схему. В них входят юрисдикции, которые власти Эстонии не считают офшорными или предоставляющими льготные режимы налогообложения. Остальные страны попадают в «черный список».
Межгосударственные налоговые соглашения
Подчинятся всем налоговым правилам Эстонской республики обязаны налоговые резиденты страны. Таковыми признаются физические лица, прожившие в Эстонии 183 и более дней. Предприятия получают статус резидента при условии, что регистрируют в республике свое постоянное представительство.
Для улучшения взаимодействия с налоговыми органами других стран Эстония заключает соглашения об избежании двойного обложения доходов и активов, а также об обмене фискальной информацией. Алфавитный список стран, подписавших договоренности, расположен на сайте Налогово-таможенного департамента.
Отчетность организаций и предпринимателей
В соответствии с Законом “О бухучете” в Эстонии все предприятия обязаны регулярно подавать отчет об итогах хозяйственного года. Предоставлять его нужно в органы регистрации субъектов хозяйствования в течение первых 6 месяцев после окончания отчетного периода.
В большинстве случаев он длится 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря), однако законодательство дает возможность зафиксировать в уставе другие даты начала и окончания хозяйственного года.
Годовой бухгалтерский отчет представляет собой документ, раскрывающий полные и достоверные данные о финансовом состоянии организации. Основные составляющие финансовой отчетности:
- баланс (развернутый или краткий);
- отчет о прибыли или убытках;
- отчета о движении денежных средств;
- данные об изменении стоимости собственных активов.
В зависимости от величины предприятия состав годовой отчетности будет меняться.
Категории предприятий | Состав отчетности |
---|---|
Микропредприятие (сумма активов не превышает 175 000 евро, а годовая выручка не более 50 000 евро) | Может составить только сокращенный баланс и отчет о прибыли, раскрывать информацию о хозяйственной деятельности ему не обязательно. Максимальное число приложений не должно превышать 3 документов |
Малое предприятие. Признается таковым, если выполняется одно из условий: совокупные активы более 4 млн евро; годовая выручка больше 8 млн евро; средняя численность персонала более 50 человек | Обязаны составлять подробный баланс и отчет о деятельности. Максимальное число приложений – 9 |
Средняя компания. Признается таковой, если выполняется одно из условий: совокупные активы более 20 млн евро; годовая выручка больше 40 млн евро; средняя численность персонала более 250 человек | Полная отчетность в соответствии с эстонскими или международными стандартами бухучета. В среднем пакет документов состоит из 4 обязательных отчетов и 15 приложений |
Крупная корпорация. Признается таковой, если выполняется минимум два из условий: совокупные активы более 20 млн евро; годовая выручка больше 40 млн евро; средняя численность персонала более 250 человек |
К годовой отчетности нужно приложить заключение аудитора. По Закону “О деятельности аудитора” такая проверка является обязательной, если:
- верно хотя бы два из условий: выручка выше 4 млн евро в год, активы по балансу более 2 млн евро, численность наемного персонала более 50 человек;
- или хотя бы одно из условий: выручка от продаж – более 12 млн евро в год, активы – более 6 млн евро, численность работников более 180 человек.
Налоговую отчетность должны подавать как юридические лица, так и частные. Граждане, в зависимости от обстоятельств, должны ежегодно:
- Подавать декларацию о доходах по форме А (с 15 февраля до 1 апреля ежегодно). Ее подают предприниматели, получатели доходов из-за границы, лица, желающие получить налоговый возврат или зачесть ранее понесенные убытки.
- Уплачивать земельный налог (до 15 июля).
- Уплачивать взносы на транспортные средства (до 1 октября).
Предприниматели должны ежегодно предоставлять в налоговые службы декларацию о коммерческих доходах по форме Е.
Заключение
Членство в Евросоюзе накладывает на Эстонскую республику определенные обязательства в сфере налогообложения и обмена информацией. Однако стране удалось сохранить низкий уровень налоговых ставок, простые и удобные способы взаимодействия с фискальными органами, соединив их с эффективными методами контроля над исполнением законодательства.